На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • salnikovoleg salnikov
    А ты такой герой клавишный что в одиночку против толпы вооружённых дикарей выйдешь? Только что то мне подсказывает чт...Звериная ярость: ...
  • Георгий Михалев
    Пора кончать с чухонскими фашистами, недобитыми в  ВОВ.В МИД БЕЛОРУССИИ ...
  • Фадеев Сергей
    Всё правильно, не хотят жить по зконам РФ, гнать их всех "поганой" метлойЗвериная ярость: ...

Итальянский рыцарь Колаччио Беккаделли

 
Если вы будете путешествовать по Италии на своем собственном либо на арендованном авто, у вас будет шанс попасть в город Имола, небольшой городок в Романье в центральной Италии, а там попасть в одну из боковых часовен церкви Святых Николая и Доминика. Там вы сможете увидеть мраморную надгробную плиту, которая может считаться одной из самых «очаровательных» эффигий в Италии XIV века. И уникальность этой эффигии такова, что, думается, ей стоит посвятить целый материал нашей рыцарской серии, и (уж поверьте) именно она этого стоит!


Миниатюра с изображением итальянских рыцарей ок.1340-1350 гг. «Роман о Трое», Венеция, Италия (Национальная библиотека Франции, Париж)
 


Шаг влево и вправо – вольность недопустимая!


Начнем с того, что памятники того времени, воздвигнутые в честь прославленных воинов, обычно изготавливались строго по правилам тогдашней иконографии, которая определенным образом демонстрировала социальное положение и славу умершего. Прежде всего это касалось эффигий, которые обычно располагались на полу церкви и представляли собой фигуру вооруженного рыцаря, вырезанного в технике барельефа, лежащего со сложенными руками, с лицом, которое можно было рассмотреть. Латинская надпись, вырезанная по краям плиты, кратко перечисляла его имя, титулы и даты жизни и смерти, что, кстати, позволяет нам точно датировать подавляющее большинство эффигий. Иногда, но в основном за пределами Италии, воина изображали в более реалистичной манере, возможно, держащего свой шлем в руках и со щитом на боку, но всегда лежащего на спине или «стоящего». При этом усопший никогда не изображался в бою. В Тоскане преобладал тип плиты, на которой эффигия умершего обрамлялась богатым готическим окном с витыми колоннами и цветочными гирляндами. 


Изображения итальянских рыцарей 1300-1350 гг. из манускрипта «Жизни двенадцати цезарей». (Национальная библиотека св. Марка, Венеция)

Как лучше расположить саркофаг?


Более сложным был саркофаг, стоявший на полу церкви или на кронштейнах висящий у стены. В этом случае религиозные сцены и события из жизни рыцаря были вырезаны по его периметру, хотя иногда это были просто фигуры скорбящих ангелов или же местных святых. Фигура умершего в этом случае обычно лежала на крышке саркофага. Более или менее длинная надпись, рассказывающая о его достоинствах (в том числе и таких, каковыми он не обладал ни в малейшей степени!) могла размещаться где угодно. Например, на стене над саркофагом. Саркофаг мог быть весьма помпезно украшен архитектурными украшениями. Тут все зависело от «культуры» его семьи и ее финансовых возможностей заказать усопшему «социальный паспорт» подороже. Третий вид эффигии, все еще очень редкий в Италии XIV века, был конным памятником, иногда добавлялся к саркофагу. В целом можно сказать, что в Центральной Италии – примерно от Болоньи до Рима – плита, установленная на полу или стене, доминировала на протяжении всего этого столетия; найдено также несколько саркофагов, но конного памятника нет. Причем авторов надгробий мы вряд ли когда-нибудь сможем узнать и идентифицировать, поскольку они не подписывали свои работы, либо, видимо, не считая их чем-то значимым, либо… такова уж в то время была традиция.

Неканоническое надгробие из Имолы


А теперь настало время вернуться к нашему надгробию из Имолы. Все каноны оно нарушает: воин не лежит со сложенными руками, а едет на коне; и, наконец, скульптор подписал свою работу. Сейчас эта эффигия находится на стене прохода, который ведет к самой часовне, но в прошлом она лежала на полу. Выражение sub ista ... area, «внутри этого гроба», которое есть в надписи, заставляет предположить, что когда-то данная плита представляла собой крышку мраморного саркофага, покоившегося на полу. Надпись, вырезанная по краю плиты, гласит: «Он добился многого, и преуспел во многих достоинствах. Он умер 13 мая 1341 года». Между ногами лошади мы можем прочитать подпись bitinus de bononia me FECIT. Что означает: «Битино Болонский сделал меня» 

Итальянский рыцарь Колаччио Беккаделли

Вот так выглядит эта плита сегодня.

