В конце 20-х годов прошлого столетия в горном Афганистане под Мазари –Шарифом прославился некто Зелим-хан - командир одного из отрядов Амануллы хана свергнутого мятежниками. Как утверждают источники, Зелим-хан был дерзким и отчаянно смелым командиром. Его отряд в 400 сабель появлялся внезапно и наносил весьма ощутимые потери правительственным войскам.
Лишь сравнительно недавно выяснилось ( до последнего времени эта информация была засекречена), что под этим экзотическим именем скрывался командир 8-й кавалерийской бригады Среднеазиатского военного округа СССР, впоследствии генерал армии и герой Советского Союза Иван Петров, который (согласно секретному соглашению между И.В. Сталиным и «афганскими друзьями») с отрядом красноармейцев выступил на стороне свергнутого хана.
Тайна имени - легенды
На первый взгляд может показаться странным и, как минимум, непонятным выбор имени – легенды комбрига Петрова. Однако, все становится на свои места, если вспомнить, что именно в эти годы на экранах страны Советов при полном аншлаге демонстрировался фильм о знаменитом чеченском абреке Зелимхане, снятый режиссером О. Фрелихом по одноименной книге Д. Гатуева. .В роли знаменитого абрека в этом фильме снялся знаменитый по тем временам актер Ладо Бестаев. Это выдающийся и один из первых актеров советского немого кино.
Яркая актерская личность, осетин по национальности Ладо Бестаев сам был родом из из Цхинвала (Южная Осетия. Когда он был студентом в Тифлисе, туда приехала французская киногруппа, котрая снимала фильм "Огнепоклонники". На одну из ролей пригласили и Ладо. С этого фильма и началась его кинематографическая биография. В конце 20-х годов Бестаев снялся в приключенческом фильме Зелимхан» ("Восток-кино").
Этот фильм прошел по всем странам, по всей Европе, о нем очень много писали. Самого Бестаева сравнивали с актером Дугласом Фернбексом. Причем даже писали, что "Дуглас Фернбекс весь в тренировке, а Бестаев - сама природа!!! ". Даже в рамках бессловесной роли Бестаев смог создать цельный, богатый образ горца, защитника бесправных людей. За образом абрека Зелимхана, практически в одиночку некогда боровшемся с царизмом и засильем чиновников, утвердилась слава благородного и благочестивого разбойника вроде Робина Гуда. Вот что писали о популярности этого фильма печатные издания тех лет
Кинокартина о знаменитом чеченском абреке Зелимхане.
«В Москве, в Ростове и в других городах Союза с большим успехом идет кинокартина о знаменитом чеченском абреке Зелимхане; в Ростове она идет уже два месяца... каждый вечер при громадном стечении зрителей... у театров толпа, и места берутся, что называется, с бою».
(Революция и горец: 1929, № 10, 36, см. также № 9, 76–78).
Из всего вышесказанного уже прорисовываются мотивы выбора, и становится вполне понятно, по каким соображениям и почему комбриг остановил свой выбор именно на этом образе . Именно чеченский абрек Зелимхан и его легендарный образ предопределили имя "афганского полевого командира"
Ниже приводится короткая биографическая справка о генерале Петрове, ссылка на биографический очерк об этом выдающемся человеке в Большой Советской Энциклопедии и одна из публикаций о событиях в Афганистане в конце 20-х годов ушедшего века , в которой упоминается и Зелим-хан (И,Е, Петров). Естественно, ни в краткой биографии, ни в БСЭ афганские события не упоминаются.
Петров И. Е.
(Большая Советская Энциклопедия)
Петров Иван Ефимович - (18(30).9.1896, Трубчевск, ныне Брянской области, — 7.4.1958, Москва), советский военачальник, генерал армии (1944), Герой Советского Союза (29.5.1945). Член КПСС с 1918.
В Красной Армии с 1918. Участник Гражданской войны 1918—20. Окончил курсы усовершенствования комсостава (1926 и 1931). В 1929, 1931—32 участвовал в борьбе с басмачами (командовал кавказским полком и стрелковой дивизией). С 1933 начальник Объединённой среднеазиатской военной школы (впоследствии Ташкентское военное пехотное училище). В 1940 командовал стрелковой дивизией, с марта 1941 механизированным корпусом.
