Несмотря на убаюкивающие речи Александра Лукашенко, в Белоруссии усиливаются русофобские националистические секты и нарастают автокефалистские настроения в канонической Белорусской Православной Церкви
Тюренков Михаил
В минувшие выходные, 17 и 18 августа, в древнерусском городе Чернигове, ныне находящемся на территории Украины, состоялась конференция с претенциозным названием «Белорусская интеллигенция в поддержку Белорусской автокефальной православной церкви».
Среди докладчиков — украинские, белорусские и польские публицисты, всевозможные оппозиционные политические активисты Белоруссии, представители различных псевдоправославных сект. И даже один клирик канонической Белорусской Православной Церкви, известный своим белорусизаторством и политическим фрондированием священник Александр Шрамко, справедливости ради, критически воспринявший обильно звучавшие на конференции лозунги «Слава нации!» — «Смерть ворогам!».Темы докладов тоже показательны (перевожу с искусственной «беларускай мовы» на живой великорусский язык): «РПЦ и гибридная война РФ против Белоруссии», «Русская Православная Церковь Московского Патриархата как творение Иосифа Сталина», «Отношения БАПЦ с Константинопольским патриархатом», «Роль интеллигенции в возрождении автокефальной православной церкви в Белоруссии», «Перспективы автокефалии БПЦ на современном этапе» и так далее. Словом, подстрочник с украинского, абсолютное копирование местной автокефалистской повестки последних лет, завершившейся недавним созданием при поддержке Константинопольского патриархата и его западных кураторов секты ПЦУ (также известной как СЦУ).
Но насколько сегодня велика опасность, что при помощи «украинских товарищей» белорусские националисты смогут реализовать свой автокефалистский проект? Проект, актуализировавшийся в момент, когда Константинопольский патриарх Варфоломей заявил свои права на каноническую территорию всей Западной Руси, включая не только Украину, но и Белоруссию. Что вообще представляет из себя так называемая БАПЦ в истории и современности и существуют ли перспективы её усиления? Наконец, насколько сегодняшняя конфессиональная политика белорусского руководства способна остановить эту тенденцию? Предлагаю разобраться.
Русская Церковь и Белорусское Православие: вехи истории
Сразу оговорюсь, для абсолютного большинства православных христиан Белоруссии никакого разделения на «белорусское» и «великорусское» Православие не существует. Это противопоставление искусственное и свойственно исключительно небольшой группе националистически настроенной интеллигенции.
Однако ещё два столетия назад значительная часть христиан этих западнорусских земель находилась вне Русской Церкви и только 180 лет назад воссоединилась с православными христианами Российской империи.
Архиерей-воссоединитель Иосиф (Семашко). Фото: сайт Бобруйской епархии
Это произошло благодаря активной деятельности бывшего греко-католического (униатского) епископа Иосифа (Семашко). Именно он, с юных лет увлечённый идеей возрождения общерусского православного единства, инициировал созыв Полоцкого собора 1839 года, возвративший в лоно Русской Церкви свыше 1600 униатских приходов и миллионы верующих. В честь этого великого события была отчеканена памятная медаль с надписью «Отторгнутые насилием (1596) возсоединены любовию (1839)».
По сути, 180 лет назад в землях Белой Руси была ликвидирована трагически известная Брестская уния 1596 года, главная мина, заложенная под русское православное единство «нашими западными партнёрами» того времени и действующая по сегодняшний день.
Не секрет, что значительную роль в этом «минировании» сыграли римо-католические иезуиты, для которых молодое Русское Царство было главным препятствием в их религиозно-политических интригах и стремлении к мировому господству.
Однако, несмотря на ликвидацию унии в Российской империи, она сохранилась в других землях Западной Руси, находящихся на территории империи Австрийской (с 1867 года — Австро-Венгерской). Поддержку униатам оказывали западные «прогрессивные силы», включая либеральных и революционных активистов отечественного происхождения. Так, «разбуженный декабристами» Герцен в своём лондонском издании «Колокол» активно очернял воссоединение западнорусских христиан. Также либералы и революционеры разных мастей в то время активно поддерживали польские мятежи XIX века, римо-католический и униатский фактор в которых также имел огромное значение.
