Зоны конфликта в населенных пунктах представляют для военных уникальные вызовы как в тактическом, так и в технологическом плане.
По оценкам, до 90% населения Земли к 2050 году будет жить в густонаселенных городских агломерациях, и поэтому вооруженные силы уделяют особое внимание боевым действиям в ограниченных и густонаселенных застроенных районах.
Военачальники, ответственные за проведение операций в городе, сталкиваются со множеством трудностей, которые варьируются от положительной идентификации вражеских сил и до организации и поддержания соответствующих уровней коммуникационных возможностей в условиях действий в подземных сооружениях и высотных зданиях.
Кроме того, они должны быть способны полагаться на высокоточные средства с целью исключения любого риска дружественного огня и обстрела местного населения, в частности в случае использования противником местного населения в качестве живого щита.
Густонаселенная местность
Многие из этих вопросов были рассмотрены в исследовательском докладе, опубликованном в декабре прошлого года Университетом совместных специальных операций (JSOU). В нем описываются «оперативные и политические последствия военных действий на густонаселенных городских территориях».
В этом документе JSOU предупреждает о растущих миграционных потоках в городские и пригородные территории в 2020-2050 годы, в результате чего «плотность городского населения будет неуклонно расти».
В документе отмечается, что возможные последствия этого, будь то в контексте традиционных крупномасштабных, противоповстанческих или контртеррористических операций, гуманитарной помощи или помощи при стихийных бедствиях, весьма сложно спрогнозировать.
С одной стороны, масштабные атаки на центральную часть городов традиционным вооружением или оружием массового поражения могут привести к исходящим миграционным потокам, которые закупорят основные транспортные артерии и воспрепятствуют военной мобилизации и ответным действиям. С другой стороны, урбанизация со временем трансформирует политическое устройство общества, что может привести к повстанческим или террористическим операциям против дружественных правительств.
Вооруженные силы продолжают развивать принципы боевого применения и тактические приемы, методы и способы ведения боевых действий, связанные с операциями на густонаселенных территориях, где личному составу придется действовать в сложных условиях
В других случаях вооруженные силы могут быть привлечены для обеспечения гуманитарной помощи субъектам городского уровня в связи с несостоятельностью местных властей, вызванной природным бедствием. В каждом из этих случаев вооруженным силам потребуются концепции для действий и анализа социальной реальности в густонаселенных районах.
В документе JSOU вслед за определением проблемы рассматривается то, как технологии следующего поколения могли бы поддержать вооруженные силы, стремящиеся повысить боевую эффективность в городских условиях за счет более активного использования социальных медиа и моделирующих инструментов, а также задействования малоразмерных беспилотников.
Будущие операции
Многие из этих вопросов уже рассматриваются Управлением перспективных оборонных исследований DARPA, которое продолжает реализовывать программу PROTEUS (Prototype Resilient Operations Testbed for Expeditionary Urban Scenarios), направленную на определение и адаптацию современных коммерческих технологий для вооруженных сил, действующих в подобных условиях.
Как заявляют в Управлении, в связи с тем, что государственные и негосударственные акторы продолжают использовать свои собственные новые технологии, экспедиционные войска сталкиваются с «снижением преимуществ в будущих потенциальных военных конфликтах, которые вероятнее всего будут вестись в прибрежных (приморских) городах».
«Целью программы PROTEUS является создание и демонстрация инструментов для разработки и проверки концепций маневренных экспедиционных городских операций, основанных на динамически компонуемых общевойсковых группах временного состава»,
— говорится в документе DARPA, в котором также перечисляются особые сферы интереса.
Они включают разработку программного обеспечения с целью поддержки организации в реальном времени оперативных групп, вооружения и материальной части, а также тактических приемов, методов и способов ведения боевых действий, подходящих для вооруженных сил, действующих в густонаселенных населенных пунктах в 2030-2040 годы.
Еще одно из направлений — разработка виртуальных тестовых условий с целью «проверки и демонстрации этих возможностей» за счет детального воспроизведения городского боевого пространства.
Эти тесты продемонстрируют то, что способность динамически формировать структуру, возможности и тактику небольшого подразделения, позволяет резко получить превосходные показатели в боевых условиях, выраженные такими параметрами, как например, огневая эффективность, боевая устойчивость и экономическая целесообразность.
