На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 367 подписчиков

Свежие комментарии

  • Людмила Ненашева
    У нас что: нет советской власти?«Молятся где попа...
  • Илхом Умаров
    Пусть идут в медресе учиться, а не в университет. Во время Союза такого не было.«Молятся где попа...
  • Leon Dan
    Националист по определению не обязан никого другого любить.Почему казахские ...

ИСТОРИЯ "НЕВИДИМОК"-2

  Ему на смену, пришел сверхсекретный беспилотный самолет типа «волнолет», у которого подъемная сила при сверхзвуковом полете создается за счет скачков уплотнения. Высота его полета составляла около 30 километров, но самое интересное: аппарат запускался с борта сверхтяжелого транспортного самолета С-5А, на него же и садился.

  Якобы по недосмотру цензоров в опубликованном военном бюджете США появился пункт, согласно которому на программу, названную «Аврора», выделялось 80 миллиардов долларов в 1986-м и запрашивалось 2,3 миллиарда на 1987 год. Особый интерес вызвало то, что «Аврора» упоминалась вместе с SR-71 и TR-1, известными нашим ракетчикам как и самолет-шпион У-2. Последовавшему через некоторое время официальному заявлению, что-де программа закрыта, вряд ли кто верил, тем более что в 1989 году газета «Нью-Йорк тайме» опубликовала описание гиперзвукового (скорость более 5М) самолета, замеченного якобы на авиабазе Грум-Лэйк, известной своим исследовательско-испытательным центром совершенно секретных аппаратов.

  В августе 1989 года, а известно об этом стало только в 1992 году, с буровой платформы в Северном море инженер К. Гибсон видел неизвестный самолет треугольной формы, заправлявшийся от «летающего танкера» КС-135. Их сопровождали два истребителя-бомбардировщика F-111.

  В течение 1989—1990 годов в окрестностях американских авиабаз Джордж, Эдварс, Чайна-Лэйк, Долина антилоп и города Санта-Барбара не раз видели полет аппарата, названного «Пульсаром» за характерный низкочастотный звук двигателя и необычный узловатый инверсионный след. Интересующиеся получали скупой официальный ответ: «ВВС США проводят несколько секретных программ».

  Но вот еженедельник «Авиэйшн Уик» дал описание «Авроры» как стартующего с борта «Боинга-747» аппарата ромбовидной формы длиной 33,5 и шириной 18,3 метра и использующего прямоточные двигатели внешнего сгорания. Утверждалось, что разведывательно-ударный беспилотный самолет может нести 121 атомную бомбу.

  5 августа 1991 года неизвестный летательный аппарат прошел менее чем в 300 метрах от рейсового «Боинга», летевшего над Техасом на высоте 7 километров.

  Однако пик сообщений о загадочном гиперзвуковом самолете приходится на 1992 год. Так, в марте — апреле в районе авиабазы Эльдорадо — главного испытательного центра ВВС США — радиолюбители трижды фиксировали переговоры наземного оператора с самолетом, летевшим на высоте не менее 20 километров. В одном случае был замечен идущий в стратосфере «Пульсар», в двух других — переговоры велись на частотах, выделенных для самолетов «специальных операций».

  В сентябре того же года над Северным морем в 50 километрах от острова Тексел очевидцы слышали звуковой удар, интерпретированный как пролет неизвестного гиперзвукового самолета на высоте более 10 000 метров. Похожие эффекты несколько ранее фиксировали сейсмические датчики, расположенные в Калифорнии и Техасе. Причем, по мнению сейсмологов, они более походили на вход в атмосферу «Шаттла», которого, однако, в этот момент там не было.

  Наконец о мистическом самолете появилась пространная информация. В статье Суитмена, опубликованной журналом «Джэйнз дифенс уикли» в декабре 1992-го, утверждалось, что машина проходила летные испытания начиная с 1987 года, а в 1990-м поступила на вооружение. Стоимость ее оценивалась в 5—8 миллионов долларов. Кроме аэродромов на территории США, для базирования используется авиабаза Машриханиш в Шотландии, модернизированная в свое время для ра­мещения «невидимок» F-117.

  Самолет имеет в плане форму равнобедренного треугольника длиной 35 и размахом крыльев 20 метров. Стартовая масса 76 тонн, из которых не менее 44 тонн — топливо, скорее всего — метан (он более энергоемкий, и, что важно для гиперзвукового самолета, у него больше скорость горения). Экипаж — 2 человека, скорость — до 8М на высоте 40 000 метров, дальность — около 9000 километров. Самолет оснащен радиолокатором бокового обзора с фазированной антенной решеткой и телекамерами; передача информации — через спутник-ретранслятор. Форма и применяемые материалы снижают радиолокационную заметность машины, а высота и скорость полета делают ее недоступной даже для совершенных ракет — российской С-300В и американской «Патриот».

  Не исключено, впрочем, что «треугольник» — далеко не единственный в своем роде вариант. Суитмен сообщает о «двухступенчатом» комплексе, использующем в качестве разгонщика похожий на создававшийся в конце 1950-х — начале 1960-х годов межконтинентальный сверхзвуковой бомбардировщик ХВ-70 «Валькирия». Новый носитель имеет те же характерные особенности: аэродинамическую схему «утка», двухкилевое вертикальное оперение. Последнее позволяет разместить над фюзеляжем «вторую ступень». Это может быть ракетный блок, доставляющий на орбиту малогабаритный спутник разведки или связи, а может и гиперзвуковой «волнолет»-разведчик, конструкция которого в этом случае будет значительно проще...

  Наконец, на той же базе Грум-Лэйк были замечены прелюбопытные летательные аппараты.

  Представьте себе: самолет треугольной формы, гладкая черная обшивка из углеродного композита, нет выступающих деталей, воздухозаборники и сопла реактивных двигателей — на верхней стороне крыла. Но вот он переворачивается и садится на спину, выпуская из нее шасси. Зачем такой цирковой номер? Это компромисс сторонников технологии «стэллс», с точки зрения которой любой люк в нижней поверхности самолета — уголковый отражатель и потому вреден, и эксплуатационников, ратующих за люки внизу, — им тогда удобнее работать, и вода не скапливается.

  Все эти, а также широко известные ныне самолеты В-2 и F-117А изготовлены с применением технологии «стэллс», то есть имеют покрытие, не отражающее, а поглощающее радиоволны.

  Интересна история разработки такой технологии. Кое-кто из исследователей считает, что в его основу американцами были положены сведения, полученные ими в результате изучения «летающих тарелок», попавших в их руки еще в конце 1940-х — начале 1950-х годов и поныне хранящихся в сверх­секретном ангаре.

  Потом в поле зрения падких на сенсации газетчиков попала другая, более правдоподобная версия. «Сама идея создания самолета-невидимки F-117A принадлежит русскому, — утверждал Бен Рич, бывший главный конструктор корпорации «Локхид», создавшей эту машину. — Однажды в мой офис ввалился 36-летний математик и специалист по радарам нашей фирмы Денис Оверхольцер, который и преподнес мне подарок — прорыв в технологии самолета-невидимки. Он открыл этот «самородок» в недрах большой сугубо технической статьи по радарам, опубликованной в Москве несколькими годами раньше. Автором ее был Петр Уфимцев, ведущий сотрудник одного из московских институтов...»

  Так что же, выходит, мы могли стать первыми создателями технологии «стэллс», приведшей к появлению первых самолетов-невидимок? Возможно, могли, но не стали.

  Наши теоретики оказались на высоте. Еще в 1966—1969 годах группе ученых во главе с Н. Кузьминым наряду с В. Солнцевым, В. Зубаковым, другими талантливыми специалистами (в нее входил и Петр Уфимцев) удалось разработать теоретические основы таких покрытий, которые делали летательный аппарат и ракету практически не засекаемой противовоздушной или противоракетной системами. Сведения об этом, очевидно, проникли за океан и, судя по всему, стали одним из аргументов за подписание между СССР и США Договора об отказе от создания системы ПРО, сделавшего ненужной и ракету-невидимку.

  Между тем договора, ограничивающего или запрещающего систему ПВО, не было, поэтому американцы сосредоточились на конструировании самолета-невидимки. Подсказка, найденная в нашей печати, облегчила им дело.

  А в СССР к подобному самолету остались равнодушны. Группа Н. Кузьмина была распущена. П. Уфимцев был приглашен читать лекции в США, ему предложили стать профессором одного из университетов в Калифорнии, где он работает и поныне.

  Как выясняется, самолеты-невидимки не так уж и невидимы. Во всяком случае, в московском научно-техническом центре «Резонанс» созданы локаторы, позволяющие распознавать малозаметные объекты, в том числе и самолеты, сделанные по технологии «стэллс».

Картина дня

наверх