Не углубляясь в тему белорусского нациестроительства, нужно сказать, что создание уже упомянутой искусственной «беларуской мовы», а также сам проект по размежеванию белорусов и великороссов изначально имели римо-католические корни и только во второй половине XIX — XX столетиях были поддержаны столь же антиправославно настроенными левацкими организациями. В итоге создателем «белорусской нации» стал... столь ненавистный современным белорусским националистам Иосиф Сталин, который в 1921 году на X съезде РКП (б) в докладе по национальному вопросу прямо утверждал:
Я имею записку о том, что мы, коммунисты, будто бы насаждаем белорусскую национальность искусственно. Это неверно, потому что существует белорусская нация, у которой имеется свой язык, отличный от русского, ввиду чего поднять культуру белорусского народа можно лишь на родном его языке. Такие же речи раздавались лет пять тому назад об Украине, об украинской нации. А недавно ещё говорилось, что украинская республика и украинская нация — выдумка немцев. Между тем ясно, что украинская нация существует и развитие её культуры составляет обязанность коммунистов. Нельзя идти против истории. Ясно, что если в городах Украины до сих пор ещё преобладают русские элементы, то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы... Лет пятьдесят тому назад все города Венгрии имели немецкий характер, теперь они мадьяризированы. То же самое будет с Белоруссией, в городах которой всё ещё преобладают не белорусы.
И. Сталин. Фото: www.globallookpress.com
Так и случилось. Причём как на Украине, так и в Белоруссии. Правда, в последней так и не удалось широко распространить ту самую «мову», которая даже в сельской глубинке представляет собой не более чем «трасянку» — смесь современного русского языка и местных западнорусских говоров. В городах же Белоруссии до сих пор абсолютное большинство населения говорит на русском языке (и лишь в западном Гродно изредка можно услышать польскую речь).
Белорусские униаты и автокефалисты в новейшей истории
Что же касается попыток разделения православных христиан Белой Руси, то в первой половине XX века очень узкие маргинальные группы пытались возродить белорусское униатство сначала на волне советских антицерковных гонений, а затем, в годы Великой Отечественной войны, так же как и на Украине, — при поддержке нацистских оккупантов. В итоге на сегодняшний день так называемая БГКЦ является маргинальной религиозной структурой, объединяющей немногим более десятка действующих приходов.
Но параллельно (а во многом и синхронно) с униатским проектом возник и автокефалистский. Первым его инициатором был епископ Мелхиседек (Паевский), в начале 1920-х годов симпатизировавший раскольникам-обновленцам, затем провозгласивший белорусскую автокефалию, но в итоге вернувшийся в Русскую Церковь.
В 1925 году местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Петр (Полянский) так характеризовал положение дел в белорусских епархиях Русской Церкви в письме епископу Мелхиседеку:
В настоящее время при натиске католичества на Православие и общих тяжёлых условиях церковной жизни требуется наибольшая сплочённость и теснейшее единение между епархиями. Раздробление же церковного тела Русской Православной Церкви на мелкие автономные части может повести к нежелательным последствиям в интересах православной Церкви. Ввиду этого считаю за лучшее, если бы Вы сами изыскали меры к ликвидации допущенного церковного самочиния и вернулись к нормам канонического устроения белорусской церковной жизни.
Местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Петр (Полянский). Фото: www.globallookpress.com
Этот, первый по времени, проект белорусской автокефализации на фоне общерусской революционной смуты закончился ничем (благо владыка Мелхиседек принёс покаяние). Но, как и униатский, он вновь активизировался в годы Великой Отечественной войны. Тогда на территории оккупированной гитлеровцами БССР по требованию оккупационных властей возникла «Белорусская автокефальная православная национальная церковь». Её возглавили законные архиереи Русской Церкви, которые прекрасно осознавали, что эта «автокефалия» навязана насильно, а потому — временная.
По сути, это не было расколом (белорусские иерархи сохраняли тайное общение с Московским Патриархатом), но после освобождения Белоруссии священноначалие БАПНЦ, обвинённое советскими властями в коллаборационизме, было вынуждено эмигрировать и присоединиться к Русской Зарубежной Церкви. Тем не менее среди белорусских националистов, реально сотрудничавших с гитлеровцами, сформировалось автокефалистское течение. При помощи украинских националистов из секты УАПЦ они в 1948 году «возродили» «Белорусскую автокефальную православную церковь» (БАПЦ). Главой этой секты стал украинский националист, клирик УАПЦ, лжеархиепископ Сергий (Охотенко).
Таким образом, сегодняшняя БАПЦ, инициатор прошедшей в Чернигове конференции, является прямой наследницей украинской УАПЦ. Как известно, последняя на рубеже 2018-2019 годов стала одной из составных частей автокефалистской ПЦУ-СЦУ. А потому неудивительно, что в Чернигове клирики БАПЦ (непризнанной Константинопольским патриархатом) и ПЦУ-СЦУ совершили совместную «панихиду» по погибшим в Донбассе украинским карателям. С точки зрения православного канонического права, формально признаваемого и Константинопольским патриархатом, это абсолютное беззаконие, но в силу идеологической идентичности этих националистических сект этот жест вполне понятен.
Однако кто-то может возразить: стоит ли обращать внимание на деятельность карликовых БГКЦ и БАПЦ? Да, их влиятельность в Белоруссии действительно невелика. Даже несмотря на слухи о связи главы секты БАПЦ, нью-йоркского лжеархиепископа Святослава (Логина) с белорусским министром иностранных дел Владимиром Макеем.
В. Макей. Фото: www.globallookpress.com
Куда опаснее автокефалистские тенденции в канонической Белорусской Православной Церкви — Белорусском экзархате Московского Патриархата. А последние, увы, — очевидный факт. Так, автору этих строк лично доводилось дискутировать с занимающим не последнюю должность в Белорусском экзархате клириком, выступающим с откровенно русофобских позиций и являющимся сторонником белорусификации православных богослужений.
Очевидно, абсолютное большинство православных христиан Белоруссии вполне консервативны, не выступают против церковнославянского богослужебного языка и никак не связаны с белорусскими националистами. Однако из недавнего интервью архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия «Журналу Московской Патриархии» можно сделать неутешительный вывод: белорусские национал-либералы «мытьём», «катаньем» и банальным шантажом вынуждают архипастырей Белорусского экзархата белорусифицировать православное богослужение. Пока в единичных случаях, однако пресловутое «окно Овертона» распахивается всё шире:
— ... А насколько в Вашей епархии распространено совершение богослужения полностью на белорусском языке?
— Как правящий архиерей я не противлюсь обращениям верующих с подобными просьбами — при условии, разумеется, что такое желание реально присутствует. В основном по-белорусски служат на городских приходах. Градус обсуждения этого вопроса подогревает наша национальная интеллигенция, но зачастую на пустом месте...
Об этом же говорит и недавний перевод на белорусский язык Священного Писания Нового Завета, а также переводы на этот искусственно созданный язык, используемый в повседневной жизни абсолютным меньшинством белорусов, ряда других церковных книг. Всё это, к сожалению, говорит о том, что материальная и идеологическая база под белорусскую автокефализацию создаётся не только в националистических сектах, но и в антимосковских либерально настроенных кругах канонической Церкви.
И именно сейчас, когда вопрос об интеграции России и Белоруссии в рамках давно созданного, но до сих пор весьма формального Союзного государства вновь актуализируется, на деятельность украинских националистов на белорусском направлении необходимо обратить самое пристальное внимание. Ведь если и в Белоруссии мы наступим на украинские грабли, то о какой-либо интеграции можно будет просто забыть.
Свежие комментарии