В случае успешных результатов программные инструменты и концепции, разработанные в программе PROTEUS, позволят оценить и применить новые подходы к общевойсковым операциям, включающим координацию поражающего воздействия в различных средах.
Значительный опыт для выработки будущей тактики в городской среде был получен во время операций 2017 года по освобождению иракского города Мосул от боевиков ИГ (запрещено в РФ)
В декабре 2019 года Управление DARPA выдало компании Cole Engineering Services контракт на 2,3 миллиона долларов на поддержку PROTEUS. В официальном объявлении контракта было описано, как компания будет выполнять НИОКР при достижении целей первого этапа программы.
Заявленная работа включает организацию хранилища параметрических данных моделей, характер их изменения, тактические приемы, методы и способы, которые будут продемонстрированы в серии учений морской пехоты США.
Управление сбора информации и разведки американской армии (I2WD) также рассматривает комбинированные операции в различных условиях, включая городскую войну, с особым вниманием на развитие «универсальных» сенсорных пакетов для сбора информации, интегрируемых в обитаемые и необитаемые платформы.
Согласно общему заявлению I2WD, армейский центр управления связи разведки и сбора информации разрабатывает ряд новых технологий с целью повышения эффективности выполнения задач спешенными малыми подразделениями, участвующими в городских операциях.
По данным заявления, работы включают «разработку и испытания опытных устройств и подсистем и потенциальных интерфейсов в существующих и/или перспективных конфигурациях в моделируемой оперативной обстановке».
Как результат, в армии рассматривают ряд сенсорных систем с целью улучшения и сокращения циклов определения целей конечными пользователями, задействующими контуры «сенсор-сенсор» и «сенсор-стрелок». Во многом эти усилия сосредоточены на размерах, массе, энергопотреблении и организации связи.
Выученные уроки
Потребность в новых принципах боевого применения, тактических приемах и методах и материальной части для поддержки будущих городских операций было четка определена в конфликтах последних лет, особенно на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии.
В 2017 году иракские силы безопасности из контртеррористической службы при поддержке международного сообщества проводили различные городские операции во время освобождения иракского города Мосул.
По данным Министерства обороны США, опубликованным в 2018 году, за время проведения этой кампании иракские силы специальных операций понесли 40% «боевых потерь», куда отнесены тактические машины, вооружение, другая материальная часть, а также раненые и убитые.
В этих операциях иракские силы и курдские формирования выполняли самые разные задачи, конечной целью которых являлась очистка и удержание территории, ранее оккупированной ИГ. Им пришлось зачищать заминированные самодельными устройствами подземные туннельные комплексы, предназначенные для скрытного проникновения небольших групп с оружием и СВУ.
Иракский спецназ отрабатывает тактику ведения городского боя в городе Мосуле, который был освобожден от ИГ в 2017 году
Филиппинские вооруженные силы также серьезно изучают опыт городских боев, полученный в битве за город Малави.
Всю вторую половину 2017 года армия Филиппин проводила в этом городе операции против экстремистских организаций. Один из старших офицеров рассказал, как силовые подразделения, подстраиваясь под реальную обстановку, вынуждены были «новаторски и на лету» отступать от боевых уставов и инструкций, менять назначение вооружения, а также тактику и способы ведения боя.
В качестве примера можно привести использование 105-мм артиллерии для обстрела прямой наводкой с ближней дистанции боевиков, засевших в зданиях. Расчеты филиппинской армии использовали самодельные прицельные устройства, изготовленные из коробок из под лапши и ниток, которые выступали в роли прицельных устройств. Кроме того, в ближних боях на дистанциях до 50 метров также использовались 12,7-мм крупнокалиберные пулеметы.
Подразделения филиппинской армии также заранее устанавливали бронетранспортеры М111 по возможности как можно выше, в то числе на первые этажи зданий с большими проемами с тем, чтобы дать командиру и экипажу лучший обзор поля боя, поскольку в условиях высотной застройки значительно ухудшается поле зрения личного состава и сенсоров.
Строительный мусор, появлявшийся после боев, использовался для защиты передвижения своих сил от снайперов, в свою очередь боевики частенько использовали местное население в качестве живого щита.
