На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • salnikovoleg salnikov
    А ты такой герой клавишный что в одиночку против толпы вооружённых дикарей выйдешь? Только что то мне подсказывает чт...Звериная ярость: ...
  • Георгий Михалев
    Пора кончать с чухонскими фашистами, недобитыми в  ВОВ.В МИД БЕЛОРУССИИ ...
  • Фадеев Сергей
    Всё правильно, не хотят жить по зконам РФ, гнать их всех "поганой" метлойЗвериная ярость: ...

«Португальский Вьетнам». Как с помощью СССР Гвинея-Бисау добилась независимости

Вторая половина ХХ века вошла в мировую историю и как период деколонизации. В течение 1950-х – 1970-х гг. политическую независимость получила большая часть африканских, азиатских, карибских, океанийских колоний европейских держав. Последней колониальной империей, упорно отказывавшейся освобождать свои африканские владения, была Португалия. Эта небольшая европейская страна еще со времен Великих географических открытий обзавелась большим количеством заморских колоний. К середине ХХ века большинство колоний Португалии находились в Африке – Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, Острова Зеленого Мыса (Кабо-Верде), Сан-Томе и Принсипи. Как и в других африканских колониях, во владениях Португалии постепенно усиливалось антиколониальное движение. От народных восстаний конца XIX – начала ХХ вв. оно постепенно эволюционировало к более современным формам национально-освободительной борьбы. Этому отчасти способствовала и политика португальского руководства в годы правления диктатора Антониу ди Оливейра Салазара. 


Как известно, Салазар стремился любой ценой удержать заморские колонии под властью Португалии, прекрасно понимая, что без них Португалия превратится в маленькую страну, лишенную серьезных экономических ресурсов и считаться с ней никто не будет. Поэтому португальский диктатор всемерно поддерживал концепцию лузотропикализма. Ее автор, бразильский философ Жилберто Фрейре, считал, что португальцы наиболее приспособлены к коммуникации с тропическими народами Африки, Азии и Южной Америки, а португальская цивилизация является многокультурной, объединяющей представителей различных рас. В соответствии с этой концепцией, португальские власти стремились сформировать в колониях туземную элиту, которая стала бы надежной опорой Лиссабона и помогала бы в управлении туземным населением. Представители «асимиладуш», как называли в Португалии африканцев, принимавших католицизм, знавших португальский язык и усвоивших португальский образ жизни, получили возможность учиться в метрополии. Собственно, с этого и началась новая фаза в национально-освободительном движении африканских колоний Португалии. Выходцы из колоний, обучаясь в Португалии, знакомились с местными социалистами и коммунистами, получали доступ к революционной литературе и все больше убеждались в несправедливости существующей колониальной системы. Практически все лидеры национально-освободительных движений португальских колоний получили образование в метрополии. На медицинском факультете знаменитого университета Коимбры учился Агостиньо Нето – будущий вождь МПЛА Анголы. В Лиссабоне изучал медицину другой знаменитый анголец - Жонас Савимби, затем создавший УНИТА. В Лиссабоне учились Эдуардо Мондлане - один из основателей Фронта национального освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), Жоакин Чиссано – будущий президент Мозамбика. Был среди африканских студентов в Лиссабоне и Амилкар Кабрал, возглавивший национально-освободительную борьбу народов Гвинеи-Бисау и Кабо-Верде. 


В 1446 году португальская экспедиция во главе с мореплавателем и работорговцем Нуну Триштаном высадилась на западном побережье Африки, недалеко от Островов Зеленого Мыса. Открытую ими землю португальцы назвали Гвинеей. Однако сам Триштан и некоторые его спутники были убиты местными жителями. Лишь спустя двадцать лет король Португалии пожаловал португальским колонистам Островов Зеленого Мыса право на освоение гвинейских земель. С 1471 г. португальцы приступили к колонизации прибрежных земель. Был создан ряд поселений, наиболее крупными из которых были Кашеу и Бисау. Основой экономики на долгие столетия стал вывоз в Бразилию – для работы на сахарных и табачных плантациях - рабов, купленных у местных вождей. Гвинейские территории находились под управлением губернатора Островов Зеленого Мыса и лишь в 1879 г. была создана отдельная колония Португальская Гвинея. Впрочем, по сравнению с Анголой и Мозамбиком, Гвинея была куда менее значимой португальской колонией. Тем не менее, и она в 1951 г., в числе прочих бывших колоний, получила статус «заморской провинции». 

Проживавшие в Гвинее «асимиладуш», умеющие писать по-португальски, ведущие европейский образ жизни и исповедующие католицизм, получили португальское гражданство. Одним из них и был Амилкар Кабрал (1924-1973) – уроженец г. Бафата, происходивший из богатой семьи «асимиладуш» родом с Островов Зеленого Мыса. В Португальской Гвинее выходцы из Кабо-Верде всегда занимали привилегированное положение, так как куда в большей степени усвоили португальскую культуру, а португальский язык для них вообще был родным. Амилкар Кабрал получил образование в Лиссабоне – в Высшем агрономическом институте, после чего в 1952 г. вернулся в Гвинею и устроился агрономом на ферму Pessube. На родину Кабрал вернулся убежденным сторонником национально-освободительного движения – еще в 1948 г., во время учебы в Португалии, он завязал связи с другими африканскими студентами, придерживавшимися левых политических взглядов. В 1951 г., вместе с ангольцами Агостиньо Нето и Мариу ди Андраде, сан-томейцем Франсишку Жозе Тенрейру, Амилкар Кабрал создал Центр африканских исследований. 

Вернувшись в Гвинею, в 1953 г. Кабрал основал Движение за национальную независимость Гвинеи, в которое вступали преимущественно «асимиладуш» - интеллигенты и квалифицированные рабочие. В 1955 г. губернатор Гвинеи выслал Кабрала в Анголу, с правом навещать семью в Гвинее не чаще одного раза в год. Но и этого Амилкару хватило. 19 сентября 1956 г. в г. Бисау приехавший на «побывку» Амилкар Кабрал, его сводный брат Луиш Кабрал, Фернанду Фортеш, Аристидес Перейра, Жулио Алмейда и Элиз Турпин основали новую политическую организацию, получившую название Африканская партия независимости. С 1960 г. она стала называться «Африканская партия независимости Гвинеи и Кабо-Верде» (португальская аббревиатура – ПАИГК). Штаб-квартира новой национально-освободительной организации разместилась в г. Конакри – столице соседней Гвинейской республики, бывшей французской колонии, уже получившей политическую независимость. Президент Гвинеи Ахмед Секу Туре выступал за полную деколонизацию Африки, развитие дружеских отношений с Советским Союзом и поддерживал национально-освободительные движения на континенте, в том числе и в Португальской Гвинее. 

Первоначально Африканская партия независимости Гвинеи и Кабо-Верде ставила своей целью провозглашение единого независимого государства с демократическим политическим строем и социалистической экономикой. Постепенно ПАИГК удалось создать разветвленную сеть своих групп и ячеек как в Португальской Гвинее, так и на Островах Зеленого Мыса. Значительную часть руководства партии составляли мулаты и «асимиладуш» - выходцы с Островов Зеленого Мыса, а низовой состав – представители народа баланте, одного из крупнейших в Португальской Гвинее. В августе 1961 г. руководство ПАИГК заявило о необходимости перехода к вооруженной борьбе против португальского владычества. Одновременно партийные лидеры стали искать каналы выхода на советское руководство с целью получения помощи от Советского Союза. Эту задачу значительно облегчил перенос штаб-квартиры в Конакри (Гвинея), так как президент Гвинеи Ахмед Секу Туре придерживался просоветской линии. В конце 1961 г. в Москву поступило сообщение из советского посольства в Гвинее, согласно которому генеральный секретарь ПАИГК Амилкар Кабрал попросил разрешения приехать в Советский Союз с целью встречи с представителями советского руководства. В Москве решили пойти на встречу Кабралу. Советский Союз, заинтересованный в укреплении своего политического влияния в Африке, установил связи с ПАИГК. 

- Амилкар Кабрал и партизаны ПАИГК

Тем временем, в 1963 г. в Португальской Гвинее началась вооруженная партизанская борьба. При ПАИГК было создано вооруженное крыло - Революционные вооружённые силы народа — ФАРП, копировавшие организационную структуру ангольской ФНЛА. Поскольку в колонии дислоцировались куда меньшие по численности португальские войска, чем в Анголе или Мозамбике, партизанам за непродолжительное время удалось установить контроль над обширными районами на юге и в центре Португальской Гвинеи. Войну в Португальской Гвинее даже прозвали «Португальским Вьетнамом», поскольку партизаны ПАИГК действовали в гвинейских джунглях и успешно атаковали португальские колониальные войска. Успеху партизан способствовала и ошибочная тактика, избранная португальским военным командованием – силы колониальных войск (Португальские вооруженные силы за рубежом) были распылены между отдельными населенными пунктами, фермами и плантациями для их защиты, что делало небольшие подразделения португальских войск удобной мишенью для партизанских атак. В то же время, в Кабо-Верде, где большинство населения составляли мулаты и «асимиладуш», партизанская война против португальских властей так и не началась. Большинство населения Кабо-Верде имело португальские паспорта и не горело желанием с оружием в руках добиваться независимости. Этот фактор впоследствии сыграл одну из основных ролей в дальнейшем размежевании ПАИГК Гвинеи-Бисау и ПАИГК Кабо-Верде. 



