Данный материал – плод размышлений нескольких аналитиков с такого ресурса, как NavyLookout.com, куда попасть российскому читателю не очень просто: там нас совсем не приветствуют и блокируют практически сразу. Однако, если очень хочется посмотреть на то, что наши недруги (а британцы нам не друзья однозначно) говорят и думают о нас, то…
Потому предлагаем вашему вниманию максимально точный перевод, снабженный минимально цензурными комментариями на заданную тему.
В этой статье мы рассматриваем все возрастающие трудности, с которыми сталкивается НАТО при противодействии серии атак на трубопроводы и кабели в Балтийском море, а также опасности, которые представляют торговые суда российского «теневого флота».
Линия фронта в Прибалтике
Вскоре после выхода из российского порта в октябре 2024 года судно MV New Polar Bear, зарегистрированное в Гонконге, протащило свой якорь по морскому дну, повредив газопровод Baltic Connector между Финляндией и Эстонией. Последующее расследование, проведённое правительством Китая, показало, что это была «авария, вызванная штормом».
Здесь, конечно, вызывает вопрос все: от того, каким образом китайский контейнеровоз, который не первый день ходит под флагом КНР, попал в данную тему и заканчивая самой возможностью умышленного повреждения.
После разрушения трубопровода «Северный поток» в сентябре 2022 года растёт обеспокоенность по поводу вредоносной подводной деятельности. После инцидента в октябре 2024 года страны Объединённого экспедиционного корпуса (JEF) договорились активировать «Вариант реагирования», и довольно преувеличенная реакция Великобритании заключалась в объявлении о том, что «оперативная группа из шести кораблей Королевского военно-морского флота и RFA при поддержке самолета P-8A «Посейдон» Королевских ВВС будет патрулировать моря вокруг Северной Европы». На самом деле большинство этих кораблей уже находились в море, выполняя другие задачи, и о деятельности «оперативной группы» больше ничего не было слышно.
18 ноября 2024 года был перерезан коммуникационный кабель C-Lion1, соединяющий Финляндию с Германией, а вскоре после этого — кабель BCS East-West Interlink, соединяющий Литву с островом Готланд в Швеции. Судно MV Yi Peng 3, зарегистрированное в Китае, было заподозрено в нанесении ущерба и в течение нескольких недель стояло на якоре в Каттегате под наблюдением датских властей. Не имея веских доказательств, судну в итоге разрешили продолжить путь.
Интересно, снова Китай. Нет, оно понятно, что с незапамятных времен «русский с китайцем братья навек», но не до такой же степени…
В Рождество были повреждены силовой кабель Estlink 2 и 4 линии связи между Финляндией и Эстонией. Косвенные доказательства того, что танкер MV Eagle S намеренно протащил свой якорь по кабелям, неопровержимы, и финские власти задержали судно и с помощью Швеции подняли его якорь со дна моря. Авторитетный новостной сайт о судоходстве Lloyds List Intelligence сообщил, что на том же судне ранее было обнаружено оборудование для сбора электронных и сигнальных данных, но это не было подтверждено никакими другими авторитетными источниками.
Вот это вообще шедевр! «Неопровержимые косвенные доказательства» - это звучит очень сильно. А уж когда «со ссылкой на анонимный источник «Ллойдс Лист» сообщил, что «Игл С» в какой-то момент перевозил дополнительное электронное оборудование для наблюдения за кораблями НАТО и что на борту был обнаружен человек, который не был моряком»…
Очень, знаете ли… косвенно. Человек, который не был моряком – это, например, сопровождающий груз. А «электронный прибор» - это что, эхолот?
31 декабря 2024 года старший инспектор Центральной криминальной полиции Элина Катаямяки заявила, что полиция провела тщательное расследование на борту и не обнаружила никакого оборудования для слежки. Вот вам и стоимость всех «анонимных источников»…
Судно MV Eagle S, задержанное финской пограничной службой, подразделение которой было доставлено на вертолёте и практически взяло на абордаж танкер, было доставлено в финский порт и находится там под наблюдением. На момент написания статьи танкер всё ещё находится в финских водах, а морякам, подозреваемым в причастности к саботажу, сообщили, что они не могут покинуть Финляндию.
Якорные канаты и лебёдки этих судов, мягко говоря, неуклюжи и странны. Якорные цепи и лебёдки не предназначены для того, чтобы выдерживать нагрузки, возникающие при буксировке за судном со скоростью до 10 узлов. Якорные цепи предназначены для того, чтобы цепляться за морское дно, и если дно не песчаное и не илистое, то есть большая вероятность, что якорь за что-нибудь зацепится и цепь быстро порвётся. При натянутом якорном канате, выходящем из якорной трубы на носу, такая «эволюция» также может повредить судно или затруднить управление им.
Несмотря на сложность и грубость этого способа диверсии, исследования морского дна, по-видимому, подтверждают, что что-то тащили по морскому дну на протяжении многих миль, прежде чем перерезать тросы, а «потерянные» якоря впоследствии были подняты.
Злоумышленники осуществили эту операцию с включённой системой AIS, что позволяет любому, у кого есть подключение к интернету, отследить курс судна. Если эти атаки задуманы русскими (и китайцами) так, чтобы их нельзя было обвинить, то они никого не обманут. На самом деле Россия демонстрирует свою способность наносить ущерб CUI по своему усмотрению, и это является частью гораздо более масштабной кампании по эскалации действий в «серой зоне», направленных на проверку реакции НАТО и дестабилизацию стран, поддерживающих Украину.
Если предыдущие первые два абзаца еще давали надежду на то, что в британских мозгах что-то еще работает, то вот последний, увы, разочаровал. Вообще радует, что британцы сами признали, что такой метод, как таскание по дну якоря груженным танкером выглядит бредом, но вот с включенной системой позиционирования… Да, нас на Западе считают поголовно ду… глуповатыми, но не настолько же? Судно, принадлежащее компании из Эмиратов, работает на русских и при этом экипаж делает все, чтобы доказать свою вину? Перебор, господа, перебор. Хотелось бы комментариев от министра Лаврова. Можно двумя словами.
Угроза теневого флота
MV Eagle S входит в состав опасного «теневого флота», насчитывающего в настоящее время около 1000 судов, в основном стареющих танкеров с анонимными владельцами, которые занимаются транспортировкой российской нефти, находящейся под санкциями, недобросовестным клиентам в Азии. Как это типично для таких судов, финские власти, проверяющие MV Eagle S, выявили 24 несоответствия, связанных с безопасностью, обращением с нефтью, выбросами, утилизацией отходов, неисправными навигационными огнями и недостаточными планами пожаротушения или оборудованием.
Состояние этих кораблей ухудшается по мере того, как Россия впадает в отчаяние и экономит на техническом обслуживании. У некоторых из них вышли из строя двигатели, и это лишь вопрос времени, когда произойдёт крупная экологическая катастрофа. Немецким властям недавно пришлось срочно вызывать буксиры, чтобы помочь танкеру теневого флота MV Eventin, перевозившему 99 000 тонн нефти, который сломался и дрейфовал в плохую погоду у острова Рюген.
В середине декабря 2024 года два небольших российских танкера, перевозивших нефтепродукты, потерпели крушение и затонули в Чёрном море во время шторма, что привело к серьёзной экологической катастрофе. Российское торговое судно «Малая Медведица» также пострадало от взрыва в машинном отделении и затонуло в Средиземном море по пути на военно-морскую базу во Владивостоке. Хотя Кремль заявил, что это был «теракт», эта катастрофа, скорее всего, стала результатом некачественного технического обслуживания.
Риски, связанные с теневым флотом, представляют собой проблему не только для Балтийского региона, но и серьёзную озабоченность для Великобритании и всего мира, поскольку эти ветхие суда регулярно курсируют по Ла-Маншу и мировым судоходным путям, перевозя тысячи тонн сырой нефти.
Да, два гнилых танкера в Черном море в шторм – тут возразить нечего. Действительно, экологическая катастрофа еще впереди, но вот насчет «Малой Медведицы» перебор. Если два или три взрыва там, где особо-то взрываться нечему – это плохое техническое обслуживание, то упаси нас морской бог от хорошего.
Что касается MV Eventin – извините, но танкер был построен в Норвегии в 2006 году. А панамский флаг поднял только в 2022 году, то есть, Россия вообще не при чем, что норвеги так ушатали судно, что продали его первому попавшемуся.
Если повернуть карту Европы по оси «восток-запад», то можно увидеть, что страны Балтии и Скандинавии находятся на границе с Россией, и что поддержка этих стран (наряду с Украиной) особенно выгодна Великобритании. У Великобритании по-прежнему самые мощные военно-морские силы среди стран-участниц JEF, которые рассчитывают на решительное лидерство Лондона в защите региона. Сокращение численности фрегатов Королевского военно-морского флота и потеря десантных возможностей LPD не внушают оптимизма в отношении этого партнёрства.
О да! Давайте вообще посмотрим, кто входит в состав этого JEF. Соединенное Королевство, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Эстония, Латвия, Литва и Нидерланды. Супердержавы морские, особенно Исландия и Прибалтийская троица.
Какие красавцы! Мощь и гордость литовского ВМФ! Правда, в России сорокалетние корабли уже считают "корытами", но здесь другое. Здесь сила Запада!
Такое, с позволения сказать, мощное объединение способно выделить пару катеров и резиновую лодку. Вопрос – для чего?
Выработка ответа
В феврале 2024 года НАТО создала Морской центр по обеспечению безопасности CUI в составе Морского командования НАТО (MARCOM) в Нортвуде, Великобритания.
В январе 2024 года Объединённые экспедиционные силы (JEF) под руководством Великобритании начали операцию «Страж Севера». По сути, это система отслеживания с использованием искусственного интеллекта, предназначенная для раннего оповещения о подозрительной активности. Для эффективной работы «Стражу Севера» требуется информация в режиме реального времени, полученная из различных источников, включая спутниковые снимки, данные о морском патрулировании, подводных датчиках, AIS и OSINT.
30 декабря НАТО объявило, что усиливает своё присутствие в Балтийском море, направив около 10 дополнительных судов для охраны критически важной подводной инфраструктуры. Ожидается, что эти суда останутся в Балтийском море до апреля, выступая в качестве сдерживающего фактора против возможных диверсий. До сих пор правительство Великобритании не подтвердило, будут ли среди них суда Королевского военно-морского флота. Большинство задействованных судов, вероятно, будут из Постоянной военно-морской группы НАТО (SNMG1), которая в настоящее время находится под командованием ВМС Нидерландов. Суда «теневого флота» и корабли, выходящие из российских портов, могут ожидать очень пристального наблюдения.
Страны, входящие в JEF, могут закрыть Балтийское море для этих судов или арестовывать корабли, не соответствующие международным морским стандартам. Это сопряжено с определённым риском, который может подорвать ключевой принцип свободы морской торговли, лежащий в основе мировой экономики. Если больше не будет уверенности в том, что корабли, перевозящие товары, благополучно доберутся до пункта назначения, то глобализация торговли окажется под серьёзной угрозой.
А это как раз то, с чем господа британцы, немцы, датчане и прочие так яростно сражались в Красном море в ходе операции «Страж процветания». Именно за свободу мировой торговли союзнички и воевали так страстно, что у них бюджеты на боеприпасы закончились. Но это было в Красном море. А вот в Балтийском все с точностью до наоборот почему-то. Парадокс двойных стандартов...
Решительные действия Финляндии по задержанию танкера MV Eagle S повлекут за собой значительные расходы для его владельцев (неизвестной компании, базирующейся в Объединенных Арабских Эмиратах). Финские власти предъявили владельцам уголовные обвинения и проводят расследование в отношении подозреваемых членов экипажа. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС) допускает остановку и досмотр судов, осуществляющих свободный проход в территориальных водах, на основании обоснованных подозрений в причастности к незаконной деятельности.
Эта мера может стать сдерживающим фактором для дальнейших попыток саботажа, но россияне (и китайцы) вряд ли будут тратить много времени на юридические аргументы, связанные с Конвенцией ООН по морскому праву, и потенциально могут отреагировать на остановку своих судов военно-морскими силами. Для Путина доходы от нефти, перевозимой этими судами, имеют решающее значение для продолжения войны в Украине. По крайней мере, может начаться череда ответных мер, когда суда, принадлежащие предполагаемым противникам, будут останавливать под надуманными предлогами.
Поучительным будет вспомнить, что когда Королевский военно-морской флот в 2019 году захватил иранский танкер, находившийся под санкциями, прошло совсем немного времени, прежде чем КСИР попытался захватить британский танкер в Персидском заливе. Первая попытка была пресечена действиями HMS Montrose, но через несколько дней им удалось захватить другое судно.
Да, и надо бы почаще вспоминать о том, что на всякое действие будет противодействие. На основании какого предлога был остановлен танкер из Эмиратов, везущий бензин в Турцию. И да, действительно, например, на Дальнем Востоке российский фрегат может запросто остановить корабль одной из стран-участниц, предъявить контейнеровозу незаконный лов камчатского краба ну и дальше все по финскому сценарию Почему нет?
Растущая гибридная угроза требует продуманного и многогранного ответа, сочетающего в себе дипломатическое давление, экономические рычаги и усиленное наблюдение за морской средой. Морским властям НАТО и JEF необходимо продолжать инвестировать в инструменты отслеживания судов, укреплять международные протоколы обмена разведданными и создавать надёжную правовую базу для привлечения к ответственности за нарушения на море.
Европейские страны могли бы принимать менее радикальные меры против саботажа и теневого флота, установив жёсткие условия использования ценной морской инфраструктуры, подлежащие строгому соблюдению и проверке флага судна, чтобы создать финансово-экономические стимулы для ответственного поведения на море. Береговая охрана могла бы активно задерживать незастрахованные или небезопасные суда и более систематически работать над выявлением и ликвидацией обширного теневого флота России.
У НАТО есть сосредоточение сил на Балтике, географическое преимущество и структура Объединённого экспедиционного корпуса, достаточно сплочённая для противостояния российской угрозе. Однако Великобритания и альянс в целом по-прежнему испытывают нехватку ресурсов, недостаточно подготовлены и до сих пор не имеют последовательной стратегии сдерживания и реагирования на «пороговые» атаки, особенно если они распространятся за пределы Балтики. Российские действия можно легко адаптировать для атак на инфраструктуру в Северном море, Ирландском море и за их пределами. У русских также есть гораздо более совершенные военные средства для подавления CUI с помощью специальных платформ SBW, в том числе подводных лодок и батискафов, которые гораздо сложнее обнаружить и сдержать.
Итого
Да русские – они вообще ужасны до потери сознания, это общеизвестно. Можно было бы много чего сказать на эту тему, но смысл? То, что в Европе политики сошли с ума настолько, что не желают замечать ничего вокруг себя, ведомые прочно укоренившейся в головах русофобией – ну кто им поможет?
Если бы так называемый «теневой флот» России действительно рубить кабели и устанавливал заряды на трубопроводы, то делалось бы это не так топорно. Ну, точнее, не так топорно, как забиваются навозом и пометом мозги британских обывателей, свято верующих в то, что танкер может 100 миль шкрябать якорем по дну, стремясь порвать кабель. Вообще глупее схемы, чем та, что фигурирует на базе «бесспорных косвенных доказательств» (я так понимаю, главное доказательство то, что на судне имеются якоря), придумать сложно. Но, как видите – можно.
То, что даже у британцев случаются просветления и они признают, что написали дурь (как в нашем случае), это, конечно, хорошо. Но вот то, что в дури своей они уже окончательно теряют берега и начинают покушаться на святое, то есть, на свободу мореплавания, это, конечно, печально. Печально главным образом потому, что Балтийский флот, в силу своего нынешнего состояния, просто не в силах обеспечить защиту от всех этих горячих финских парней. Хотя идея с конвоем танкеров пусть и «теневого флота», охраняемого фрегатом – это неплохая идея, потому что обезопасила бы танкеры от всех этих «суперфлотов» на катерах и резиновых лодках.
Вопрос только в наличии боеспособных фрегатов на ДКБФ. Два сторожевика из прошлого века проекта 11540 и четыре корвета проекта 20380, один из которых в ремонте – это лучше, чем ничего, но ударной силой не смотрится. А надо бы. Надо бы больше кораблей, чтобы никому из морских пигмеев Балтики даже в голову не пришло бы останавливать и брать на абордаж судно России или союзников России.
Свежие комментарии