Подготовка к победе
Очень многое стремятся взять из подобного опыта вооруженные силы Сингапура, которые наладили тесные контакты с филиппинской армией.
В июне прошлого года сингапурская армия подробно рассказала о планах по строительству «умного учебного центра следующего поколения» для обеспечения будущих оперативных потребностей небольших подразделений, готовящихся к боевым операциям в населенных пунктах.
По информации сингапурской армии, концепцией города SAFTI City предусматривается модернизация существующего учебного центра городского боя, построенного в 90-х годах, который, по мнению командования, более не соответствует современным требованиям и тенденциям.
Существующий центр (группа малоэтажных зданий, воссоздающая традиционные магазинчики с жилыми помещениями, но без контрольно-измерительного оборудования) обеспечивал оперативные потребности до начала 2000 года. Представитель армии подчеркнул, что они хотят создать «лучший полигон для обучения боевым действиям в городе, чтобы успешно справляться с новыми угрозами и вызовами, перед которым сталкивается Сингапур сегодня».
Впервые представленная в 2017 году министру обороны концепция SAFTI City должна поэтапно вводиться начиная с 2023 года. Совместная разработка сингапурской армии и Управления оборонной науки и технологии будет «соответствовать развивающимся оборонным нуждам армии и обеспечивать подготовку к самым разным операциям, как мирного времени, так и военного».
Согласно планам, на первом этапе программы будет построено больше 70 зданий включая три 12-этажных многоквартирных дома, подземные сооружения и учебные полигоны для подготовки к городской войне общей площадью более 107 тысяч м2. После завершения первого этапа учебный городок первоначально будет способен обеспечить подготовку на уровне бригады.
Сингапурская армия вскоре получит в свое распоряжение специализированный центр подготовки к городскому бою, который обеспечит командиров гибким и модульным пространством для выполнения будущих оперативных потребностей
Среди основных особенностей будущего городка — интегрированный транспортный узел, включая автобусную станцию, станцию метро с несколькими выходами на поверхность, высотные здания, связанные между собой переходами, густонаселенные микрорайоны и развитую дорожную сеть, а также ряд общественных мест, включая торговые центры, что позволит воссоздать «реалистичные и сложные условия подготовки».
Город также будет иметь несколько перестраиваемых зданий и дорожных сетей, что позволит каждый раз по приезду личного состава на обучение менять планировку для того, чтобы исключить любую возможность успешно прогнозирования ситуации и сценария в период комплексной подготовки.
В официальном заявлении говорится, что «эти деятельность будет включать операции обеспечения национальной безопасности, контртеррористические и спасательные операции. Инфраструктура SAFTI City обеспечит реалистичные и сложные, но интересные условия для обучения солдат».
В проекте также будет использовано множество умных технологий, предназначенных для улучшения способности к обучению и повышения эффективности программ. В качестве примера можно привести умные цели, которые способны маневрировать по полю боя, а также открывать ответный огонь по обучающимся солдатам. Также будут интегрированы технологии создания различных эффектов на поле боя, включая имитаторы дыма и взрыва для повышения реализма во время тренировочных сценариев.
Наконец, в городке SAFTI City также будут использоваться технологии анализа данных с множества видеокамер, что позволит в реальном времени прерывать работу участвующих в сценарии бойцов в случае неправильных действий или критической ситуации.
«Процесс подготовки будет сопоставляться и обрабатываться аналитической системой с целью предоставления обучающимся точной информации по их индивидуальным действиям и действиям в группе, — говорится в заявлении сингапурской армии. — С интегрированной в процесс обучения игрофикацией и детализированными индивидуальными отчетами отдельные солдаты и группы смогут сравнивать свои действия, что будет мотивировать их на дальнейшее совершенствование. Эти технологические улучшения позволят армии проводить подготовку более эффективно и рационально».
Поколение «нэкст»
Поскольку вооруженные силы стремятся максимально повышать свою эффективность с целью успешного выполнения будущих городских операций, они серьезно рассчитывают на новые технологии в комбинации с развивающимися принципами боевого применения и тактическими приемами, методами и способами ведения боевых действий.