Беккаделли – человек уважаемой семьи


Беккаделли были прославленной болонской семьей, названной, как говорят, в честь некоего Беккадельо дель Артениси, который отмежевался от основной линии к концу 1100-х годов. То есть они не принадлежали к партии гибеллинов и были высланы из Болоньи в 1337 году после того, как приняли сторону проигравшей партии. В 1350 году им было предоставлено разрешение вернуться в свои дома на площади Санто-Стефано, где мы и сегодня можем увидеть остатки их герба, вырезанные на капителях колонн; хотя сам сеньор Колаччо (сокращение от Николассио) погиб в изгнании в Имоле в 1341 году. Еще в 1305 году он воевал против Гвидинелло Монтекукколи во время осады Монтезе, недалеко от Модены, а в 1315 году присоединился к союзникам Флоренции в кровавом сражении за Монтекатини, проигранное гвельфами. Он был послом в Падуе и Ферраре в 1319 году и несколько раз между 1320 и 1335 годами избирался старейшиной, то есть был одним из выдающихся деятелей политической жизни своего города.


Современная реконструкция стоящей фигуры Колаччио Беккаделли.

Готовое пособие по истории рыцарского вооружения…


Изображение Беккаделли на плите очень интересно, несмотря на то, что оно плоское. На нем полное рыцарское снаряжение, характерное для 1341 года, хотя, как мы это хорошо знаем, двух одинаково одетых рыцарей никогда не существовало! Однако поскольку на плите он показан не в полный рост, давайте обратимся к реконструкции его изображения. Итак, на голове у него изображен шлем-подшлемник – бацинет раннего образца со съемной бармицей — авентайл, причем двойной (что как раз было характерно для Италии этого времени) – покрывающей плечи и полоски по периметру боковых и задней части шлема. Бармица съемная. На плечах видны треугольные наплечники с гербовым изображением. Трудно сказать из чего они сделаны и каким целям, кроме опознавания, служили. Возможно это аналог французских и английских эллетов. Правда, обычно эллеты имели другую форму. Однако в Эмилии, как и в Тоскане и других местах на севере Италии, предпочтение отдавалось треугольным наплечникам, часто выступающим за линию плеча. Кстати, последние датированные итальянские эллеты традиционной формы можно увидеть на эффигии Фтаймондо Кабанни, ум. 1334, в церкви Святая Клара в Неаполе.

Последние годы «эпохи кольчуги»!


Торс облачен в кольчугу с длинными рукавами и двумя разрезами по бокам. Поверх кольчуги надет джупон – короткая «куртка» с фестончатым подолом. Интересно, что спереди она короче, чем сзади и для чего было сделано именно так не вполне понятно. Ведь ткань здесь была явно тонкая, и никакого подбоя на фестонах быть не могло, а значит никакой практической надобности этот вырез спереди не имел. Вне всякого сомнения, что под ней на нем «что-то есть». Дело в том, что на джупоне есть крепление для трех цепей, идущих к рукоятям кинжала, меча и к шлему топфхельм у него за спиной. Понятно, что такой тяжкий груз не выдержала бы ни одна ткань, а кольчуга натянулась бы «пузырем». Но ничего этого мы не видим. А значит под тканью находится жесткая основа: или «вареная кожа», или кираса из металла.

Кисти рук облачены в латные перчатки с кожаными раструбами и металлическими деталями на тыльной стороне ладони.

Когда ноги важнее рук…


Очень хорошо показаны доспехи для ног. Так, бедра выше колен защищены стегаными рейтузами с наклепанными на них спереди металлическими платинами и кованными наколенниками, которые однако держатся на месте с помощью специальных ремешков, застегнутых под коленями. Виднеющаяся из-под ткани кольчуга может указывать на то, что под «стеганкой» на Колаччио надеты еще и короткие кольчужные шоссы. Наголенники створчатые. Они могут быть и металлическими, и из «вареной кожи». Однако в Италии того времени кожаные наголенники было в обычае украшать теснением. Следовательно, раз они гладкие, то здесь присутствует металл. Обувь, сабатоны, явно кожаные, но опять-таки двойные, с подбивкой из металлических пластин, головки заклепок которых хорошо видны на коже. Шпоры – «колесико» в форме звездочки.


Нога эффигии Колаччио Беккаделли.

«Паспорт рыцаря»


Как мы знаем, герб Беккаделли был лазурного цвета с изображением окрыленной орлиной лапы. И именно такой, причем, скорее всего позолоченный, «гребень» мы видим у него на шлеме. Сам шлем вполне обычный, но вот украшен он двумя окрыленными лапами, а не одной. Видимо, одной показалось мало! А еще такие же украшения мы видим и на шаффроне – «конской маске» и на крупе его коня. То есть любил сей рыцарь покрасоваться, чего уж там… Порядочный «модник», был, наверное! 


Нашлемные украшения итальянских рыцарей (слева направо): шлем эффигии Мастино II делла Скала – подесты Вероны, 1351 г. Был похоронен в готическом мавзолее рядом с церковью Санта Мария Антика, в одной из известных гробниц Скалигеров — Арке Мастино II; шлем и нашлемное украшение на барельефе рыцаря на стене внутреннего двора во дворце Барджелло во Флоренции, ок.1320 – 1325 гг.; шлем эффигии Колаччио Беккаделли (рис. А. Шепса)

Цвет джупона, а также наплечных пластин, скорее всего, был тоже лазурного цвета по цвету герба и такой же была и конская попона. То есть все «паспортные данные» рыцаря того времени в одеянии Беккаделли присутствуют. 

Цепи и оружие


Теперь давайте обратимся к отдельным интересным деталям. Например, на конце цепи для шлема находится «пуговица» в форме двух соединенных конусов, которая должна вставляться в прорезь на шлеме. И действительно крестообразная прорезь на нижней лицевой пластине слева на нем присутствует. Известно, что иногда для этого использовалась пара цепочек, по одной на каждое плечо. Но чаще цепочка была одна. Видимо тяжесть шлема создавала достаточное давление на «пуговицу», и она не могла пройти через прорезь, через которую ее нужно было извлекать строго определенным образом.


Шлем рыцаря из рода Медичи с барельефа в церкви Св.Репарата во Флоренции, 1353 г. (рис. А. Шепса)

Следует обратить внимание и на вооружение Колаччо. Обычно в руках у эффигий находится меч. Очень редко они держатся за копье, но вот булава… Пожалуй, что это единственный такой случай. Хотя кинжал и меч на цепочках встречаются на эффигиях постоянно, а числе цепей у некоторых из них может достигать четырех! Возможно, булава указывала на его начальственный ранг, однако это не более чем предположение.

Известна настенная роспись в церкви Св. Аббондио, Комо, Ломбардия, относящаяся к 1330-1350 гг., на которой изображен командир городского ополчения с шестопером в руках. Интересно, что поверх кольчуги на нем надета кожаная кираса, сшитая из отдельных «сегментов» наподобие анатомических кирас Древнего Рима, и в левой руке у него кожаный щит. Хорошо известный по различным миниатюрам из манускриптов.


«Командир городской милиции с шестопером» (Церковь Св. Аббондио, Комо, Ломбардия) Реконструкция современного художника.

Доспехи для рыцаря, попона для коня!


Очень интересна конская попона, надетая на коня Беккаделли, также шаффрон. Шаффрон и его боковые пластины почти наверняка были сделаны из «вареной кожи». Этот материал хорошо прилегал к голове лошади, а притупленные края не раздражали и не травмировали кожу животного. Но вот крестообразная защита и четыре пластинки на шее, образующие кринет (предшественник полной металлической защиты головы и шеи), изготовлены явно из железа. Конь хорошо подкован: видны выступающие головки гвоздей и выступы на задних подковах, которые используются на мерзлых и на мягких грунтах, чтобы усилить упор копыт.

Что касается попоны, то она явно слита из двух полотнищ ткани, с завязками на груди спереди. Цвет должен тоже быть лазурным с нанесенными или вышитыми позолоченными окрыленными когтистыми лапами. Покрытие могло быть изготовлено из ткани саргано (холст). Подбой мог быть из двух слоев простеганной кожи и в этом случае такая попона вполне могла он защищать лошадь от ударов и даже стрел, в особенности там, где под тканью был металл. А он точно был на морде, шее и на крупе, поскольку на наличие внутренней брони под попоной указывает окрыленная лапа на крупе. Не будь там жесткой основы, она не могла бы стоять вертикально. Известно, что в Италии этого времени использовалось несколько видов очень прочного холста, используемого для покрытия телег, спин мулов и тому подобного. Например, хронист Джованни Вильям сообщает, что в битве при Креси в 1346 году английские лучники стреляли «из-за телег и из-под телег, покрытых сарганом», что давало им защиту от генуэзских арбалетчиков. Термин coverta (прикрытие) использовался для обозначения попоны боевого коня, который, как говорили, был «coverto» или «covertato». Воины могли носить платье из шелка, саргана или баракаме – шерстяной ткани. Инкамутата означало «стеганый» или «ватный» и, возможно, этот термин относился к покрывалам, украшенным квадратами, которые получались путем сшивания кусков ткани, и были еще укреплены скрещенными кожаными полосами.


Седло обычного, «кресельного типа», с высокими луками спереди и сзади. Щита у данной эффигии нет. Но зато он есть у рыцаря на барельефе из дворца Барджелло во Флоренции. Как видите, он характерно «утюгообразной формы» и традиционно используется для нанесения на него рыцарского герба.

Использованная литература:
1. Oakeshott, E. The Archaeology of Weapons. Arms and Armour from Prehistory to the Age of Chivalry. L.: The Boydell Press, 1999. 
2. Edge, D., Paddock, J. M. Arms and armour of the medieval knight. An illustrated history of Weaponry in middle ages. Avenel, New Jersey, 1996.
3. Held, Robert. Arms and Armor Annual. Volume 1. Northfield, USA. Illinois, 1973.
4. Nicolle D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol.1.

Продолжение следует…
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх