Источник: Montecruz Foto
Прошло более недели с момента опубликования материала об обострении отношений между Ираном и Израилем. Ситуация за это время не просто накалилась, но стала намного серьезнее. Израиль фактически признал свое участие в убийстве руководителя иранской ядерной программы М. Фахризаде.
Нет, представители этого государства не сказали:
«Мы убили иранского физика и офицера Корпуса стражей исламской революции».
Просто в интервью одному из агентств (NBC News) представитель МИДа Израиля произнес стандартную в таких случаях фразу:
Израиль «не комментирует вопросы, связанные с безопасностью».
Согласитесь, яснее такого заявления было бы именно заявление о том, что диверсию провели спецслужбы Израиля.
Появились (пока на уровне слухов) кое-какие сведения о самом теракте. Иранские СМИ, близкие к Корпусу стражей ИР, сообщают о том, что сам теракт проведен с использованием самых современных технологий. Чуть ли не дистанционно управляемым пулеметом, который сразу после выполнения задачи самоуничтожился. Что-то из серии голливудских боевиков. Вроде того, где Брюс Уиллис пытается убить политика как раз таким пулеметом.
Эти слухи (по крайней мере, лично для меня) посеяли сомнение в том, что именно евреи организовали данный теракт. Слишком много демонстративно указывающего именно на Тель-Авив. Словно подталкивают именно к этой версии. Исключать какое-то участие израильтян в организации этой провокации я, естественно, не могу. Но…
Что же на самом деле происходит? Почему Тегеран, который всегда демонстративно мстит за убийства своих военных и политических деятелей, сегодня молчит? Почему Тель-Авив молчит? При этом армия продолжает находиться в повышенной готовности.
Атомное оружие для Ирана или быстро меняющийся Ближний Восток
Ранее я уже писал о том, что появление в регионе ещё одной ядерной державы серьезно изменит расклад сил на Ближнем Востоке. Для большинства аналитиков понятно, что (даже имея ЯО) Иран не сможет реально угрожать мировым лидерам вроде России, США или Китая. Бомба будет направлена против ближайших соседей.
Ещё одна интересная деталь, на которую многие не обращают внимания. Дело в том, что атомная бомба Тегерана станет головной болью не только для Тель-Авива, но и ещё для нескольких стран региона. Проще говоря, мне кажется, что сейчас необходимо рассматривать не конфликт между Израилем и Ираном, а конфликт между Ираном и США.
Если вернуться к убийству Фахризаде, то можно увидеть сразу несколько странностей. Вспомните, что началось в иранских городах буквально сразу после теракта. Толпы возмущенных людей требовали возмездия на это убийство. Практически весь Иран призывал к активным действиям своих лидеров. А то, как хоронили руководителя ядерной программы, разве ни о чем не говорит?
Ведь почести ему были оказаны почти такие же, как национальному герою, легенде, почти божеству – генералу Сулеймани. Тело Фахризаде было провезено со всеми воинскими почестями по всем крупным мечетям Ирана. Как-то не вяжется. Старший офицер Корпуса стражей исламской революции, профессор, которого мало кто в Иране знал. И такие почести.
Как бы поступили 99% людей в такой ситуации? Когда народ примет любое силовое решение на ура? Когда армия согласна на войну в любом формате? Кстати, иранские СМИ (особенно правого толка) достаточно активно продвигали идею ракетного обстрела Хайфы. Такой шаг (даже при существующей в Израиле ПВО и ПРО) нанес бы существенный урон израильскому порту. И ответ последовал бы мгновенно.
Но действия верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи стали большой неожиданностью для многих аналитиков и экспертов. Точнее его бездействие на внешнем контуре. Мне кажется, что в основу своего ответа на террор Али Хаменеи положил не столько возмездие от Ирана, сколько консолидацию всех арабских стран против США и их союзников. Надо сказать, что во многом это удалось.
Для чего, если исходить из формальной логики, нужно было ликвидировать руководителя ядерной программы Ирана? Только для того, чтобы на какое-то время затормозить её реализацию. Смена руководителя, разбирательство с документацией, перестановка кадров с связи с новыми идеями, все это требует времени.
Реально, необходимо было выиграть хотя бы пару месяцев, пока новый американский президент не начнет работать, пока США полностью не определится с приоритетами своей внешней политики. А что произошло в Иране? Все случилось с точностью до наоборот. Аятолла Али Хаменеи призвал народ к мщению и…? Ровно через 72 часа иранский парламент принимает решение по ограничению работы для инспекторов МАГАТЭ и, главное, по ускорению гражданской ядерной программы.
Фактически, Иран почти открыто заявил о том, что активизирует работу над собственным ядерным оружием. Ответить на такое заявление Ирана соседним государствам фактически нечем. Потому и молчат израильтяне, монархи Персидского залива и даже американцы.
Я не знаю, на какой стадии находятся разработки ЯО в Иране. Но думаю, что несмотря на все санкции и прочие ограничения, вводимые против Ирана, они велись. И на сегодняшний день Тегерану просто необходимо вывести их из тени. То есть показать в ближайшее время, что такое оружие в Иране есть. Фактов, подтверждающих данное заявление у меня нет. Поэтому это личное мнение автора.
Так будет ли отмщен Мохсен Фахризаде?
Этот вопрос сегодня, наверное, самый животрепещущий для нескольких стран региона. Понятно, что особенно это важно для Израиля. Жить в постоянном ожидании нападения достаточно сложно. Тем более, что все предыдущие теракты имели вполне логичные продолжения. Иран не просто наносил удары по какому-либо объекту, но проводил довольно шумную пиар компанию перед ними.
Возникает вполне логичный вопрос: «Почему не сработал стандартный алгоритм действий сейчас?» Ведь, если отбросить в сторону чувства и желания толпы, любой акт мщения не более чем способ сохранить лицо государства. Красиво обставленный и хорошо прорекламированный акт возмездия, который ничего не меняет.
Мне кажется, все дело в цене вопроса. Очень уж активно в прессе разворачивается кампания по «вскрытию планов Тегерана» о нанесении удара по Израилю. Якобы Иран это готовит. И не только по израильскому порту, но и по американским объектам в других сопредельных странах. Аналогия тут понятна, журналисты вспомнили удар по базам в Ираке после убийства Сулеймани.
Только вот каков будет (даже не эффективность от них) ответ на эти удары? С учетом того, что уходит Трамп. Что совсем недалеко дислоцируется авианосная группа во главе с авианосцем «Нимиц». Что в Саудовской Аравии находится эскадрилья F-35. Думаю, что вариант, который был у Ирана после убийства Сулеймани, теперь не пройдет. И авиация США нанесет серьезный удар по территории Ирана. Более того, ответный удар этот будет четко направлен на объекты ядерной энергетики, НИИ и центры инженерных разработок.
Если Тегеран хочет сохранить лицо и свои центры по разработке ЯО, ему просто необходимо действовать не напрямую, а через посредников. Посмотрите, как прекрасно сработала запущенная после убийства Фахризаде утка о возможном нападении на израильские посольства по всему миру. Сегодня все они укреплены и подготовлены к террористической атаке.
Израильтяне испугались. В памяти сохранились теракты против израильских туристов в Болгарии, Аргентине и других странах 2012 года. Только вот доказательств причастности к терактам именно персов так и не было найдено. Вот вам и первая траектория возможного ответа. Тегеран действительно обладает в разных странах очень развитой сетью союзников, способных провести по приказу КСМР теракты не только в Израиле, но и в монархиях Персидского залива, в Европе и в США.
Причем прямо обвинить в этих диверсиях Тегеран не получится. Как сегодня можно говорить:
«Союзники – это прокси».
Поймать их можно. Но доказать, что они несамостоятельно действуют, вряд ли.
Другой способ ответа на теракт похож на удар по Израилю. Но он, причем не в военной форме, будет нанесен по американским союзникам на Аравийском полуострове. Кстати, первый такой удар, как мне кажется, уже нанесен. Короткий и точный дипломатический удар по фактическому правителю Объединенных Арабских Эмиратов наследному принцу Абу-Даби Мухаммеду бин Зайедину аль-Нахайяну. Именно с ним напрямую говорил глава КСИР об ударе по ОАЭ в случае нападения США на Иран.
Параллельно КСИР через чиновников поменьше рассылает примерно такую же информацию и в другие монархии. Выглядят такие послания примерно так: уважаемый монарх понимает, какое «ужасное будущее» угрожает его стране, в случае какой-либо сделки или договора с «сионистским режимом». Все предельно корректно и предельно ясно.
В целом же, зная менталитет персов, которые в отношении мести не многим отличаются от израильтян, ответ на убийство Фахризаде будет обязательно. Иран не забывает такого. Другое дело, что предсказать время и место, даже способ действия Ирана невозможно. Кто-то из аналитиков говорит о первом квартале следующего года, кто-то о конце этого – начале следующего года. Гадание на кофейной гуще.
Не рассосалось...
Очень многим эта возня в высших сферах надоела. Все чаще и чаще слышны голоса радикалов, предлагающих решать вопросы быстро, хирургическими методами. Я не медик. Возможно (хотя даже для меня сомнительно), что операцию на одном больном могут делать сразу два хирурга, которые будут лечить два разных заболевания. Но в международных делах это прямой путь к войне.
Как в армии, а также на медицинских консилиумах или на серьезных производствах, обсуждение ведется ровно до того момента, пока старший не принял решение. После этого исполнители должны исполнять. От младшего к старшему. Чтобы задача, поставленная руководителем, была выполнена.
Израиль, которому необходимо было каким-то образом притормозить ядерную программу Ирана, задачу выполнил. Иран, для которого рамки МАГАТЭ уже стали тесны и необходимо выводить атомную промышленность (а, возможно, и ЯО) из тени, тоже выполнил задачу. Боле того, он достаточно сильно увеличил свое влияние на Ближнем Востоке, стал действительно региональным лидером.
Американский президент может теперь рассказывать миру о том, как его героические парни в очередной раз спасли мир только своим присутствием. Значит не зря «Нимиц» с компанией сжигает деньги американских налогоплательщиков в Средиземноморье.
Правда, есть у меня одна мысль, которой пока нет подтверждений. Но именно она логически следует из всех событий. Думаю, ещё одной целью Тегерана может стать возвращение к переговорам с целью полностью легализовать свои разработки по ядерной тематике. Несмотря на кажущуюся утопичность данной идеи, в условиях дестабилизации мировой экономики и быстрых политических перемен это может быть реализовано на практике. Именно как противовес Израилю.
Так что гадать о дальнейших событиях пока рано. Слишком уж глубокие корни у проблем. И поистине хитроумные планы раскрываются чуть ли не еженедельно.
- Автор:
- Александр Ставер
Свежие комментарии