На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Елена Смирнова
    Скорее они хотят ракетных ударов вглубь европарламента.Европарламент хоч...
  • Nikolay Zakharov
    Этому Арбатову звание академик от папы досталось или он имеет труды на это звание,судя по публикации он отстаивает ин...Российская научна...
  • Варлам Устрялов
    ты  считаешь это нормальным? Пусть так и дальше будет?ПРЕДСКАЗАНИЕ ЖИРИ...

Срыв сделки по сектору Газа. Какие выводы можно сделать для России

Срыв сделки по сектору Газа. Какие выводы можно сделать для России

26 августа в Тегеран с официальным визитом прибыл премьер-министр Катара Мухаммед Аль Тани. Цель визита – переговоры с новым президентом Ирана М. Пезешкианом и новым главой МИД Ирана – А. Арагчи.

Понятно, что главная задача, которую будут пытаться решать обе стороны – дальнейшие действия после того, как уже шесть раз «намоленное» и наконец-то практически подписанное соглашение по прекращению огня в секторе Газа оказалось отменено прежде всего личным решением израильского премьера.

Б. Нетаньяху в последний момент отказался отвести войска из т. н. «Филадельфийского коридора» (граница сектора и Египта). Контроль границы силами Египта и США в самый последний момент Б. Нетаньяху показался недостаточным. До этого ХАМАС не устраивали сроки вывода израильских войск, в итоге Б. Нетаньяху вообще решил не выводить силы из коридора.

Э. Блинкен развел руками. Бойцы же ЦАХАЛ, почувствовав направление ветра, подорвали старейшую мечеть в г. Хан-Юнис, сопроводив действо совершенно непотребными кадрами.

Соглашение, на которое рассчитывали практически все в регионе, причем и в самом Израиле, и в США, как оказалось, положено на полку.

Для России в этой коллизии есть очень важные моменты, над которыми стоит поразмышлять.

Плохо всем


При разводе часто повторяют простую и банальную вещь: «вас было двое». В данном случае всегда виноват кто-то другой: для сторонников Израиля – это всегда ХАМАС, для сторонников палестинского движения – это всегда Израиль.

Но ни одна, ни другая сторона, даже если брать не историю, а конкретно длинные переговоры по данному соглашению, «невинными золушками» не были. Условия переторговывали и пересматривали оба игрока.

Проблема в том, что с мая по август, с каждой новой итерацией, обе враждующие силы продвигались все дальше в тупик, просто тупик был у каждой силы свой.

ХАМАС уже и так получал максимум, оставаясь как политическая сила в Газе и оставляя за собой Газу, пусть и с неизбежными уступками в плане работы с администрацией Палестинской автономии. Дальнейший торг с Израилем уже все превращал в вялотекущий бессрочный кровавый морок, где для населения сектора не было никакого гуманитарного просвета.

Для Б. Нетаньяху ситуация политически была несколько хуже, поскольку после убийства главы политического крыла И. Хании ХАМАС на первое место в движении поставил лютого противника Б. Нетаньяху – Я. Синвара.

Я. Синвар не политик, это военный, а для Израиля так де-факто главный боевик. Логичней было бы ХАМАС выдвинуть более компромиссную фигуру, но, во-первых, такого всеобщего авторитета сегодня нет, а во-вторых, и скорее всего, таким образом Я. Синвару давалась пусть уже и гипотетическая, но все же какая-то гарантия безопасности.

Никакие пиар-акции и никакой медийный «антикриз» для Б. Нетаньяху уже не могли обеспечить прикрытие и обоснование десятимесячного копания и ковыряния в секторе Газа.

Эффект кровавой библейской мести уже прошел, осталось только бесцельное перемещение войск из одной части сектора Газа в другую. А заложников у Б. Нетаньяху – главного, что от него требовалось и требуется в Израиле, нет.

С Я. Синваром Израиль мог бы разобраться в своем фирменном стиле через какое-то время, и даже не исключено, что к некоторой выгоде многих в самой Палестине. Сейчас же Б. Нетаньяху надо было как-то вылезти из трясины.

Имея в активе головы ряда лидеров ХАМАС и «Хезболлы», показное мщение и живых оставшихся заложников, такой зубр, как Б. Нетаньяху, мог бы и сам выкручиваться внутри Израиля, и для демократов в США сделать реверанс перед выборами. Ведь Б. Нетаньяху не может не понимать, что шансы на избрание Д. Трампа уже не столь очевидны, скорее очевидность на другой стороне.

Ничего не получают и аравийские монархии. Они с демократами сотрудничали давно, а вот Д. Трампа не понимали. При всех трениях по конкретным моментам, за соглашение между ХАМАС и Израилем Вашингтону от аравийцев списалось бы многое. Устал от всего Египет, наэлектризована ультралиберальная паства вместе с диаспорами в США, Канаде и Европе.

Даже шаг из зазеркалья от Израиля в виде убийства И. Хании США через катарское посредничество удалось во многом купировать. Иран ради большего приостановил движение по пути ударов возмездия. Две недели МИД Ирана (дважды сменившийся в такой обстановке) отбивался от вопроса со всего региона: «когда же ответ».

Вот в таких условиях, когда уже выторговать ничего ни одна сторона не могла, а впереди был реальный тупик, откладывать такой договор было невыгодно никому. Ликвидация И. Хании и атаки в Ливане должны была вернуть внимание США к Израилю и лично к Б. Нетаньяху. Ставка была сделана, но дальше уже срыв финального соглашения не нужен был самому Б. Нетаньяху.

Воевать в Ливане на земле и по-настоящему израильский премьер, очевидно, не собирается, а бомбежки не дадут ничего в качестве принципиального решения, разве только какие-то ракеты «Хезболлы» массой преодолеют израильские рубежи. В Ливане ему надо было действовать весной.

Но что еще он может выловить в этой политической обстановке или какие соображения его побуждают (или какие силы) продолжать дальше?

Положение Ирана и «Хезболлы»


Для России и Украины, а также отчасти ЕС центральным вопросом была и остается Курская область. Однако для всего остального пространства за пределами «Большой Европы», центральным вопросом был другой: ответит ли Иран или все-таки соглашение будет подписано.

Ирану стоила громадных усилий эта демонстрация «стратегического терпения», которое пришлось осуществлять и новому кабинету, и самому Верховному лидеру А. Хаменеи. США Израилю выторговали И. Ханию без ударов иранскими ракетами в обмен на соглашение, которое демонстрировало стратегический подход Ирана к проблеме, но и со стороны Ирана не просто так внятно и четко были реанимированы тезисы по ядерной сделке.

Отдуваться за престиж Тегерана после срыва соглашения пришлось движению «Хезболла». Отдельный повод для этого у движения был (помимо прочих) вполне достаточный – в конце июля ВВС Израиля достали-таки в Ливане правую руку Хасана Насраллы и одного из главных планировщиков «Хезболлы» – Фуада Шукра.

Хезболла ближе к концу августа объявила о планировании ответного удара. Почему в конце августа – понятно, вопрос соглашения по сектору Газа и координация с Ираном.

Буквально на днях Израиль превентивно бомбит позиции «Хезболлы», где, по их данным, находятся готовые к пуску ракетные установки, удар «Хезболлы» производится, но эффект от него относительно слабый. Не исключено, что Израиль и в самом деле сорвал эту операцию, что называется, «на взлете» – за полчаса.

Х. Насралла выступил с обращением, с тезисами: а) «все по плану», б) «Израиль не попал», в) «свои результаты изучаем и позже доложим общественности».

Однако было в его тезисах нечто отдельное от обычной для этого региона военной бравады: «В мире известно, что США способны остановить агрессию Израиля в секторе Газа». Это вполне четкий и понятный сигнал американской переговорной команде: «ваш ход».

А пока в Тегеран летит член королевской фамилии и второе лицо в Катаре – М. Аль Тани, в Израиле, ЕС и США политологи стали гадать, есть ли еще один шанс на соглашение.

Что можно извлечь из того, что все на полгода пущено на самотек?


Постоянная ближневосточная схватка между Израилем и Палестиной (в широком смысле) представляется нам с учетом наших собственных сложностей и проблем чем-то отдаленным и прямого касательства к нам не имеющим. Это понятно на уровне эмоций, но неверно с точки зрения реальной обстановки.

Ведь не одни эти переговоры были сорваны в августе. Много говорят и о том, что в Катаре обсуждали энергетику Украины. Российский МИД это не подтверждает официально, но и переговоры могли идти через посредников. Это не нечто невероятное и уже такое было не раз.

Вот Н. Моди во время визита в Киев выглядел скверно, а сам визит оказался холостым. Почему? Потому что все прямые и непрямые договоренности сегодня пущены США на самотек.