Развитию партизанской борьбы в Португальской Гвинее способствовала масштабная помощь Советского Союза. Москва оказывала африканским товарищам всестороннюю поддержку. Как известно, в Крыму, в поселке Перевальное тогда располагался секретный 165-й Учебный центр по подготовке иностранных военнослужащих Министерства обороны СССР. Там обучались бойцы революционных и национально-освободительных организаций со всего мира. В 1965 г. курс подготовки в этом учебном центре прошла первая группа бойцов ПАИГК численностью в 75 человек. В начале 1966 г. первая группа бойцов отправилась из СССР в Гвинею. Всего же, по некоторым данным, через учебный центр в Перевальном за 12 лет войны в Португальской Гвинее прошло около 1500 гвинейских партизан (хотя некоторые авторы убеждены, что данная цифра несколько завышена). 



В результате партизанской войны, уже к 1967 г. ПАИГК контролировала две трети территории Португальской Гвинеи. Постепенно действия ПАИГК приобретали поддержку не только со стороны Советского Союза, Кубы, других стран социалистической ориентации и африканских государств, но и всего мирового сообщества. Так, в ноябре 1972 г. Совет Безопасности ООН официально признал ПАИГК единственным представителем народов Португальской Гвинеи и Кабо-Верде. Однако португальское руководство предпринимало все возможные шаги, чтобы удержать Гвинею в составе колониальной империи. С 1968 г. пост губернатора Португальской Гвинеи занимал бригадный генерал Антониу ди Спинола – один из наиболее талантливых португальских военачальников, в 1967-1968 гг. служивший в должности заместителя командующего Национальной республиканской гвардии, а до этого имевший опыт службы в Анголе, где командовал механизированной кавалерийской группой. Спинола проводил политику «африканизации» колониальных войск, рассчитывая воевать против африканцев руками самих африканцев. Два боевых подразделения – батальон коммандос и батальон морской пехоты – были полностью укомплектованы африканцами – уроженцами Португальской Гвинеи, причем африканцы служили и на офицерских должностях, что было нонсенсом для ранних колониальных войск. 

В 1970 г. ВВС Португалии стали использовать тактику «выжженной земли», повторяя американский опыт войны во Вьетнаме и выжигая напалмом гвинейские джунгли, в которых скрывались базы ПАИГК. 22 ноября 1970 г. Португалия организовала попытку вооруженного вторжения в столицу Гвинеи Конакри с целью свержения президента Ахмеда Секу Туре, который оказывал основную помощь повстанцам ПАИГК. На город напал отряд из 220 португальских десантников, усиленных местными противниками Секу Туре. Но атаки португальцев удалось отбить. На помощь Гвинее были направлены корабли Военно-морского флота СССР. Действия Португалии осудила и Организация Объединенных Наций. 20 января 1973 года Амилкар Кабрал, возвращавшийся с приема в посольстве Польши в Конакри, был остановлен группой вооруженных лиц – своих сторонников, которые, как позже выяснилось, работали на португальскую разведку. Лидера ПАИГК убили выстрелом в затылок. Пост лидера ПАИГК после убийства Амилкара Кабрала занял его сводный брат Луиш Кабрал (1931-2009) – бухгалтер по специальности. 

- Амилкар Кабрал и Фидель Кастро

25 апреля 1974 года в Португалии началась Революция гвоздик, в результате которой пал режим преемника Салазара Марселу Каэтану. Одной из причин Революции гвоздик как раз и были затяжные и кровопролитные колониальные войны, которые вела Португалия в Анголе, Мозамбике и Гвинее. Новое португальское правительство понимало необходимость коренного изменения парадигмы португальской политики в Африке. Даже генерал Спинола подчеркивал, что настаивать лишь на военном способе решения проблемы равно признанию поражения португальской политики на континенте. Однако, все попытки сохранить колониальную империю путем уступок национально-освободительным движениям потерпели фиаско – после десятилетий сопротивления лидеры национально-освободительных организаций более не желали и слышать о нахождении в составе Португалии. 26 августе 1974 г. в результате переговоров в Алжире Португалия обязалась обеспечить вывод всех португальских войск с территории Гвинеи-Бисау к концу октября 1974 г. и официально признать независимость и правительство страны. 10 сентября 1974 г. была официально признана политическая независимость Республики Гвинеи-Бисау. С 1973 по 1980 гг. пост председателя Государственного совета республики занимал Луиш Кабрал. Однако, 14 ноября 1980 г. в стране произошел бескровный переворот. Все «мулатское» руководство ПАИГК во главе с Луишем Кабралом было отстранено от власти, а новым главой страны стал Жуан Бернарду Виейра по прозвищу «команданте Нино». Под его руководством ПАИГК в 1981 г. окончательно отказалась от идеи объединения Гвинеи-Бисау и Кабо-Верде.
 
Автор Илья Полонский

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх