20 ноября 1945 года начался Нюрнбергский процесс – зло в лице нацизма и немецкой агрессии, насколько это оказалось возможным, наказали, но заказчики Второй мировой войны остались в тени.
Сергей Латышев
Семьдесят пять лет назад, 20 ноября 1945 года, начался Нюрнбергский процесс, работа которого продолжалась до 1 октября 1946 года.
Перед международным трибуналом предстали 24 человека, входивших в высшее руководство нацистской Германии, кроме двух… самых главных – рейхсканцлера и фюрера Адольфа Гитлера и рейхсфюрера СС и главы немецких спецслужб Генриха Гиммлера. Оба они якобы покончили с собой, во что победители не слишком верили. Третьего наиболее влиятельного человека в третьем рейхе – "министра" нацистской партии и правую руку Гитлера (тоже якобы погибшего при попытке прорыва из осаждённого Красной армией Берлина) Мартина Бормана всё-таки судили – заочно.То, что Гитлера, имя которого произносилось в ходе процесса в Нюрнберге около 12 тысяч раз, не судили хотя бы заочно, – указывает на не вполне безоговорочную капитуляцию Германии, у верхушки которой было чем поделиться в обмен на личную неприкосновенность с победителями, ставшими подумывать при отсутствии общего врага о выяснении отношений между собой в борьбе за мировое господство. Что Гитлер, Гиммлер и Борман, вероятно, живы, скорее всего, знали те, кого судили в Нюрнберге, но молчали из соображения национального престижа. А кто-то из них, например, Герман Геринг, долгое время официальный преемник Гитлера и глава люфтваффе, возможно, тоже ожидал снисхождения. Впрочем, напрасно: кроме уничтоженной союзниками авиации он уже ничем не располагал и был никому не нужен…
Поэтому неудивительно, что если некоторые историки и юристы воспринимали и воспринимают Нюрнберг как пример международного сотрудничества, торжества верховенства закона и справедливости, считают "крупнейшим политико-правовым достижением своей эпохи", позитивным примером для будущего (такова официальная позиция России), другие видели и видят в работе трибунала пример избирательного "правосудия победителей", игнорирования неудобных фактов и закулисных "сделок со следствием". Истина, как всегда, находится посередине.
Нюрнберг вместо Мюнхена
Процесс над немецкими военными преступниками планировалось поначалу провести в Мюнхене, "городе Движения" (там была истинная нацистская столица) в зловеще выглядящем здании Немецкого музея на острове на реке Изар. Однако оказалось, что там уже разместилась американская оккупационная администрация. Затем вспомнили о Дворце юстиции в Нюрнберге, при котором имелась обширная тюрьма. И если древняя столица Франконии, обезображенная проведением до войны помпезных нацистских съездов, лежала в руинах, то её судебно-тюремный комплекс, который было легко охранять, от бомбёжек союзной авиации почти не пострадал. Там и обосновался трибунал. Теперь в этом здании находится музей, на открытии которого в 2010 году присутствовал автор этих строк.
https://vk.com/video-75679763_456253108
Все 403 заседания суда проходили в зале №600 Дворца юстиции и были открытыми. Там находились журналисты, оттуда велась прямая радиотрансляция. Было допрошено 360 свидетелей, среди которых оказался тайно привезённый советской стороной в Нюрнберг фельдмаршал Паулюс, и рассмотрено порядка 200 тысяч письменных показаний.
Кто и как судил нацистских преступников
Международный военный трибунал был сформирован из представителей четырёх стран – СССР, США, Великобритании и Франции. Главным советским обвинителем в рамках специально созданного обвинительного комитета был Роман Руденко, член особой тройки НКВД, активный участник сталинских репрессий, как и его помощник, член трибунала от СССР Иона Никитченко. Оба демонстративно носили военную форму, смущая ею привыкших к мантиям западных "коллег", как и привычкой работать в жёстком стиле.
Устав трибунала рассматривал три основные группы преступлений: против мира (развязывание агрессивной войны); военные преступления (нарушения законов и обычаев ведения войны, зафиксированных в различных международных документах, в том числе в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов); преступления против человечности (убийство мирных граждан, расизм, геноцид и т. д.). Геноцид – новый термин – впервые был введён в официальный документ именно в Нюрнберге.
За что судили обвиняемых?
Оснований для этого было предостаточно. Советской стороной были представлены на процессе факты деятельности айнзацгрупп, использования душебубок, массовых казней, особенно еврейского населения, расстрелов заложников. Судьям были переданы образцы обработанной человеческой кожи и мыла, изготовленного из людей, другие свидетельства зверств, от которых немцы воздерживались в оккупированных ими западных странах. Подсудимые либо знали об этом, либо не хотели знать. Их адвокаты не пытались отрицать сам факт совершения военных преступлений, но прибегли ко всевозможным уловкам, чтобы смягчить приговоры обвиняемым. В некоторых случаях это сработало.
https://vk.com/video-75679763_456255044
Кстати, когда выступали советские обвинители, двое из находившихся на скамье подсудимых снимали наушники, не нуждаясь в переводе. Ими были выучивший русский язык ещё до Первой мировой войны гросс-адмирал Эрих Редер и Альфред Розенберг, рейхсминистр восточных оккупированных территорий, выходец из балтийских немцев. Будучи во время Первой мировой войны русским патриотом, он перебрался из Прибалтики в Москву, где в январе 1918 года закончил Московское высшее техническое училище (МВТУ) с дипломом инженера-электрика первой степени.
Что с ними сделали?
В результате из признанных виновными в тяжких преступлениях против мира и человечности 12 подсудимых были приговорены к смертной казни через повешение: Геринг (перед самой казнью покончил с собой – или его покончили – с помощью ампулы с ядом), Риббентроп, Кейтель, Кальтенбруннер, Розенберг, Франк, Фрик, Штрейхер, Заукель, Зейсс‑Инкварт, Борман (заочно), Йодль. К пожизненному заключению приговорили Гесса, Функа, Редера (из них лишь заместитель Гитлера по партии Гесс, посланный фюрером с тайной миссией в Англию перед нападением на СССР, не вышел живым из берлинской тюрьмы Шпандау, где был убит англичанами, инсценировавшими его самоубийство в 1987 году). К длительным срокам тюремного заключения были приговорены Ширах, Шпеер, Нейрат, гросс-адмирал Дениц. Оправданы – Фриче, Папен, Шахт. Потому что эта троица была в курсе, как англосаксы с присоединившимися к ним позднее французами готовили Вторую мировую войну, как они привели к власти Гитлера, помогли подняться немецкой экономике, развернуть массовый выпуск вооружений, создать огромную армию, захватить почти всю Европу с её заводами и арсеналами, чтобы направить Германию против СССР.
Трибунал признал преступными организациями СС, СД, СА, гестапо и руководящий состав нацистской партии, но не признал, несмотря на недовольство СССР, таковыми правительство, Генеральный штаб и Верховное командование вермахта.
Приговорённых к смерти, кроме уже мёртвого к тому времени Геринга и скрывавшегося где-то Бормана, повесили в ночь на 16 октября 1946 года в здании Нюрнбергской тюрьмы. Казнью руководили американцы, за ней наблюдали иностранные журналисты, в том числе корреспондент ТАСС и фотокорреспондент "Правды". Тела казнённых кремировали в обстановке секретности в Мюнхене, их пепел выбросили в реку. Так были наказаны главные – за вычетом первых трёх – виновники (но не заказчики!) Второй мировой войны, хотя это тоже было немало.
Свежие комментарии