Запуск БПЛА Arash с наземной установки. Фото Telegram / ImpNavigator
В течение длительного времени иранская оборонная промышленность уделяет большое внимание направлению беспилотных летательных аппаратов. Разрабатываются подобные комплексы разных классов, в т.ч. одноразовые ударные беспилотники-камикадзе. Одним из наиболее интересных образцов такого рода является БПЛА «Араш-2», пригодный для использования на разных платформах и показывающий выдающиеся характеристики.
На готовой базе
Не позднее 2012-13 гг. иранская промышленность начала выпуск беспилотной мишени Kian-1. БПЛА самолетного типа с веретенообразным фюзеляжем, треугольным крылом и реактивным двигателем предназначался для тренировок расчетов радиолокаторов и зенитных комплексов. Позже была создана его усовершенствованная версия «Киан-2». С момента своего появления оба беспилотника активно используются в разных учениях.
Упоминались возможные способы модернизации БПЛА серии Kian. Так, для улучшения некоторых характеристик можно было заменить реактивный двигатель поршневым. Кроме того, мишень могла стать ударным беспилотником – для этого на нее предлагалось ставить боевую часть. Как стало известно позже, все эти идеи прорабатывались, что в итоге привело к появлению новых проектов.
В 2019 г. стало известно о появлении нового БПЛА Arash, предназначенного для нанесения ударов по удаленным объектам противника. Позже появились сообщения об изделии «Араш-2». Насколько известно, оба варианта ударного комплекса поступили на вооружение иранской армии и неоднократно использовались в рамках учений.
Не так давно, в сентябре, после очередных учений состоялся показ современных вооружений. На этой выставке показали новые варианты «Араша» с полноценными головками самонаведения, способными находить и сопровождать цель. Вполне вероятно, что к моменту первой открытой демонстрации БПЛА с ГСН поступили на вооружение и пошли в серию. Вскоре их могут показать и в деле.
"Араш" на учениях флота. Фото RIB News
Беспилотники на вооружении
Ударные беспилотные комплексы серии Arash пока имеются только у иранских вооруженных сил. Они эксплуатируются вместе с другими БПЛА разных классов и типов, но при этом занимает специфическую нишу. Изделие «Араш» используется в качестве дальнобойного высокоточного оружия для разных платформ – по сути, крылатой ракеты сухопутного и морского базирования.
Для сухопутных войск разработано несколько вариантов комплекса Arash на основе грузового шасси. Автомобиль несет пусковые направляющие или транспортно-пусковые контейнеры больших габаритов. На одном шасси удается разместить несколько беспилотников.
Комплексы Arash теперь имеются и у военно-морских сил. Так, в середине минувшего лета иранский флот продемонстрировал применение БПЛА разных типов с борта десантного корабля и вспомогательного судна. Применялись беспилотники разных типов, в т.ч. одна из версий «Араша». Возможно, идея развертывания БПЛА на кораблях получит развитие, и в ВМС Ирана появятся новые носители такой техники.
На протяжении нескольких последних недель циркулируют слухи и возможной поставке иранских беспилотников-камикадзе российской армии. Разные СМИ и источники сообщают, что Москва могла тайно купить у Тегерана большое количество изделий Arash-2 для использования на Украине. Впрочем, такая информация пока не получила никакого подтверждения. Официальные заявления на этот счет отсутствуют; доказательства в виде обломков и уничтоженных целей тоже не появлялись.
Технические особенности
«Араш-2» представляет собой беспилотный летательный аппарат или самолет-снаряд средних размеров, способный лететь к указанной цели и поражать ее путем прямого попадания. Базовая версия такого БПЛА предназначается для поражения неподвижных целей с заранее известными координатами, а модернизированные изделия смогут атаковать и движущиеся объекты в заданном районе.
БПЛА набирает высоту. Фото Tasnim News
Беспилотник построен по схеме «бесхвостка». Он имеет фюзеляж обтекаемой формы большого удлинения. В его центральной части крепится среднерасположенное треугольное крыло. Хвостовое оперение включает только киль. Общая длина изделия – ок. 4,5 м, размах крыла – не более 3,5-4 м. Весовые характеристики аппарата неизвестны.
В хвостовой части фюзеляжа, открыто и без обтекателя, устанавливается поршневой двигатель воздушного охлаждения с толкающим винтом. Под фюзеляжем подвешивается твердотопливный стартовый двигатель, сбрасываемый после выработки топлива.
Поршневой мотор ограничивает максимальную скорость, но отличается экономичностью и позволяет увеличить продолжительность и дальность полета. Скоростные характеристики Arash-2 неизвестны. Конструкция планера указывает на возможность получения высоких дозвуковых скоростей. В ходе учений была показана дальность порядка 1400 км. По разным оценкам, максимальное значение этого параметра может достигать 2 тыс. км.
«Араш-2» базовой версии оснащается автопилотом, а также системами спутниковой и инерционной навигации. При помощи таких приборов БПЛА способен выходить к назначенной цели с заданными координатами. Имеются ли возможности ввода оптимального маршрута, коррекции полетного задания после старта или переназначения целей, неизвестно.
Недавно были показаны модернизированные беспилотники с полноценными ГСН. Новые головные обтекатели указывают на использование инфракрасных или оптических средств поиска и сопровождения цели. Следует отметить, что такая модификация БПЛА может считаться полноценным барражирующим боеприпасом. Она способна не просто двигаться к своей цели, а оставаться в заданном районе и искать либо ждать ее, после чего наносить удар.
"Араш" в полете на маршевом режиме. Фото Tasnim News
БПЛА оснащен осколочно-фугасной боевой частью. Ее массу можно оценить в десятки килограммов. Она позволяет поражать различные постройки, в т.ч. защищенные, а также технику и живую силу на открытой местности или в укрытиях.
Любопытно, что Arash-2 используется с пусковыми устройствами разных типов. Так, на сухопутных платформах применяются прямоугольные ТПК больших габаритов с внутренними направляющими. Также существует упрощенная установка – подставка с тремя точками поддержки аппарата. Подобные устройства используются на автомобилях и прицепах для увеличения боекомплекта, а также на кораблях для экономии места. Во всех случаях стартовый двигатель обеспечивает уверенный сход с установки и первоначальный разгон.
Явные преимущества
Насколько известно, сейчас иранская промышленность производит несколько типов беспилотников-камикадзе и барражирующих боеприпасов. Одним из таких образцов является Arash-2, и он может показывать определенные преимущества перед другими образцами своего класса.
Главным преимуществом комплексов «Араш» следует считать их происхождение. Два ударных беспилотника выполнены на основе существующей мишени. В ходе такой перестройки удалось сохранить ключевые агрегаты, такие как планер или системы управления. Фактически вся переделка свелась к установке боевой части и перенастройке систем управления. При этом удалось получить определенный потенциал для дальнейшей модернизации – уже успешно реализованный.
Как мишень Kian, так и беспилотник-камикадзе Arash имеют достаточно высокие летные характеристики, обеспечивающие решение поставленных задач. В первом случае летные данные позволяют правдоподобно имитировать средства воздушного нападения условного противника, а «Арашу» они упрощают прорыв к цели и выполнение боевой задачи.
Модернизированные БПЛА с ГСН. Фото Telegram / ImpNavigator
В первом варианте БПЛА Arash-2 следует к цели исключительно за счет навигационных систем, в т.ч. независящих от внешних сигналов. Такая система отличается точностью наведения, а также высокой помехозащищенностью. Полное ее подавление фактически исключено. Новые варианты ГСН способны осуществлять активный поиск цели и расширяют боевые возможности, но могут быть подвержены негативному воздействию со стороны.
Большое значение имеет совместимость с разными носителями. В Иране изделия «Араш» используются как на суше, так и на море. Благодаря этому комплекс становится межвидовым, что дает понятные преимущества эксплуатационного и боевого характера.
БПЛА по типу Arash по своей сути являются функциональными аналогами крылатых ракет. При этом беспилотник-камикадзе существенно проще и дешевле полноценной ракеты, а кроме того, без особых затруднений может переноситься на разные платформы. Иранская армия в полной мере использует такие возможности и получает все их преимущества.
Итог развития
В последние десятилетия Иран рассматривал беспилотные комплексы как одно из приоритетных направлений, и теперь можно наблюдать результаты такого подхода. Разработаны, выпускаются и приняты на вооружение изделия всех основных классов и типов, в т.ч. барражирующие боеприпасы с разными возможностями.
На данный момент БПЛА «Араш-2» является одной из последних разработок в своем классе. Он показывает, на каком уровне технологий и идей находится иранское беспилотное авиастроение, а кроме того, демонстрирует любопытные решения, направленные на получение желаемых результатов. При всем этом, очевидно, что развитие иранских беспилотников-камикадзе не остановится на Arash-2, и в будущем появятся не менее интересные образцы.
- Автор:
- Рябов Кирилл
Свежие комментарии