Ведь кто оказался тут в стратегическом проигрыше? В таком положении оказывается вся внешнеполитическая команда непосредственно Дж. Байдена. С кем у нас в политическом «Телеграме» громким шепотом связывают разные якобы договорные схемы по Украине (есть они или нет, уже каждый для себя определяет в меру своей позиции) – с главой ЦРУ У. Бернсом.

Кто за десять месяцев проваливает весь Ближний Восток? Э. Блинкен и У. Бернс. Заметим, что в последнее время Дж. Салливан практически перестал светиться в медиаполе.

С точки зрения управленческой логики это означает, что новый кабинет демократов, которые явно не сомневаются в результате избирательной кампании, будет просто переписывать внешнеполитическую стратегию.

Вместо «сборной солянки» из идей и наработок за последние десять лет будут собирать нечто целое и внятное. Ведь на самом деле, сейчас американская стратегия выглядит как набор пазлов, каждый вроде бы сам по себе работает на общую концепцию, но собраны они вперемешку.

Вот эту мешанину и будут перекладывать, как надо. А раз Дж. Байден выступил после дебатов с Д. Трампом если не как ренегат, то уж точно как фронда, то и перекладывать пазлы уже будут без близкой ему команды.

Вот Дж. Салливан и решил заблаговременно уйти в тень. Кадр он ценный, рассчитывает, что пригодится (и вполне здраво рассчитывает, кстати). Поэтому и Джон Кирби выглядит как спикер весьма странно – как подставка, а реальную информацию доносит его коллега – С. Сингх. И именно от нее мы слышим совершенно противоположные вещи по той же Украине, мол, информацию передавали Киеву по Курску, дальнобойные ракеты разрешим. Д. Кирби не в курсе, но ему и не положено быть в курсе.

И это уже не медийная игра, в которую играли западные СМИ до этого, здесь уже не имеет значения, какие они будут нарративы проталкивать по Израилю и Украине до выборов. Как все сложится – с тем и будет работать новая команда, формируя одну логичную мозаику из нескольких предыдущих.

Судя по всему, на Ближнем Востоке и на Украине одновременно все отдано на откуп, если не случая, то течениям, по которым плывут корабли войны.

Никто никого ограничивать не будет, пусть даже все игроки будут ходить вразнобой. Заодно и к январю 2025 года будут понятны реальные пределы эскалации, а не многочисленные красные линии, тайные и явные переговоры и соглашения. Вот от этих реалий уже и будет работать новый демократический кабинет в США.

И для Ближнего Востока, и для России это означает, что даже если какие-то рамочные договоренности и были, то до января они работать уже не будут.

Все, что может игрок взять силовым ли путем, политическим ли, он либо возьмет, либо не возьмет. Б. Нетаньяху поближе к западным источникам и переговорам в кулуарах, и вряд ли просто так он давит направо и налево военных и политических оппонентов в Палестине и Ливане, не начиная еще одну большую войну – убирая с карты «плохие персоналии», он создает новую реальность для будущих переговоров, пока возможно.

Не исключено, что и Зеленскому примерно подсказывают аналогичные решения, частью чего и является операция под Курском – делай сам, что хочешь и как хочешь, результаты посмотрим в декабре-январе.

А вот Иран, Катар и «Хезболла» пока еще в ожидании, что старая команда в Вашингтоне что-то доделает до ноября. Но в такой ситуации что они могут доделать, если все сознательно пущено на самотек.

Россия пока делает примерно то же самое, что и Иран – пытается довести старое до конца. Но у Ирана тут своя политика, у них для демократов лежит опция – ядерная сделка против ядерного оружия. Не зря А. Хаменеи вернул распоряжением в правительство Д. Зарифа (теперь заместитель М. Пезешкиана по стратегии). У нас таких опций для нормализации с Западом нет, там вообще все перешло в принципиальную плоскость.

И тут уже вопрос к нашим стратегам. Хотят ли они сами создавать лучшую реальность для «после января». Ведь в этом временном окне можно делать практически что угодно: и до красных линий, и за ними. Это касается и ударов полновесных по генерации, и вопросов по самому Зеленскому и его давно потерявшим все берега членам команды, нестандартных решений и проч.

Это не очень привычно, выглядит рискованно, но, с другой-то стороны, такого временного окна больше может и не возникнуть.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх