Несмотря на большое количество разработанных в Германии проектов сверхтяжелых танков (таких как Е-100, К 7001 (К), «Медведь» и «Мышь»), только «Мышь» был полностью воплощен в металле и прошел испытания. Изготовление сверхтяжелого танка Е-100 было остановлено в конце 1944 г. на этапе сборки шасси. Работы по VK. 7001 (К) и «Медведь» вообще не вышли из стадии эскизного проектирования.
Таким образом, «Мышь» является на сегодняшний день единственным сверхтяжелым танком, доведенным до стадии опытного образца. (Дословный перевод »Mauschen» - «Мышка» (в уменьшительно ласкательном значении этого слова), что характеризует изрядное чувство юмора германских специалистов. Здесь и далее по тексту сохранено традиционное с 1945 г. для отечественной специальной технической литературы название танка.)
Сверхтяжелый танк «Мышь»
В декабре 1942 г. Ф. Порше в своем докладе А. Гитлеру сообщил о завершении всех подготовительных этапов организации производства сверхтяжелого танка Тур 205 на фирме «Крупп» с ежемесячным выпуском до пяти машин в месяц и о готовности представить первый опытный образец к лету 1943 г.
Полноразмерный деревянный макет танка «Мышонок»1 продемонстрировали Гитлеру4ян-варя 1943 г. Этот показ послужил поводом для созыва 21 января совещания в Берлине, где обстоятельно обсуждались проекты сверхтяжелых танков фирм «Порше» и «Крупп». В итоге последовало решение — завершить к концу 1943 г. сборку двух опытных образцов танка фирмы «Порше» и, в случае успешных испытаний, приступить к его серийному производству с темпом выпуска десять машин в месяц.
2 февраля 1943 г., когда работы по «Мышонку» были в самом разгаре, ОКН внесло в проект существенные изменения. В качестве дополнительного вооружения предлагалось использовать в танке огнеметную установку, что вызвало резкий протест конструкторов, так как влекло за собой увеличение сроков изготовления машин. Но ОКН не только настояло на выполнении этого пункта, но и спустя три дня потребовало установить на танк в качестве зенитного вооружения 20-мм автоматическую пушку MG151/20.
Тем не менее, в середине февраля 1943 г., еще до завершения проектных работ по танку, было принято решение о начале его серийного производства. Фирма «Крупп» получила заказ на изготовление 120 корпусов и башен для танка «Мышонок». По согласованному план-графику предполагался следующий ежемесячный выпуск: ноябрь 1943 г. — два корпуса, декабрь 1943 г. — четыре, январь 1944 г. — шесть, февраль 1944 г. — восемь и далее по десять корпусов в месяц. Производство башен должно было осуществляться по аналогичной схеме, но со сдвигом на один месяц позже.
Из нескольких вариантов выбрали схему кормового расположения двух огнеметов по правому и левому бортам корпуса. Огнеметная установка обеспечивала огнеметание на дальность до 60 м. Огнесмесь выбрасывалась центробежным насосом, приводившимся в действие от автономного двухтактного двигателя мощностью 30 л.с. (22 кВт) с рабочим объемом 1100 см3. Управление огнеметами осуществлялось с места радиста. Общая масса установки, состоявшей из бака для огнесмеси емкостью 1000л, насоса с двигателем, системы управления, трубопроводов и двух бронированных брандспойтов, составляла 4900 кг.
Эскизное предложение фирмы "Крупп» по размещению в башне танка «Мышь» зенитной установки с 20-мм автоматической пушкой MG151/20
Один из вариантов установки вооружения в башне танка «Мышь»
Сначала в системе подрессоривания танка массой 179 т предполагалось использовать испытанную ранее подвеску опытного VK.4501 (Р), но после установки огнемета общая боевая масса танка возросла на 5,5%. Это потребовало ввести два дополнительных узла подвески и, следовательно, привело к увеличению длины корпуса машины. Поэтому совместно с фирмой «Шкода» (Skoda) было принято решение установить пружинно-спиральную подвеску. Кроме того, размещение огнеметного оборудования повлекло доработку кормовой части броневого корпуса танка, а возникшие проблемы при изменении компоновки потребовали снижения общей массы огнеметной системы до 2 т.
В начале марта 1943 г. фирма «Крупп» выполнила эскизный проект установки 20-мм зенитной автоматической пушки в башне танка. Она размещалась в передней части башни слева от 128-мм пушки и была жестко соединена с артиллерийской системой. Таким образом, углы наведения зенитной установки по вертикали соответствовали углам наведения основного вооружения, а в горизонтальной плоскости наведение обеспечивалось поворотом башни. Боекомплект зенитной установки первоначально составлял 250 выстрелов, но позже был уменьшен до 80 выстрелов. Для прицельной стрельбы предполагалось использовать перископ командира танка, для чего требовалось увеличить его поле зрения с 10 до 30'.
6 апреля 1943 г. с инспекционным визитом в Штутгарт (Stuttgart) прибыл министр вооружения А. Шпеер, который осмотрел деревянный макет танка с внесенными изменениями. 10 апреля последовало распоряжение отправить его в Брехтесгаден (Berchtesgaden). Макет разобрали и подготовили для отправки, но 16 апреля поступил новый приказ о сборке макета.
Броневая башня сверхтяжелого танка «Мышь»
В начале мая 1943 г. на главной штаб-квартире в Растенбурге деревянный макет танка с огнеметной установкой осмотрел Гитлер. От ус-
тановки огнеметов и 20-мм зенитной установки было решено отказаться. Последовавшее требование о необходимости размещения на танке автономной башенки кругового вращения с 37-мм зенитной установкой также отклонили из-за недостатка места. Общее количество танков для серийного производства увеличили со 120 до 135 единиц. С этого момента «Мышонок» превратился во взрослую мышь — его наименование сократилось до «Мышь» (Mans).
К июлю 1943 г. завершились опытно-конструкторские работы по проекту танка Тур 205 («Мышь»), в ходе которых были рассмотрены различные варианты вооружения со спаренными установками:
-105-мм зенитной и 75-мм танковой пушек;
-127-мм морской и 75-мм танковой пушек;
-128-мм и 75-мм танковых пушек;
-150-мм специальной танковой (или морской) и 75-мм танковой пушек.
Отделение управления сверхтяжелого танка «Мышь» (деревянный макет в натуральную величину)
Предпочтение отдали спаренной артиллерийской системе, состоявшей из 128-мм пушки KwK 44 L/55 и 75-мм пушки KwK40 L/36,6. В будущем планировалось перейти на систему, включавшую 150-мм и 75-мм пушки. Одновременно завершилось изготовление электромеханической трансмиссии.
Кроме спорных требований в части вспомогательного вооружения, проектные работы по
танку «Мышь» осложнялись последствиями бомбовых ударов англо-американской авиации. В начале марта 1943 г. в результате бомбардировки г. Эссен был нанесен серьезный ущерб конструкторскому отделу фирмы «Крупп». При пожаре пострадала конструкторская документация. Спустя месяц в результате нового налета сгорел полноразмерный деревянный макеттан-ка. Эти события сдвинули на месяц начало производства броневых корпусов и башен.
Броневой корпус сверхтяжелого танка «Мышь»
С 1 августа по 23 декабря 1943 г. на заводе фирмы «Алкетт» (Alkett) в Берлине, располагавшем необходимым сборочным и подъемно-транспортным оборудованием, была осуществлена сборка первого опытного образца танка «Мышь» Тур 205/1 без установки башни с вооружением. После завершения заводских испытаний танк на специально спроектированной платформе грузоподъемностью 180 т отправили для доводочных работ и отладки на фирму «Порше». Из-за чрезмерных габаритов танка сама транспортировка представляла весьма рискованный эксперимент, но прошла вполне успешно.
В изготовлении танка Тур 205 принимали участие следующие фирмы:
- «Крупп» (Friedrich Krupp AG, Essen) — корпус и башня с вооружением;
- «Шкода» (Skoda, Plzen) — ходовая часть (опорные катки, подвеска, гусеницы) и механическая часть трансмиссии (бортовые редукторы и гитары);
- «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz AG, Stuttgart) — силовая установка;
- «Сименс-Шукерт» (Siemens-Schuckert, Berlin) — электрогенераторный блок, тяговые электромоторы и электрокоммутационная аппаратура для управления электромеханической трансмиссией;
- Фридрихсгафенский завод зубчатых колес (Zahnradfabrik Friedrichshafen, Friedrichshafen) — промежуточный редуктор с приводами для вентиляторов системы охлаждения;
- «Бэр» (Ber, Stuttdart) — водяные и масляные радиаторы системы охлаждения двигателя и водяные радиаторы системы охлаждения выхлопных коллекторов;
- «Манн и Хуммель» (Mann und Hummel, Ludwigsburd) — воздухоочистители.
Опытный образец танка «Мышь» Тур 205/1 с нагрузочной литой башней во время испытаний на фирме «Алкетт». Декабрь 1943 г
Опытный образец танка «Мышь» Тур 205/1 с нагрузочной литой башней, 1944 г
Выезд танка Тур 205/1 на заводские испытания. Парк танковой школы в районе Беблингена, весна 1944 г
Но основная тяжесть работ по танку легла на плечи конструкторов фирмы «Порше». Сложной задачей являлась разработка специального танкового дизельного двигателя воздушного охлаждения мощностью 1800 л.с. (1324 кВт). В целях экономии времени в качестве силовой установки первого образца танка использовали авиационный карбюраторный двигатель DB-603A2 с непосредственным впрыском топлива, предназначавшийся для истребителя «Фокке-Вульф» Та-152С и специально доработанный фирмой «Даймлер-Бенц».
Особое внимание при изготовлении танка уделялось обеспечению безотказности работы его узлов и механизмов. Все агрегаты подвергались многократным испытаниям еще до установки в танк. Так, электрогенераторный блок после заводских испытаний перевезли в Штут-тгарт на завод фирмы «Даймлер-Бенц», в лабораторию профессора Камма, где провели его дополнительные стендовые испытания совместно с карбюраторным двигателем.
Первый опытный образец танка «Мышь» Тур 205/1 с нагрузочной литой башней
Несмотря на то, что официальный заказ предписывал организацию серийного производства, в руководстве танковой комиссии имелось твердое мнение — ограничиться на первом этапе изготовлением пяти образцов для проведения испытаний и оценки конструкции. В июле 1943 г. программу производства сократили до пяти машин в месяц. Сложившаяся к концу лета 1943 г. ситуация на советско-германском фронте потребовала концентрации всех сил и ресурсов Германии для восстановления понесенных потерь. В октябре 1943 г. фирма «Крупп» была информирована о необходимости завершить все работы, связанные с изготовлением танка «Мышь», к ноябрю 1943 г. и направить высвободившиеся возможности на выполнение других производственных программ. Выданный ранее заказ сократили до двух корпусов и одной башни.
Испытания опытного образца сверхтяжелого танка «Мышь» Тур 205/1 с нагрузочной литой башней. Из-за ошибочных действий механика-водителя танк оказался на местности, непроходимой даже для легких танков. После освобождения от грунта и укладки деревянного настила машину удалось вывести своим ходом. Весна 1944 г
Всего на заводе фирмы «Алькетт» в Берлине изготовили и отправили в Штутгарт два опытных образца танка «Мышь». Один из них, Тур 205/1, имел специально отлитую нагрузочную башню, а Тур 205/2 был без башни. Штатную башню с вооружением доставили в Штуттгарт и установили на вторую машину позже. На заводском полигоне фирмы «Порше», на территории танковой школы в Беблингене близ Штуттгарта, под руководством главного конструктора профессора Ф. Порше прошли заключительные заводские испытания опытных образцов.
