
БА «Кубус» перед зданием музея Войска Польского. Позади наш бомбардировщик ПЕ-2
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
Евангелие от Матфея, 23: 29
Евангелие от Матфея, 23: 29
История оружия. У каждого народа есть памятники доблести его предков, имеющие самое прямое отношение к орудиям войны. У нас это крейсер «Аврора» и множество пушек, танков, самолетов и военных грузовиков, стоящих на постаментах во многих городах нашей страны. Даже подводная лодка и та среди них есть, и вроде бы даже не одна. В Болгарии на сухопутном стапеле в парке военно-морского музея в Варне стоит миноносец «Дерзкий». Словом, памятников таких предостаточно по всему миру. Среди них выделяется своей необычностью такой же исторический памятник в Польше. Это импровизированный броневик «Кубус», стоящий сегодня во дворе музея Войска Польского в Варшаве. На нем в ходе Варшавского восстания польские повстанцы били фашистов и этим тоже приближали нашу общую победу. Так что, почему бы об этом интересном историческом объекте и не рассказать…

Фотография «Кубуса», сделанная во время Варшавского восстания
А было так, что «Кубус» был построен подразделением Армии Крайовой (Армия Крайова – АК) из района Повисле в Варшаве. Задуман он был в качестве транспортного средства для «десантных» атак на немецкие опорные пункты в городе. Все работы заняли всего 13 дней, причем велись они во время Варшавского восстания и в чрезвычайно тяжелых условиях. Решение о строительстве «Кубуса» было принято командирами подразделения «Крыбар», а также защитниками электростанции. И электростанция, и район Повисле находились под постоянным немецким огнем, который те вели со стороны Варшавского университета. Обстрел привел к большим потерям и прервал сообщение с районом Средместье (центр города).
Поэтому главной задачей «Кубуса» было участие в захвате комплекса Варшавского университета. Непосредственно за строительством «Кубуса» отвечали капитан «Крыбар» (Циприан Одоркевич), командир группы «Крыбар», и капитан «Кубрина» — инженер Станислав Скибневский.
Работы начались 10 августа 1944 года, когда младший лейтенант «Качка» (инженер Эдмунд Фридрих) по предварительной договоренности от 3 августа приобрел 3-тонный грузовик «Шевроле» модели 157. Грузовик производился до войны в Варшаве по лицензии компанией «Lilpop, Rau and Lowenstein» S.A. и во время войны был оснащен газогенератором на дровах. «Качка» приобрел автомобиль, а также броневые листы, сварочный аппарат и элементы металлического каркаса вместе с мотором. Само строительство проходило в мастерской «Stach» (Станислав Квятковский) на углу улиц Тамка и Топель.
В мастерской «Качка» с сотрудниками спроектировал броневик с полностью вращающейся башней, на которой был установлен пулемет. 8 августа «Качка» был заменен приказом капитана «Крыбара», и теперь за работу отвечал младший лейтенант «Ян» (инженер Валериан Белецкий). «Яну» сообщили, что броневик должен быть готов через 10–12 дней в соответствии с предоставленными спецификациями. Вскоре после этого «Глобус» (Йозеф Ферник) стал главным инженером проекта, и строительство началось 10 августа после того, как были приобретены дополнительные необходимые материалы и укомплектована рабочая группа. «Ян» в своей проектной работе консультировался с механиками, а также с «Руководством по танку «Рено» от 1921 года, где подчеркивалась важность бронирования.

«Кубус» в музее Войска Польского. Вид справа

Там же. Вид слева
Конструкция и форма машины во многом были результатом имеющихся материалов, особенно стальных пластин. Во время работы возникла нехватка стальных пластин и сварочного оборудования. Пластины и оборудование собирали со всей Варшавы, контролируемой Армией Крайовой. Основным источником пластин были цех по изготовлению сейфов, а также уничтоженный немецкий полицейский броневик неизвестного типа, с которого сняли броневые листы.
Тем временем немецкая бомбардировка усилилась из-за подозрения, что на электростанции что-то производится. Поэтому первые броневые листы были установлены на машину лишь 15 августа. В тот же день «Кубус», жена «Глобуса», которая была врачом у повстанцев, погибла, пытаясь спастись из горящего дома, а его 7-летний сын был тяжело ранен. Это печальное событие привело к тому, что этот броневик был назван в честь жены «Глобуса» — «Кубус».
Тем временем были проведены первые испытания брони путем обстрела с расстояния 30–40 см под углом 90 градусов. Стальные пластины имели толщину 5–6 мм и легко пробивались выстрелами. Для повышения защиты дополнительные пластины были установлены на расстоянии 6 см друг от друга, создавая внешнюю и внутреннюю оболочку. Это обеспечивало защиту от стрелкового оружия, но противотанковый снаряд 37-мм мог пробить такую броню насквозь. Броневые листы, снятые с немецкого броневика, имели толщину 6 мм и обеспечивали гораздо лучшую защиту. Все внешние броневые пластины корпуса имели сильный наклон, чтобы еще больше увеличить защиту.
После испытаний был установлен набор тактико-технических правил применения нового броневика, основанный, прежде всего, на элементе неожиданности, достигнутом во время атаки. В них было написано, что основная функция «Кубуса» заключается в доставке от 8 до 12 солдат в комплекс Варшавского университета, где он должен был защитить их во время атаки на бункер возле ворот. В случае неудачи он должен был эвакуировать их и отступить. «Кубус» обеспечивал полную защиту от огня стрелкового оружия, включая и пулеметный огонь, из-за своей наклонной брони. Ручные гранаты были не опасны для «Кубуса» во время движения, поскольку отскакивали от наклонной брони. Главную опасность для «Кубуса» представляли бронетехника противника и противотанковое оружие.
Дверь в броневик должна была располагаться в задней наклонной пластине с наклоном 50 градусов. Дополнительный двустворчатый аварийный люк располагался на полу. Также двустворчатый был установлен на крыше. В конце концов, дверь убрали из-за технических проблем, и аварийный люк стал основным и единственным путем входа и выхода во время боя.
Дополнительной проблемой была защита шин от огня противника. Это было сделано путем установки бронеплит над шинами с помощью болтов, чтобы их можно было легко снимать при необходимости. Шины также были защищены навесными юбками из цепей. Наблюдение обеспечивала смотровая щель в лобовом бронелисте размером 10 Х 30 см. Размер щели на внутреннем бронелисте был больше — 10 Х 40 см. Также щели были сделаны в боковых листах, причем они могли использоваться и в качестве пистолетных амбразур.
Работы над броневиком продолжались до раннего утра 23 августа 1944 года, дня, выбранного для нападения на университетский комплекс. Управлять «Кубусом» должна была «Анастасия» (сержант Фиялковски), у которой не было возможности потренироваться из-за секретности, окружавшей строительство. Так что «Кубус» покинул мастерскую и сразу же отправился в бой. Его экипаж состоял из 12 человек, включая водителя. Машина была вооружена советским 7,62-мм пулеметом ДП M1928 и огнеметом, а также личным оружием членов экипажа. Действовать он должен был вместе с захваченным немецким полугусеничным средним транспортером пехоты Sd.Kfz.251 Ausf D «Лес», с которым они образовали бронетанковый взвод моторизованной колонны «Выдра». Взводом командовал командир «Серый Волк» (Анджей Девич). Подразделение базировалось в саду Консерватории в Повисле.
Около 4:00 утра взвод был на пути к своей цели. После того как главные ворота были повреждены самодельной взрывчаткой, БТР протаранил то, что от них осталось, и въехал внутрь университетского комплекса, а за ним последовал «Кубус». Оказавшись внутри, экипажи обеих машин атаковали бункер возле ворот. Но, не получив ожидаемого подкрепления и встретив ожесточенное сопротивление немцев, оба экипажа были вынуждены отступить, потеряв своего командира «Серого Волка». После боя Sd.Kfz.251 «Лес» был переименован в «Серого волка» в память о павшем командире.
При отступлении двигатель «Кубуса» не завелся, так что экипажу было очень сложно эвакуировать раненых через люк в полу. Ситуация стала еще более опасной, когда немцы ввели в действие противотанковое орудие и танки. Но прежде чем немцы успели сделать хотя бы один выстрел, «Кубус» наконец-то тронулся и вывез раненых из-под обстрела. На обратном пути он врезался в уличный фонарь, на полной скорости погнув защитную пластину шины и порезав ее. Однако «Кубус» все же сумел вернуться в безопасное место.
Интересно, что, хотя атака и не удалась, она повлияла на моральный дух как поляков, так и немцев. Она заставила немцев поверить, что польские части в районе Повисле намного сильнее и лучше оснащены, чем ими ожидалось. После операции «Кубус» вернули в мастерскую, где его модифицировали. Козырек водителя был увеличен и оснащен броневым стеклом толщиной 8 см, найденным в захваченном Sd.Kfz.251. Щит пулемета (или PIAT) был установлен на крыше, перед двойным люком наводчика. Было также решено использовать «Кубус» в качестве штурмовой машины десанта, в то время как «Серый Волк» должен был поддерживать и защищать пехоту. 2 сентября 1944 года «Кубус» принял участие в третьей попытке захвата комплекса Варшавского университета. Он должен был поддержать солдат из «Крыбара» во время их атаки на боковые ворота.
«Кубус» вступил в бой в 16:00, оказывая огневую поддержку атакующему подразделению. Немцев было много, и их огонь вынудил польское подразделение укрыться. «Кубус» попытался протаранить ворота и заграждения из колючей проволоки, но немецкий огонь и осколки пробили его шины, заставив отступить. Не имея маневренности и наклонившись вправо, он начал двигаться задним ходом. Таким образом, все действия с участием «Kубуса» и «Серого Волка» оказались неудачными перед лицом упорной немецкой обороны.
Было предложено переместить «Kубус» в Средместье, но это оказалось рискованным из-за того, поскольку для этого пришлось бы разобрать две уличные баррикады. В итоге командир «Аспира» (Вацлав Ястржебовский), который отвечал за взвод и обучение экипажей, решил, что следует сжечь. 6 сентября 1944 года, в день, когда «Крубар» начал эвакуацию из Повисле, с «Kubus» сняли стартер и генератор и оставили припаркованным в саду Консерватории в Повисле.

«Кубус» на каком-то празднике в Варшаве…
После освобождения Варшавы Красной Армией и Польским Народным Войском 17 января 1945 года «Кубус» был найден там, где его оставил «Крыбар» 6 сентября 1944 года. Затем его перевезли в Музей Войска Польского в Варшаве, где через несколько лет его отреставрировал сам «Глобус». Затем «Кубус» снова отреставрировали, и теперь он выставлен у входа в музей. В середине 2004 года изготовлена его копия, которую выставили в Музее Варшавского восстания в Варшаве. С тех пор его также использовали на некоторых мемориальных торжествах, проходивших в польской столице.

Сборная модель БА «Кубус» в масштабе 1:72
Однако было бы неверно закончить рассказ о «Кубусе» именно здесь. Дело в том, что в 90-е годы, когда автор занимался выпуском журнала «Танкомастер», под тем же названием действовала и фирма, занимавшаяся выпуском моделей «резин кит», то есть наборов из смолы. Среди них была конверсия танка Т-60, бронеавтомобиль испанского революционного генерала Панчо Вильи (и набор солдатиков-мексиканцев к нему), БА «Форд-Т» — первый польский броневик, и ряд других моделей. А потом в модельную линейку ТАМа попал и «Кубус» в масштабе 1:35. И понятно, почему…
Польский гонор был всем и во все времена хорошо известен. Так что можно было не сомневаться в хороших продажах этой модели в соседней с нами стране, причем за красивые зеленые банкноты. Подкупала и простота изготовления модели и ее низкая себестоимость, что также было очень важным делом. Мы сделали так, что весь корпус «Кубуса» отливался из смолы целиком как одна большая болванка. Правда, внутри него была картонная коробочка, чтобы уменьшить расход дорогой смолы. Дно корпуса было абсолютно гладким. Из смолы отливались и те части колес, что были видны из-под бронировки. Также из смолы была и трансмиссия (та ее часть, что была видна между колес!), а вот пулемет ДП был отлит из «белого металла» и представлял собой маленький шедевр модельного искусства. То есть модель требовала минимальной работы, и собрать ее было легче легкого. Помнится, мы тогда выпустили немало «кубусов», и практически все они ушли за границу…
Свежие комментарии