В Великую Отечественную войну 1941—45: командир стрелковой дивизии на Южном фронте (июль — октябрь 1941), командующий войсками Приморской армии (октябрь 1941 — июль 1942 и ноябрь 1943 — февраль 1944), 44-й армии (август — октябрь 1942), Черноморской группы войск Закавказского фронта (октябрь 1942 — март 1943), Северо-Кавказского фронта (май — ноябрь 1943), 33-й армии Западного фронта (март — апрель 1944), 2-го Белорусского фронта (апрель — июнь 1944), 4-го Украинского фронта (август 1944 — март 1945) и начальник штаба 1-го Украинского фронта (апрель — июнь 1945). Один из руководителей обороны Одессы и Севастополя, участвовал в битве за Кавказ, в освобождении Белоруссии, Чехословакии, в Берлинской и Пражской операциях.
После войны с июля 1945 командующий войсками Туркестанского военного округа, с июля 1952 1-й заместитель главного инспектора Советской Армии. С апреля 1953 начальник Главного управления боевой и физической подготовки, с марта 1955 1-й заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками, с января 1956 главный инспектор министерства обороны СССР, с июня 1957 главный научный консультант при заместителе министра обороны СССР. Депутат Верховного Совета СССР 2-го, 3-го и 4-го созывов. Награжден 5 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й степени, Кутузова 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, орденами Красного Знамени Туркменской ССР и Узбекской ССР, медалями, а также несколькими иностранными орденами.
Первое вторжение в Афган...
(Владимир Вержбовский. «Солдаты Отчизны», № 11 (14))
74 года назад 15 апреля 1929 года советские войска, правда, одетые в афганскую форму пересекли афганскую границу. Произошло это практически в том же самом месте, что и полвека спустя — в районе таджикского Термеза. Группировка из двух тысяч «афганских» всадников имела при себе 4 горных орудия, 12 станковых и столько же ручных пулеметов. Во главе войск стоял Виталий Маркович Примаков (советский военный атташе в Афганистане с 1927 года). Хотя все его называли «Турецким офицером Рагиб-беем». Штаб возглавлял афганский офицер Гулам Хайдар.
Предистория вторжения такова. За месяц до событий посол Афганистана в СССР генерал Гулам Наби-хан Чархи и министр иностранных дел Гулам Сидик-хан в секретной обстановке встретились с Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) И. Сталиным. Афганские «товарищи» просили у СССР военной помощи для Амануллы-хана, свергнутого мятежниками. Справедливости ради надо отметить, что в соответствии с договором от 1921 года такая возможность была. Поэтому в Ташкенте в экстренном порядке сформировали особый отряд из тщательно отобранных людей.
Первое боестолкновение произошло в день перехода границы. Советский отряд атаковал погранпост Пата Кисар. Из 50 оборонявших его солдат в живых осталось только двое. Чуть позже были разбиты подкрепления, шедшие на помощь с соседнего поста Сиях-Герд. 16 апреля войска Рагиб-бея уже у города Келиф. Для его захвата оказалось достаточным несколько орудийных выстрелов. Необученные иррегулярные формирования афганцев в панике отступили. На следующий день примаковцы без боя заняли город Ханабад. Впереди лежал Мазари-Шариф.
29 апреля начались бои за Мазари-Шариф. Части советского отряда сумели ворваться на окраины, но встретили упорное сопротивление. Только к вечеру, используя преимущество в пулеметах и орудиях, солдаты Примакова овладели городом. В Ташкент и Москву ушло сообщение: «Мазар занят отрядом Витмара» (Виталия Марковича). Однако всем стало понятно — идея мировой революции здесь никого не трогала. Подавляющее большинство населения относилось к чужакам враждебно.
Через день гарнизон соседнего Дейдади попытался отбить Мазари-Шариф. С фанатичным упорством, невзирая на огромные потери от артиллерийско-пулеметного огня, афганцы предпринимали атаку за атакой. Радист советского отряда был вынужден запросить шифрограммой помощи. Высланный на подмогу эскадрон с пулеметами не смог пробиться на соединение, встретив превосходящие афганские силы. Только 26 апреля краснозвездные аэропланы доставили в Мазари 10 пулеметов и 200 снарядов....
6 мая советская авиация начала бомбить позиции афганцев под Мазари-Шарифом. Через границу прорвался еще один отряд из 400 красноармейцев. Командовал им Зелим-хан. По некоторым данным под этим именем скрывался Иван Петров, командир 8-й кавалерийской бригады Среднеазиатского военного округа, впоследствии генерал армии, герой Советского Союза. Одновременным ударом вместе с осажденными примаковцами советские войска сумели отбросить афганцев и загнали их в крепость Дейдади. ...
25 мая после бомбардировки, красноармейцы ворвались в город. На самих улицах бои шли еще два дня. В итоге афганцы отступили. Но и артиллерия Черепанова осталась без снарядов, почти все пулеметы вышли из строя. Отряд потерял убитыми 10 и ранеными 30 красноармейцев. А тут еще свергнутый Аманулла-хан, прихватив казну, сбежал на запад. Продолжение экспедиции становилось бессмысленным, Сталин приказал отозвать отряд Али Авзаль-хана.
Несмотря на эту агрессию с правительством Афганистана, СССР поддерживал добрососедские отношения до декабря 1979 года, когда 40-я армия границу суверенного государства, где втянулась в гражданскую и межэтническую войну. Но это уже совсем другая история.
Тайна имени - легенды
На первый взгляд может показаться странным и, как минимум, непонятным выбор имени – легенды комбрига Петрова. Однако, все становится на свои места, если вспомнить, что именно в эти годы на экранах страны Советов при полном аншлаге демонстрировался фильм о знаменитом чеченском абреке Зелимхане, снятый режиссером О. Фрелихом по одноименной книге Д. Гатуева. .В роли знаменитого абрека в этом фильме снялся знаменитый по тем временам актер Ладо Бестаев. Это выдающийся и один из первых актеров советского немого кино.
Яркая актерская личность, осетин по национальности Ладо Бестаев сам был родом из из Цхинвала (Южная Осетия. Когда он был студентом в Тифлисе, туда приехала французская киногруппа, котрая снимала фильм "Огнепоклонники". На одну из ролей пригласили и Ладо. С этого фильма и началась его кинематографическая биография. В конце 20-х годов Бестаев снялся в приключенческом фильме Зелимхан» ("Восток-кино").
Этот фильм прошел по всем странам, по всей Европе, о нем очень много писали. Самого Бестаева сравнивали с актером Дугласом Фернбексом. Причем даже писали, что "Дуглас Фернбекс весь в тренировке, а Бестаев - сама природа!!! ". Даже в рамках бессловесной роли Бестаев смог создать цельный, богатый образ горца, защитника бесправных людей. За образом абрека Зелимхана, практически в одиночку некогда боровшемся с царизмом и засильем чиновников, утвердилась слава благородного и благочестивого разбойника вроде Робина Гуда. Вот что писали о популярности этого фильма печатные издания тех лет
Кинокартина о знаменитом чеченском абреке Зелимхане.
«В Москве, в Ростове и в других городах Союза с большим успехом идет кинокартина о знаменитом чеченском абреке Зелимхане; в Ростове она идет уже два месяца... каждый вечер при громадном стечении зрителей... у театров толпа, и места берутся, что называется, с бою».
(Революция и горец: 1929, № 10, 36, см. также № 9, 76–78).
Из всего вышесказанного уже прорисовываются мотивы выбора, и становится вполне понятно, по каким соображениям и почему комбриг остановил свой выбор именно на этом образе . Именно чеченский абрек Зелимхан и его легендарный образ предопределили имя "афганского полевого командира"
Ниже приводится короткая биографическая справка о генерале Петрове, ссылка на биографический очерк об этом выдающемся человеке в Большой Советской Энциклопедии и одна из публикаций о событиях в Афганистане в конце 20-х годов ушедшего века , в которой упоминается и Зелим-хан (И,Е, Петров). Естественно, ни в краткой биографии, ни в БСЭ афганские события не упоминаются.
Петров И. Е.
(Большая Советская Энциклопедия)
Петров Иван Ефимович - (18(30).9.1896, Трубчевск, ныне Брянской области, — 7.4.1958, Москва), советский военачальник, генерал армии (1944), Герой Советского Союза (29.5.1945). Член КПСС с 1918.
В Красной Армии с 1918. Участник Гражданской войны 1918—20. Окончил курсы усовершенствования комсостава (1926 и 1931). В 1929, 1931—32 участвовал в борьбе с басмачами (командовал кавказским полком и стрелковой дивизией). С 1933 начальник Объединённой среднеазиатской военной школы (впоследствии Ташкентское военное пехотное училище). В 1940 командовал стрелковой дивизией, с марта 1941 механизированным корпусом.
В Великую Отечественную войну 1941—45: командир стрелковой дивизии на Южном фронте (июль — октябрь 1941), командующий войсками Приморской армии (октябрь 1941 — июль 1942 и ноябрь 1943 — февраль 1944), 44-й армии (август — октябрь 1942), Черноморской группы войск Закавказского фронта (октябрь 1942 — март 1943), Северо-Кавказского фронта (май — ноябрь 1943), 33-й армии Западного фронта (март — апрель 1944), 2-го Белорусского фронта (апрель — июнь 1944), 4-го Украинского фронта (август 1944 — март 1945) и начальник штаба 1-го Украинского фронта (апрель — июнь 1945). Один из руководителей обороны Одессы и Севастополя, участвовал в битве за Кавказ, в освобождении Белоруссии, Чехословакии, в Берлинской и Пражской операциях.
После войны с июля 1945 командующий войсками Туркестанского военного округа, с июля 1952 1-й заместитель главного инспектора Советской Армии. С апреля 1953 начальник Главного управления боевой и физической подготовки, с марта 1955 1-й заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками, с января 1956 главный инспектор министерства обороны СССР, с июня 1957 главный научный консультант при заместителе министра обороны СССР. Депутат Верховного Совета СССР 2-го, 3-го и 4-го созывов. Награжден 5 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й степени, Кутузова 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, орденами Красного Знамени Туркменской ССР и Узбекской ССР, медалями, а также несколькими иностранными орденами.
Первое вторжение в Афган...
(Владимир Вержбовский. «Солдаты Отчизны», № 11 (14))
74 года назад 15 апреля 1929 года советские войска, правда, одетые в афганскую форму пересекли афганскую границу. Произошло это практически в том же самом месте, что и полвека спустя — в районе таджикского Термеза. Группировка из двух тысяч «афганских» всадников имела при себе 4 горных орудия, 12 станковых и столько же ручных пулеметов. Во главе войск стоял Виталий Маркович Примаков (советский военный атташе в Афганистане с 1927 года). Хотя все его называли «Турецким офицером Рагиб-беем». Штаб возглавлял афганский офицер Гулам Хайдар.
Предистория вторжения такова. За месяц до событий посол Афганистана в СССР генерал Гулам Наби-хан Чархи и министр иностранных дел Гулам Сидик-хан в секретной обстановке встретились с Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) И. Сталиным. Афганские «товарищи» просили у СССР военной помощи для Амануллы-хана, свергнутого мятежниками. Справедливости ради надо отметить, что в соответствии с договором от 1921 года такая возможность была. Поэтому в Ташкенте в экстренном порядке сформировали особый отряд из тщательно отобранных людей.
Первое боестолкновение произошло в день перехода границы. Советский отряд атаковал погранпост Пата Кисар. Из 50 оборонявших его солдат в живых осталось только двое. Чуть позже были разбиты подкрепления, шедшие на помощь с соседнего поста Сиях-Герд. 16 апреля войска Рагиб-бея уже у города Келиф. Для его захвата оказалось достаточным несколько орудийных выстрелов. Необученные иррегулярные формирования афганцев в панике отступили. На следующий день примаковцы без боя заняли город Ханабад. Впереди лежал Мазари-Шариф.
29 апреля начались бои за Мазари-Шариф. Части советского отряда сумели ворваться на окраины, но встретили упорное сопротивление. Только к вечеру, используя преимущество в пулеметах и орудиях, солдаты Примакова овладели городом. В Ташкент и Москву ушло сообщение: «Мазар занят отрядом Витмара» (Виталия Марковича). Однако всем стало понятно — идея мировой революции здесь никого не трогала. Подавляющее большинство населения относилось к чужакам враждебно.
Через день гарнизон соседнего Дейдади попытался отбить Мазари-Шариф. С фанатичным упорством, невзирая на огромные потери от артиллерийско-пулеметного огня, афганцы предпринимали атаку за атакой. Радист советского отряда был вынужден запросить шифрограммой помощи. Высланный на подмогу эскадрон с пулеметами не смог пробиться на соединение, встретив превосходящие афганские силы. Только 26 апреля краснозвездные аэропланы доставили в Мазари 10 пулеметов и 200 снарядов....
6 мая советская авиация начала бомбить позиции афганцев под Мазари-Шарифом. Через границу прорвался еще один отряд из 400 красноармейцев. Командовал им Зелим-хан. По некоторым данным под этим именем скрывался Иван Петров, командир 8-й кавалерийской бригады Среднеазиатского военного округа, впоследствии генерал армии, герой Советского Союза. Одновременным ударом вместе с осажденными примаковцами советские войска сумели отбросить афганцев и загнали их в крепость Дейдади. ...
25 мая после бомбардировки, красноармейцы ворвались в город. На самих улицах бои шли еще два дня. В итоге афганцы отступили. Но и артиллерия Черепанова осталась без снарядов, почти все пулеметы вышли из строя. Отряд потерял убитыми 10 и ранеными 30 красноармейцев. А тут еще свергнутый Аманулла-хан, прихватив казну, сбежал на запад. Продолжение экспедиции становилось бессмысленным, Сталин приказал отозвать отряд Али Авзаль-хана.
Несмотря на эту агрессию с правительством Афганистана, СССР поддерживал добрососедские отношения до декабря 1979 года, когда 40-я армия границу суверенного государства, где втянулась в гражданскую и межэтническую войну. Но это уже совсем другая история.
Автор Л. Гудаев
Свежие комментарии