Стоимость/эффективность
В рамках проведения специальной военной операции (СВО) одним из наиболее эффективных средств воздействия на инфраструктуру Украины и тыловые объекты вооружённых сил Украины (ВСУ) стали беспилотные летательные аппараты (БПЛА) - камикадзе типа «Герань-2» и их аналоги.
Отличительной чертой БПЛА этого типа является их низкая стоимость, обеспечивающая оптимальное соотношение критерия стоимость/эффективность при поражении большинства типов целей. Низкая стоимость БПЛА-камикадзе приводит к тому, что даже их уничтожение противником с помощью зенитных управляемых ракет (ЗУР) является для противника невыгодным с точки зрения критерия стоимость/эффективность – стоимость уничтожаемых БПЛА-камикадзе зачастую оказывается значительно ниже стоимости уничтожающих их ЗУР. Однако это правило работает не всегда, в частности, когда средства, обеспечивающие поражение БПЛА, оказываются значительно дешевле него, это возможно, например, в случае уничтожения БПЛА-камикадзе:
– стрелковым оружием и/или малокалиберными автоматическими пушками;
– переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК);
– противотанковыми ракетными управляемыми комплексами (ПТРК);
– устаревшими зенитно-ракетными комплексами (ЗРК) с недорогими ЗУР;
– средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Стрелковое оружие, малокалиберные автоматические пушки, ПЗРК и ПТРК обеспечивают поражения БПЛА-камикадзе только на малых высотах, соответственно, минимизировать вероятность поражения вышеуказанными образцами вооружений можно, увеличив высоту полёта БПЛА-камикадзе до максимально возможной, обеспечиваемой его лётно-техническими характеристиками (ЛТХ). Ранее этот вопрос был рассмотрен в материале «Набрать высоту: новая тактика применения БПЛА «Герань-2» позволит максимально истощить украинскую ПВО».
При полёте на большой высоте, с последующим пикированием на цель, БПЛА-камикадзе типа «Герань-2» становятся практически неуязвимыми для «недорогих» средств ПВО
Что касается устаревших ЗРК с недорогими ЗУР, то, исходя из открытых данных, силам противовоздушной обороны (ПBO) Украины таких ЗРК было поставлено немного, кроме того, возникает вопрос эффективности радиолокационных станций (РЛС) устаревших ЗРК в части дальности обнаружения достаточно малозаметных в радиолокационном диапазоне БПЛА-камикадзе.
Помимо этого, снизить потери от ЗРК противника потенциально можно, применяя буксируемые ложные цели, что было ранее рассмотрено в материале «Буксируемые ложные цели для БПЛА «Герань-2» сократят эффективность украинских средств ПВО в 1,5–2 раза».
В свою очередь средства РЭБ, применяемые ВСУ, судя по всему, по большей части неспособны обеспечить подавление российских БПЛА-камикадзе, о чём говорят регулярно повторяющиеся случаи поражения ими целей в глубине территории Украины.
С другой стороны, нельзя отрицать и того, что часть российских БПЛА-камикадзе украинским средствам ПВО всё-таки удаётся уничтожить, кроме того, можно заметить некоторое снижение интенсивности нанесения ударов БПЛА-камикадзе и другим высокоточным оружием большой дальности (ВТО БД) по Киеву. В свою очередь это позволяет предположить, что плотно сконцентрированные вокруг Киева средства ПВО и РЭБ обеспечивают уничтожение, по крайней мере, части российского ВТО БД, что делает такие налёты менее эффективными.
К сожалению, критерий стоимость/эффективность в случае с Украиной работает не в полной мере, поскольку мы тратим на СВО свои средства, а Украина тратит средства США, Великобритании и других стран Запада, и руководству Украины явно глубоко наплевать, насколько опустеют их карманы. В таких условиях уничтожение БПЛА-камикадзе стоимостью несколько десятков тысяч долларов с помощью ЗУР стоимостью несколько миллионов долларов для Украины вполне приемлемо.
Стоимость одной ЗУР, применяемой ЗРК Patriot, сопоставима со стоимостью, по разным оценкам, примерно 50–250 БПЛА-камикадзе типа «Герань-2», но для ВСУ это не имеет значения – банкет оплачивают американцы и европейцы
Таким образом, имеется объективная необходимость поиска путей максимального нанесения ущерба противнику с использованием ВТО БД, в первую очередь относительно недорогих БПЛА-камикадзе, с учётом минимизации рисков их уничтожения средствами ПВО и РЭБ противника.
Предположительно, одним из таких путей является нанесение ударов по второстепенным объектам инфраструктуры противника, расположенным вне зоны действия его средств ПВО и РЭБ, таким образом, чтобы причинённый ущерб был сопоставим с нанесением ударов по его ключевым защищённым объектам.
Рассмотрим этот способ на примере срыва работы железнодорожной инфраструктуры и нарушении электроснабжения.
Разрушение железнодорожной инфраструктуры
Примерно год назад Вооружённые Силы Российской Федерации ВС РФ стали системно наносить удары по тяговым электроподстанциям украинских железных дорог для того, чтобы частично или полностью парализовать движение электропоездов. На тот момент казалось, что «вот-вот» и цель будет достигнута, по крайней мере, так утверждали некоторые известные блогеры, однако в какой-то момент удары по тяговым электроподстанциям прекратились. То ли цели для ВТО БД появились более достойные, то ли украинская железная дорога кому-то потребовалась в целости и сохранности, то ли нанесение ударов по тяговым электроподстанциям было признано неэффективным.
Также периодически наносились удары по железнодорожным узлам, однако, скорее всего, их основной целью были железнодорожные составы с техникой, боеприпасами и личным составом, а поражение самих железнодорожных путей было побочным результатом.
В качестве альтернативы может быть рассмотрено нанесение ударов непосредственно по железнодорожным путям. Считается, что повреждённые взрывом железнодорожные пути могут быть восстановлены в кратчайшие сроки, однако потенциально можно создать условия, в рамках которых это будет затруднительно или даже практически невозможно.
Во-первых – это география нанесения ударов, в частности должны выполняться следующие условия:
– выбираются магистральные пути, не имеющие или имеющие ограниченное количество объездных путей;
– выбираются максимально протяжённые перегоны;
– затруднён или отсутствует доступ автомобильным транспортом (возвышенности, лесистая, болотистая местность и т. п.);
– удары наносятся по точкам, находящимся на максимальном удалении от ремонтных служб;
– удары наносятся по точкам, находящимся вне зоны действия средств ПВО и РЭБ противника.
Схема украинских железных дорог
Во-вторых – тактика применения:
– первый удар наносится по железнодорожному полотну;
– второй удар наносится в то же место, в расчётный промежуток времени, когда должны выполняться работы по восстановлению железнодорожного полотна;
– последующие парные удары наносятся с интервалами, не допускающими полного восстановления работоспособности выбранного для атаки участка железнодорожных путей.
В-третьих – доработка БПЛА-камикадзе:
– для нанесения первого удара применяется БПЛА-камикадзе с фугасной боевой частью;
– для нанесения второго удара применяется БПЛА-камикадзе с кассетной боевой частью;
– для наведения может быть использована гражданская система наведения по координатам, менее устойчивая к воздействию средств РЭБ (поскольку воздействия РЭБ не ожидается);
– дополнительно для повышения точности наведения, в связи простотой распознаваемого изображения (параллельные рельсы), БПЛА-камикадзе может быть оснащён оптической системой наведения на базе гражданских компонент.
Как это будет выглядеть на практике?
После определения оптимальных точек для нанесения ударов, в соответствии с п. «география», удары наносятся практически одновременно по всем «точкам пережатия». Маршрут БПЛА-камикадзе должен прокладываться вдали от линии боевого соприкосновения (ЛБС), крупных населённых пунктов, военных и промышленных объектов, которые потенциально могут прикрываться средствами ПВО и РЭБ.
Перед нанесением удара БПЛА-камикадзе выводятся на курс, совпадающий с направлением выбранного участка железнодорожных путей, при наличии оптической системы наведения обеспечивается корректировка точки нанесения удара (между рельсами).
После нанесения ударов движение по магистральным железнодорожным путям противника останавливается. Несмотря на то, что теоретически восстановление повреждённого участка может занять всего несколько часов, на практике потребуется освободить пути, обеспечив проезд ремонтных поездов, что в конечном итоге приведёт к задержкам.
Для каждой точки расчётным путём и/или по данным агентурной разведки (или иных способов) определяется время нанесения второго удара. В идеале удар должен быть нанесён в начале выполнения ремонтных работ, что приведёт к выводу из строя ремонтного транспорта, оборудования и специалистов, при отсутствии завершённого ремонта путей.
Далее цикл повторяется.
Нарушение электроснабжения
Во многом задача по нарушению электроснабжения эквивалентна той, что решается для нарушения железнодорожного движения, только вместо железнодорожного полотна должны поражаться вышки высоковольтных линий электропередач (ЛЭП).
Высоковольтная ЛЭП 750 кВт
География и тактика нанесения ударов выбираются по схожим критериям максимально удалённые от «цивилизации» точки, со сложным рельефом леса/холмы/болота, отсутствие поблизости средств ПВО и РЭБ противника. Удары также должны наноситься парами – для вывода вышек ЛЭП из строя и для срыва ремонтно-восстановительных работ.
Карта электросетей Украины
С учётом специфики ЛЭП дополнительно могут быть рассмотрены несколько вариантов полезной нагрузки БПЛА-камикадзе:
– противопехотные мины нажимного действия типа «Лепесток»;
– металлизированные или графитовые волокна.
Постановка противопехотных мин типа «Лепесток» может осуществляться непосредственно после нанесения удара для вывода ЛЭП из строя. Учитывая то, что под вышками ЛЭП почти всегда растут густые заросли травы, кустов и подлеска, то разминирование будет достаточно сложной и продолжительной по времени задачей.
Преимуществом этого способа является отсутствие необходимости определения времени прибытия ремонтных бригад для нанесения удара по ним и срыва ремонтно-восстановительных работ.
Что касается металлизированных нитей и графитовых волокон, то такой тип боеприпасов почему-то ВС РФ не применяется, хотя потенциально это может быть весьма интересным решением для нарушения работы объектов электроснабжения противника, впрочем – это скорее вопрос на засыпку.
Выводы
Противодействовать ударам, наносимым в предлагаемом формате, противнику будет достаточно сложно.
Если усиливать ПВО, то где: на всём протяжении всех маршрутов магистральных железнодорожных путей и ЛЭП? Построить круговое ПВО вокруг страны? Так это даже России не под силу.
Организовывать «летучие отряды» ПВО и РЭБ, сопровождающие ремонтные бригады? Возможно, но это будет непросто, кроме того, зная о таком формате противодействия, ВС РФ могут «заинтересоваться», и в этом случае уже сами средства ПВО могут стать целью уже для несколько более серьёзного оружия, нежели БПЛА-камикадзе.
Таким образом вывод из строя украинских железных дорог и электросетей косвенно будет способствовать уничтожению системы ПВО Украины.
Используя ЗРК для охраны ремонтных бригад, ВСУ могут сделать их уязвимыми для атак ВС РФ
Если же безопасность ремонтных бригад не обеспечивать, то через некоторое время они просто закончатся или же начнут умышлено саботировать выполнение работ, искать причины для того, чтобы максимально задержать выезд на объект.
Предложенные выше способы нарушения работы железнодорожного сообщения и электроснабжения будут работать только при систематическом воздействии на «болевые точки», то есть железнодорожные пути, обеспечивающие большую часть трафика движения поездов и высоковольтные ЛЭП, идущие от электростанций и высоковольтных подстанций.
Характерно, что главное управление разведки (ГУР) Украины уже наносит удары по российским железным дорогам и ЛЭП с использованием диверсионных разведывательных групп (ДРГ) и завербованных агентов, однако, в силу малочисленности ДРГ и скудоумия завербованных агентов (коими обычно являются малообразованные, легковнушаемые асоциальные личности), такие диверсии проводятся бессистемно, что не позволяет оказать сколь-либо серьёзное влияние на работу российских железных дорог и сетей электроснабжения.
С другой стороны, при системном и систематическом нанесении ударов по второстепенным объектам инфраструктуры Украины будет достигаться накопительный эффект. В частности, при систематическом нанесении ударов по железнодорожным путям, в соответствии с предложенным алгоритмом, будут возникать эффекты «тромба», когда на блокируемых ударами маршрутах будут создаваться заторы, увеличивающиеся со временем.
В свою очередь при выводе из троя магистральных ЛЭП будут возникать внезапные непредсказуемые отключения электроэнергии, которые могут привести к неравномерной нагрузке на оставшиеся электросети, веерным отключениям и выходу из строя высоковольтного оборудования.
Фактически железнодорожное сообщение Украины будет парализовано, a электроснабжение в значительной степени нарушено.
Дополнительным преимуществом нанесения ударов по второстепенным объектам инфраструктуры является возможность быстрого восстановления инфраструктуры в целом сразу после прекращения нанесения ударов, что может потребоваться после того, как будет завершена денацификация того или иного региона Украины.
- Автор:
- Андрей Митрофанов
Свежие комментарии