Среди примеров можно назвать программу НЕО (Hyper-Enabled Operator, в вольном переводе «военнослужащий с повышенными возможностями») Командования сил специальных операций США, которая официально была запущена на выставке SOFIC во Флориде в мае 2019 года в качестве преемницы шестилетнего проекта TALOS (Tactical Assault Light Operator Suit).
В программе НЕО будут использованы многие технологии, разработанные для проекта TALOS. который был начат в 2013 году. Его целью было повышение огневой эффективности, боевой устойчивости, мобильности и коммуникационных возможностей ССО, проводящих рейды в городской среде.
TALOS завязла в проблемах, поскольку объединенная оперативная группа материально-технического снабжения JATF выступала за проектирование и разработку экзоскелета, который позволял бы переносить различные грузы и беспрепятственно перемещаться по сложному полю боя в населенных пунктах.
Директор JATF объяснил свое желание обеспечить операторов возможно большим объемом информации без риска какой-либо когнитивной перегрузки во время выполнения комплексных задач.
Командование продолжает развивать свою концепцию Hyper-Enabled Operator, являющуюся наследницей существующего проекта TALOS, которая нацелена на повышении возможностей личного состава ССО, проводящих боевые операции в городских условиях
«Доступность новых технологий наделяет наших соперников способностью прогнозировать и действовать быстрее нас. Мы, разумеется, должны быть впереди и превосходить все их возможности. Мы также должны понимать важность предоставления как можно большего объема различной информации нашим солдатам на передовой».
Директора JATF говорит:
«Хотя мы хотим иметь как можно больше данных, мы должны управлять ими эффективно и ограничивать их; необходимо переводить это гигантское количество данных в информацию, которая нужна оператору именно в заданном виде, в точное время и в точном месте. Группа должна быстро и эффективно использовать информацию для прогнозирования и действий, одновременно используя децентрализованную гибкость ССО».
Группа JATF продолжает изучать решения, позволяющие боевым подразделениям эффективно действовать в городском пространстве, базируясь на четырех «технических столпах»: слияние и дополненные данные; увеличенная ширина пропускания каналов в обе стороны; продвинутая компьютеризация; и человеко-машинные интерфейсы.
Новые продвинутые концепции включают: объединение в единую сеть личного состава и автоматизированных центров оперативного управления с добавлением машинного обучения и алгоритмов искусственного интеллекта, а также использование легких машин повышенной проходимости MRZR-4 Light Tactical All-Terrain Vehicle с интегрированными антеннами спутниковой связи с целью создания «надежных и высокоэффективных компьютерных узлов, необходимых для систем машинного обучения и искусственного интеллекта, устанавливаемых на небольшие транспортные средства».
Видеть сквозь
Еще одним интересным направлением является технология восприятия через стены, которая была продемонстрирована на выставке Association of the US Army в Вашингтоне в октябре 2019 года.
Это сверхширокополосная РЛС компании Lumineye Lux ultra-wideband (UWB), которая разработана для таких задач, как например, проделывание проходов в зданиях, обнаружение ложных стен и тайных помещений, наблюдение сквозь затененные окна, и операции кинологических расчетов.
Устройство конечного пользователя может также работать в дистанционном режиме для того, чтобы штурмовые группы могли оставаться в укрытии, одновременно ведя наблюдение и разведку. Радар Lux в настоящее время рассматривается Командованием ССО США в качестве одного из кандидатов.
Ручное устройство (или стеновизор) SafeScan Tactical компании Iceni Labs оценивается подразделениями ССО неназванной европейской страны НАТО. Финальный продукт с высоким уровнем технологической готовности должен быть показан уже в этом году, что даст штурмовым группам сверхширокополосную РЛС, способную обнаруживать за стенами живых существ. Компания также изучает возможность интеграции этого стеновизора в более широкие решения боевого управления, имеющиеся на рынке.
Военные операции в населенных пунктах остаются для командиров одними из самых сложных во всем современном боевом пространстве. При нынешнем темпе развития технологий и повышении вероятности столкновения с равными соперниками их значение будет только расти в будущем. Над этим уже сейчас должны крепко задуматься командования вооруженных сил, а также оборонная промышленность западных стран.
- Автор:
- Alex Alexeev
Свежие комментарии