Для проведения всесторонних испытаний танка оба опытных образца перевезли на опытно-исследовательский танковый полигон военного ведомства в Куммерсдорфе (Kummersdorf), расположенный в окрестностях г Цоссен (Zossen).
Схема размещения заказов на производство узлов и агрегатов сверхтяжелого танка «Мышь»
Второй опытный образец сверхтяжелого танка «Мышь» Тур 205/2 на специально спроектированной железнодорожной платформе. При разгрузке Тур 205/1 использовался в качестве тягача
С июня 1944 г. начались ходовые испытания первого образца танка «Мышь» с нагрузочной башней. В сентябре того же года для проведения ходовых и артиллерийских испытаний на полигон доставили и второй образец с установленным вооружением.
Заводские испытания опытного образца танка «Мышь» Тур 205/1 на территории полигона танковой школы в районе Беблингена под Штуттгартом, весна 1944 г
Опытный образец танка «Мышь» Тур 205/2 с установленной башней с вооружением
Куммерсдорфский испытательный полигон
О Куммерсдорфском испытательном полигоне следует рассказать особо. Он располагался в 50 км к югу от Берлина и представлял собой часть целого комплекса, созданного для испытаний различной военной техники: артиллерийского, танкового, инженерного, химического и других видов вооружений. Полигон имел два филиала: в Тюрингии (испытания машин в горных условиях) и в Тирольских Альпах (испытания в условиях глубокого снежного покрова). Основная деятельность полигона ориентировалась на проведение полномасштабных ходовых испытаний машины в целом. Лабораторные испытания узлов и агрегатов проводились в значительно меньшем объеме.
Имелась возможность проводить испытания по определению технических характеристик любых типов танков. Наличие 100-т крана и 100-т весов непосредственного взвешивания позволяло определять массу танка и расположение центра тяжести. Для определения глубины преодолеваемого брода использовался бассейн с регулируемым уровнем воды. Испытания по определению величины преодолеваемой вертикальной стенки производились на специальных бетонных эскарпах. Конструкция рва была универсальной и позволяла осуществлять испытания как тяжелых, так и легких танков. По желанию можно было менять ширину рва укладкой дополнительных брусьев.
Специальная профилированная бетонная дорога и ее профиль
Общий вид выезда на испытательные участки
Участок скоростной бетонной дороги с уложенным деревянным настилом для испытания подвесок
Незаконченное строительство бокса для тяжелых танков
Бассейн для определения глубины преодолеваемого брода
Исследования ходовой части танка при движении с креном проводились на специально подготовленной грунтовой ухабистой дороге. Боковой крен танка при движении по ней достигал 15'. Для испытания по определению приемистости и максимальной скорости танка имелась специальная бетонная дорога длиной 300 м. В тех случаях, когда длина дороги оказывалась недостаточной для определения максимальной скорости, испытания проходили на бетонном 3-км прямолинейном и горизонтальном участке государственной дороги, идущей к полигону.
Бетонная дорога использовалась также для испытаний подвески танка. При этом предусматривалась укладка специального настила из досок. На одном из участков дороги доски выкладывались таким образом, чтобы получитьпрофиль поверхности в виде синусоиды. Во избежание сдвига настила все доски скреплялись между собой.
Испытания по определению преодолеваемого подъема на различных передачах и тяговой характеристики танка проводились на подъемах 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 55 и 65%.Верхнее покрытие этих подъемов способствовало надлежащему сцеплению гусениц танка. Подъемы в 45,55 и 65% имели клинкерное покрытие, причем клинкер был специально вытесан для улучшения сцепления. Участок полигона, отведенный для определения средней скорости движения, легкости управления по грунтовой дороге и по резко пересеченной местности, представлял собой ряд гребней высотой 15—20 м.
Участок полигона, предназначенный для проведения испытаний по определению преодолеваемого подъема
Клинкерное покрытие дорожек с подъемом более 45%
Вертикальные стенки. Верхняя часть стенки для удобства замены составлялась из деревянных брусьев. Площадка перед стенкой уложена мелкой бетонной брусчаткой
Подъемный 110-т кран на железнодорожной погрузочной площадке полигона
Опытный образец танка «Мышь» Тур 205/2 на Куммерсдорфском полигоне. 1944 г.нка «Мышь» Тур 205/1 и Тур 205/2 на Куммерсдорфском полигоне. Апрель 1945 г
Опытный образец танка «Мышь» Тур 205/2 на Куммерсдорфском полигоне. 1944 г
10-км дорога была проложена поперек этих гребней, имела подъемы и спуски до 25% и большое количество поворотов. Причем подъемы и спуски чередовались через каждые 80—150 м, создавая для испытываемых машин чрезвычайно тяжелые условия.
Для исследований работы воздухоочистителей на полигоне служила пылевая камера, которая представляла собой удлиненное здание с насыпанным на пол большим слоем сухой пыли. В ходе испытаний танк входил с одного конца здания, проходил через пылевую камеру и выходил во двор, продолжая кольцевой путь. Наличие такой камеры позволяло проводить испытания в любое время года в условиях, соответствующих движению танка в колонне по пыльной дороге.
Испытания на износ, требующие большого пробега, осуществлялись не только по грунтовой дороге полигона, но и по прилегающим государственным дорогам (расположение полигона в сравнительно малонаселенном районе давало такую возможность). Отдельные трассы достигали протяженности 445 км и включали различные типы дорог (грунтовые и бетонные автострады).
В конце 1942 г. на полигоне в Куммерсдор-фе началось строительство отдельного корпуса для тяжелых танков.
Таким образом, Куммерсдорфский полигон по своему оснащению специальными дорожными сооружениями являлся одним из лучших и позволял проводить всесторонние испытания бронетанковой техники. Наличие материалов по испытаниям большого количества танков различных конструкций(в том числе и противостоящих Германии стран) давало возможность делать вполне обоснованную сравнительную оценку того или иного танка.
Результаты ходовых испытаний танка «Мышь» показали, что сомнения в его способности преодолевать различные препятствия оказались необоснованными. По свидетельству сотрудника фирмы «Алкет» ведущего инженера Ла-убе, отвечающего за монтаж танка, испытания показали хорошие результаты по проходимости, маневренности и управляемости.
Опытный образец танка «Мышь» Тур 205/1, обнаруженный на Куммерсдорфском полигоне, в ходе подготовки к эвакуации. Лето 1945 г.
Танк, собранный из двух разрушенных машин Тур 205/1 (корпус) и Тур 205/2 (башня) и установленный на специальной железнодорожной платформе перед отправкой в СССР. Лето 1945 г.
Финал
При приближении советских войск из-за невозможности эвакуировать танки немцы предприняли попытку их уничтожить. После капитуляции Германии подразделения Красной Армии обнаружили на территории Куммерс-дорфского полигона обе машины. Тур 205/1 с нагрузочной башней находился в районе западных батарей Куммерсдорфского артиллерийского полигона, а Тур 205/2 — на площадке Штаммлагеря вблизи Цоссена, в 14 км от Кум-мерсдорфа. Оба танка были выведены из строя, причем у танка, находившегося в Штаммлагере, взрывом был частично разрушен корпус. Предварительный осмотр и изучение обнаруженных машин на месте, выполненные отделом А.П. Покровского2, выявили наличие конструктивных особенностей — применение электротрансмиссии и спаренной установки пушек: крупного калибра (128 мм) и калибра 76 мм.
Андрей Павлович Покровский (19 ноября 1902г. -Зоктября 1976г.), окончил Киевский машиностроительный институт в 1929 г. За период работы в Украинском научно-исследовательском авиадизельном институте (УНИАДИ. г. Харьков, 1931-1939 гг.) прошел путь от инженера-конструктора до заместителя начальника испытательной станции. Принимал непосредственное участие в разработке, испытаниях, доводке и постановке на серийное производство дизельного двигателя В-2. В 1939г. был направлен на Ленинградский Кировский завод для оказания помощи по внедрению указанного двигателя на тяжелом танке КВ.
С 1941 г.- заместитель главного конструктора по моторостроению Челябинского Кировского завода. В 1942 г. откомандирован в Сталинград, а затем на 1-й Украинский фронт для организации ремонта двигателей и танков непосредственно в воинских частях и обучения личного состава.
В период 1945-1948 гг. в звании инженера-подполковника назначен начальником технического отдела при Управлении науки и техники советской администрации в Германии. Собранные и обобщенные под его руководством материалы способствовали развитию научных исследований в области бронетанковой техники в СССР.
После завершения работы в Германии в качестве начальника моторного отдела ВНИИ-ЮО(ВНИИТрансМаш) внес большой вклад в совершенствование узлов моторных установок. За заслуги в создании и развитии двигателей боевых бронированных машин награжден орденами Красной Звезды (1942 г.), Трудового Красного Знамени (1945 г.). удостоен звания лауреата Сгалинской премии СССР III степени (1951 г).
С 1941 г.- заместитель главного конструктора по моторостроению Челябинского Кировского завода. В 1942 г. откомандирован в Сталинград, а затем на 1-й Украинский фронт для организации ремонта двигателей и танков непосредственно в воинских частях и обучения личного состава.
В период 1945-1948 гг. в звании инженера-подполковника назначен начальником технического отдела при Управлении науки и техники советской администрации в Германии. Собранные и обобщенные под его руководством материалы способствовали развитию научных исследований в области бронетанковой техники в СССР.
После завершения работы в Германии в качестве начальника моторного отдела ВНИИ-ЮО(ВНИИТрансМаш) внес большой вклад в совершенствование узлов моторных установок. За заслуги в создании и развитии двигателей боевых бронированных машин награжден орденами Красной Звезды (1942 г.), Трудового Красного Знамени (1945 г.). удостоен звания лауреата Сгалинской премии СССР III степени (1951 г).
Опытный образец танка «Мышь Тур 205/2, обнаруженный на Куммерсдорфском полигоне. Танк был подорван немцами при отступлении. На крыше башни хорошо видны вентиляторы боевого отделения. Лето 1945 г.
Для того чтобы кантовать 55-тонную башню в удобное для погрузки и перевозки положение, потребовалось задействовать шесть мощных полугусеничных тягачей. Обратите внимание на крепление тросов на башне. На фото справа внизу видно, что башня опрокинута на клетку из шпал. Лето 1945 г.
По указанию командующего БТ и MB ВС из двух разрушенных танков на месте собрали один, который отправили в СССР для подробного изучения и анализа конструкции3. 4 мая 1946 г. танк прибыл на НИИБТ полигон ГБТУ КА (п. Кубинка). Сейчас он находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники.
Что касается судьбы сверхтяжелого танка Е-100, то после капитуляции часть территории Германии отошла под контроль англо-американской администрации. В этой зоне на заводе фирмы «Хеншель» союзники и обнаружили недостроенный опытный образец этой машины. Впоследствии Е-100 вывезли для детального изучения и исследования в Великобританию.
Шесть мощных трофейных полугусеничных тягачей в момент кантовки 55-тонной башни танка Тур 205/2. Лето 1945 г
Личный состав подразделения, проводившего эвакуацию танков в СССР. Лето 1945 г
Танк, собранный из двух разрушенных машин, на специальной железнодорожной платформе перед отправкой в СССР. Лето 1945 г
Автор И. В. Павлов, М. В. Павлов, "Техника и вооружение"
© 2010-2012 Военное обозрение
Свежие комментарии