На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

Риски сирийского урегулирования

 

 

Ситуация вокруг сирийского кризиса и его возможного урегулирования продолжает характеризоваться высокой степенью неопределенности. Несмотря на проведение в конце октября переговоров с участием всех основных внешних игроков конфликта и запланированную на середину ноября новую встречу, в обстановке вокруг кризиса присутствует ряд рисков, а также факторы, способствующие расширению боевых действий.

ТАК, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ АКТИВИЗАЦИЯ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА проходит на фоне продолжающейся интенсификации масштабов боевых действий и расширения внешнего вовлечения в конфликт. Сирийский кризис продолжает развиваться на двух уровнях, в рамках одного из которых проходит процесс политического урегулирования, в то время как содержанием другого является попытка сторон изменить соотношение сил в ходе боевых действий. Очевидно, что два эти уровня взаимосвязаны: в условиях фактического запуска политического урегулирования стороны конфликта и их внешние спонсоры пытаются создать условия для ведения диалога с позиции силы и укрепления своих позиций. В конечном счете именно соотношение сил собственно в Сирии станет решающим фактором, влияющим на перспективы урегулирования.

При этом боевые действия идут с переменным успехом: с одной стороны, сирийским правительственным силам удалось восстановить контроль над стратегической автотрассой Ханасир - Атрая - Сальмия, связывающей Алеппо с Хамой. Сирийская армия также заявила о переходе под ее контроль больее 250 квадратных километров территории в провинции Алеппо. В то же время боевики не только обороняются, но и сохраняют способность к успешному наступлению, что в том числе отражает расширение внешней военной помощи со стороны США и их региональных союзников. Недавно боевики заявили о занятии ими стратегически важного города Мурек, расположенного к северу от Хамы, близ одной из основных автомагистралей на западе Сирии. Официальный Дамаск признал занятие боевиками западной части города.

ПАРАЛЛЕЛЬНО, КАК УЖЕ БЫЛО ОТМЕЧЕНО, ПРОИСХОДИТ РАСШИРЕНИЕ внешнего вовлечения в конфликт, что также отражает стремление внешних спонсоров сторон конфликта усилить позиции своих подопечных перед началом политического диалога, а также попытки внешних игроков получить более эффективные рычаги воздействия на ситуацию в Сирии. По данным The Wall Street Journal, США и их ближневосточные союзники договорились увеличить объемы поставок вооружений и других видов помощи сирийским повстанцам. Отмечается, что целью помощи, которая будет предоставлена по каналам ЦРУ, а также спецслужб Саудовской Аравии и других союзников США в регионе, является оказание поддержки сирийской "умеренной оппозиции" в ее попытках "удержать занятые ею территории" и противостоять правительственным войскам.

 

При этом издание отмечает, что, наращивая объемы летальной и другой помощи повстанцам, президент США Обама проводит "двойную стратегию", стараясь "сохранять военное давление на Асада и его российских и иранских союзников, пока американские дипломаты пытаются выяснить, есть ли способ добиться его (Асада) ухода от власти путем переговоров". Также министр обороны США Эштон Картер заявил, что Вашингтон не исключает отправки в Сирию новых групп военных в целях поддержки умеренной оппозиции в борьбе с группировкой "Исламское государство" (ранее Обама санкционировал отправку около 50 американских спецназовцев на север Сирии). В то же время на этом фоне западные СМИ сообщают о расширении масштабов российского военного присутствия в Сирии: в частности, по данным агентства Reuters, имеет место рост численности российского военного контингента до 4000 человек.

Еще одним аспектом текущей сирийской ситуации остается наличие целого ряда системных рисков в рамках переговорного процесса. Одним из них остается судьба действующего сирийского лидера, которая, похоже, пока сохраняется в качестве камня преткновения между сторонами. При этом в последние недели по данному вопросу наметились некоторые разногласия и между Ираном и Россией, выступающих в качестве основных союзников Дамаска. В частности, стороны выступили с рядом примечательных заявлений по данному вопросу. Так, официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что сохранение Башара Асада у власти в Сирии не является для РФ принципиальным моментом, отметив, что смена режима в этой стране станет катастрофой не только регионального, но и глобального масштаба.

На этом фоне командующий иранским Корпусом стражей Исламской революции Мохаммад Али Джафари заявил, что Москва пришла в Сирию в своих собственных интересах. "Наш северный друг, который недавно пришел в Сирию, чтобы обеспечить военную поддержку, сделал это в своих собственных интересах", - заявил Джафари. Москва, вероятно, не станет держаться за кандидатуру Башара Асада во что бы то ни стало - "как это делаем мы", также заявил иранский генерал. В свою очередь советник по международным делам верховного лидера Ирана аятоллы Хаменеи Али Акбар Велаяти подчеркнул, что Тегеран не одобрит план по урегулированию кризиса в Сирии, игнорирующий действующие власти этой страны. Велаяти подчеркнул, что Иран примет те планы по урегулированию кризиса в Сирии, которые одобрит иранский народ и правительство.

ЕЩЕ ОДНИМ АСПЕКТОМ ВЫСТУПАЕТ ПРОБЛЕМА ПОИСКА ВНУТРИ СИРИИ стороны для диалога среди оппозиционных группировок. Это является на данный момент, пожалуй, основной сложностью переговорного процесса - в условиях доминирования радикальных исламистов среди боевиков и распада структур так называемой умеренной сирийской оппозиции, а также интеграции части ее представителей в радикальные исламистские группировки. Переговоры между Дамаском и его оппонентами могут вылиться в диалог с фигурами, которые на практике не представляют серьезной силы внутри страны. Другой альтернативой станет признание в качестве умеренной оппозиции и стороны диалога некоторых радикальных исламистских группировок, что, однако, достаточно рискованно и может оказаться неприемлемым для Ирана и официального Дамаска.

Как будут развиваться события в данном ключевом аспекте переговорного процесса, станет ясно уже в ближайшее время, однако, похоже, что внешние спонсоры боевиков уже приступили к работе по "превращению" радикальных исламистов в умеренную оппозицию. Отметим, что ранее появлялись сообщения о планах Катара по смене имиджа и своего рода ребрендинге поддерживаемой им группировки "Джебхат ан-Нусра". В свою очередь в конце октября начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Картаполов сообщил, что руководство ряда группировок, входящих в "Джебхат ан-Нусру" приняло решение о переходе в состав "умеренной оппозиции".

Давид Арутюнов, "Голос Армении"

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх