Эта железная дорога была построена англичанами всего за несколько недель, став первой стальной магистралью с паровой тягой на Крымском полуострове. Но просуществовала она недолго: буквально через год после открытия пути разобрали, и около двух тысяч рельсов за деньги ушли в Турцию.
Крымская война и осада Севастополя
В октябре 1853 года разразился русско-турецкий конфликт, в который через пять месяцев вступили Англия, Франция и Сардиния, поддержавшие Османскую империю.
Основные боевые действия развернулись на полуострове, именем которого впоследствии и была названа эта война — Крымская. Ее кульминацией стала блокада Севастополя, начавшаяся осенью 1854-го. © Wikimedia Commons / public domain (Бомбардировка Севастополя, картина 1858 года)Силы обороняющихся существенно уступали войскам коалиции как численно, так и в плане технического оснащения. Поэтому европейцы, бросившие на захват города англо-французский десант, надеялись быстро овладеть главной базой Черноморского флота. Но в итоге осада Севастополя продлилась около года — ровно 350 дней.
Увязшие в грязи
Союзники столкнулись не только с героизмом обороняющихся и умелым командованием русских военачальников, но и с неожиданными коммуникационными трудностями. Британская база была развернута в Балаклаве, которая на некоторое время стала "маленьким Лондоном"; там было обустроено все необходимое для жизни англичан. От места боевых действий ее отделяло чуть более 10 км. Но по дороге для доставки грузов осаждавшим приходилось преодолевать порядка 15 км, которые в непогоду оказались попросту непроходимыми.
Повозки буквально утопали в грязи, из-за чего военные не получали вовремя боеприпасы, еду и одежду. Все это приводило к истощению армии, обморожениям и серьезным заболеваниям. Например, от холеры скончался командующий войсками британцев 66-летний фельдмаршал лорд Реглан.
© Wikimedia Commons / public domain (Карикатура в одном из лондонских журналов, где один солдат говорит, что им дадут медаль. Другой отвечает, что это мило и выражает надежду, что когда-нибудь, возможно, они получат и шинель, на которую можно будет ее приколоть)Как отмечалось позднее, англичане умело наладили коммуникации от родных берегов до черноморского побережья на расстоянии в тысячи миль, но не смогли справиться с той же задачей на участке всего в 10 км. В то время как Балаклава была буквально завалена продуктами и одеждой, армия у Севастополя страдала от недоедания и холода.
Рождение первой Крымской дороги
О проблемах англичан на Крымском полуострове активно писала европейская пресса. Британский подданный Мортон Пето, предприниматель и инженер-строитель, узнав о бедах соотечественников, выразил готовность построить в Крыму от Балаклавской бухты до Севастополя стальную магистраль, которая позволила бы наладить бесперебойное снабжение армии. На родине и за ее пределами Пето уже отметился несколькими железнодорожными проектами. В парламенте же не было единства относительно этой идеи, однако недовольство в стране затянувшейся войной возрастало, поэтому власти в итоге дали добро.
© Wikimedia Commons / public domain (Историческая карта, показывающая территорию Севастополя и Балаклавы во время осады, на которой отмечена и построенная железная дорога)Пето предложил проложить путь для поездов на Крымском полуострове по себестоимости и без заключения договора. Но, как отмечают историки, то был не просто патриотический порыв. В этой кампании талантливый предприниматель видел успешный рекламный ход. И он не просчитался. Уже после завершения войны Пето был удостоен особых наград от британского правительства, а его фирма получила ряд крупных заказов сразу в нескольких странах. Об инициативе инженера и ее успешной реализации неоднократно писали в газетах, что сделало британскую компанию популярнее.
Зимой 1854-1855 годов началась подготовка к строительству линии в Крыму: инженеры исследовали территорию и проводили работы по выбору наиболее рационального размещения трассы. В это время от британских берегов в сторону Крыма двигались суда с тоннами груза (рельсы, шпалы, доски, спецтехника, паровозы, десятки вагонов) и командой железнодорожников. Последние приступили к реализации проекта в феврале, и уже в апреле дорога протяженностью 11 км была сдана в эксплуатацию.
© Wikimedia Commons / public domain (Пути в гавани Балаклавы, фотография до 1856 года)Параллельно продолжалось строительство ответвлений, в том числе к французскому и сардинскому штабам, в результате чего общая длина путей увеличилась в два раза. Работы велись в круглосуточном режиме, а рабочие были обеспечены всем необходимым, включая ежедневную порцию рома. Бутылки, оставшиеся после строителей, в этих местах находили и в наши дни при проведении земляных работ.
Составы ходили по дороге каждый час с семи утра до семи вечера. Они перевозили не только боеприпасы и продовольствие, но и раненых солдат. Помимо локомотивов из Британии в Крым доставили две сотни лошадей, а из Турции — полтора десятка мулов. Из-за крутых подъемов и спусков использовать на всем маршруте паровозы было проблематично, поэтому на отдельных участках вагоны тянули животные. А где-то дополнительно использовали стационарные двигатели с приводным тросом.
Разобрана и продана
Военные действия на полуострове прекратились в конце февраля 1856-го, а через месяц в Париже сторонами конфликта был подписан мирный договор. Согласно его отдельным статьям, Петербург уступал туркам южную часть Бессарабии и Карс, а России в свою очередь возвращались Севастополь, Балаклава и другие крымские города. Железная дорога после войны была разобрана и продана в Турцию. Правда, кто именно отдал рельсы — русские или англичане — до конца неизвестно. По этому поводу существует противоречивая информация.
© Wikimedia Commons / public domain (Паровоз Swan типа 1-1-1, которые использовали на Крымской железной дороге)В год демонтажа Балаклавской железной дороги французские предприниматели получили концессию на строительство стальной магистрали в Крыму. Они потянули линию от Феодосии в центр полуострова, но проект не был завершен по финансовым причинам. Полноценная линия в регионе появилась только в 1874-1875 годах — Симферополь – Севастополь, ставшая заключительным отрезком пути протяженностью 665 км от ст. Лозовая (Харьковской обл.).
Построенная англичанами и просуществовавшая всего год линия вошла в историю как первая стальная магистраль на паровой тяге на Крымском полуострове. Стоит отметить, что в 1843 году в Инкермане для доставки груза от каменоломни до пристани была оборудована километровая железная дорога. Но в движение вагоны на ней приводились посредством конной тяги.
© Wikimedia Commons / public domain (Карта путей сообщения Российской империи, 1916 год)Неутешительные итоги Крымской войны вскрыли многочисленные проблемы Российской империи, включая транспортную доступность. Неудовлетворительное состояние путей сообщения или их полное отсутствие стали одной из причин поражения. Осознание этого послужило толчком для развития железнодорожной сети в стране. К 1880 году протяженность стальной магистрали на территории государства составила 23 тыс. км. А в следующие 20 лет увеличилась еще более чем в два раза.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
1. Иванов В. Б. Британские военно-технические инновации на примере Английской железной дороги и их роль для достижения победы в Крымской войне 1853-1856 гг. // Военно-исторический музей фортификационных сооружений // https://muzey-sevastopol.ru/nauka/17-nauka/31-ivanov01
2. Первых Д. К. Русская и английская пресса 1850-х годов об организации железнодорожного сообщения в годы первой Крымской войны // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. №3. 2015. — с. 22-28
3. Самсонов В. И. Английская железная дорога в Балаклаве в эпоху Крымской войны. Севастополь, 1931. — с. 3-19
Свежие комментарии