Политолог Алексей Анпилогов: Смелость Венгрии объясняется тем, что она — слабое звено ЕС
Венгрия может выйти из Евросоюза, который, по словам ее премьера Виктора Орбана, «становится смешон».
А может быть и исключена из него давно критикующими Будапешт за непослушание американцами. Второй сценарий реальнее первого.В доказательство — заявление американской демократки, дважды спикера Палаты представителей Конгресса Ненси Пелоси. Бывшая домохозяйка, пришедшая в политику в зрелом возрасте, по-прежнему активна. После недавней отставки коллеги Маккарти и собственного выселения из офиса в Капитолии 83-летняя дама грустила недолго. И уже снова в своем любимом образе кликуши. «Венгрии не место в ЕС из-за позиции по Украине», — заявила Пелоси в интервью крупнейшей итальянской ежедневной газете Corriere della Sera. И с печалью добавила: «Но когда страна уже член Евросоюза, сложно заставить ее выйти».
Хотя для янки, известно, ничего сложного в Старом Свете давно нет. Это давно поняли во всем мире. Исключение — сам Старый Свет, с его рабским поклонением заокеанскому дядюшке.
О чем всё тот же Виктор Орбан прямым текстом говорил несколько месяцев назад, назвав своими политическими противниками «международные провоенные группы интересов», в число которых он включил администрацию Байдена, «брюссельских бюрократов» и «международных спекулянтов, которые хотят нажиться во время войны». Европа потеряла свою независимость, экономическую и военную мощь, констатировал венгерский премьер.
Если бы руководители хоть нескольких стран Европейского Союза были столь же принципиальны! Или есть еще здравые политики, способные дать отпор притязаниям самопровозглашенного гегемона? Об этом «СП» поговорила с политологом и публицистом Алексеем Анпилоговым.
«СП»: Откуда у Венгрии такая смелость постоянно отказывать ЕС и США в их притязаниях на решения, что и как делать, с кем дружить?
— В принципе, это ситуативная история. Не в последнюю очередь вызванная как раз давлением на данную самобытную страну в центре Европы. Если вспомнить историю, венгры всегда умели постоять за себя. Но и в других странах континента далеко не всегда идут на поводу «внешних управляющих». Вспомним, например, историю с пропагандой ЛГБТ, по вопросам судебной реформы в ЕС.
«СП»: Но янки могут организовать переворот в Будапеште, о чем уже опосредовано намекают…
— Да, их технологии известны. Срабатывали не раз. Вспомним «Арабскую весну», 2004-й и 2014-й года на Украине, неоднократную смену власти в Грузии… Но многие страны уже выработали рецепты против таких технологий. Тот же Виктор Орбан выгнал из своей страны Сороса с его якобы просветительскими центрами, а на самом деле подрывными организациями. И в некоторых других странах созданы механизмы, не позволяющие манипулировать населением. Поэтому, я думаю, что американцам непросто будет «переворачивать» Европу.
ЕС вступил сейчас в достаточно непростой для своих граждан период, когда центростремительные тенденции все чаще заменяются центробежными. То есть страны, которые стояли в предбаннике ЕС, теперь с большой долей вероятности вообще никогда не будут туда приняты. Это и Турция, и Украина, набившая всем на Западе оскомину своим желанием «стать европейской».
С другой стороны, существующие противоречия, которые до этого решались «на том берегу» как раз этим самым постоянным принятием в Союз новых членов, вышли на поверхность. И Венгрия оказалась одним из самых слабых звеньев. В первую очередь из-за отсутствия выхода к морю. Что создает проблемы с безопасностью транзитных маршрутов. В этом одна из причин критичного отношения Будапешта к украинскому конфликту. Ведь он бьет по его энергетической безопасности. Венгрия — это слабое звено, которое первым выпадет из ЕС. А потом пойдет по нарастающей.
«СП»: И насколько быстрым будет распад «демократического Запада»?
— Как показывает практика предыдущих острых кризисов, имею в виду Первую и Вторую мировые войны, это не может продолжаться десятилетиями. Мы по большому счету и так отсрочили кризис. Первые негативные процессы заявили о себе еще 2000 году. А манифестация кризиса в открытой форме — это события в США в 2008-м. Дальше — попытка ЕС и Соединенных Штатов различными экономическими манипуляциями загнать его в угол и попытаться оперативно решить структурные проблемы. «Зеленая повестка», попытка внедрения «экологического налога» — это была проба перенастройки. Но большинство государств отказались играть по правилам ЕС. И все лопнуло. Цена газа оказалась высокой. Попытка переключения на дешевые якобы ресурсы, оказавшиеся дорогими… Это все последствия перенастройки. Но проблемы-то носят структурный характер, а они меняются не быстро. Годами!
«СП»: Некоторые ваши коллеги считают, что нынешний кризис займет пару-другую лет.
— Думаю, больше — пять-семь. В этот период возможны обострения конфликтов. Причем отпадающая периферия ЕС во главе с Венгрией как раз станет местом борьбы за влияние в Европе. Здесь есть шанс и для России повоевать за «старушку». Чтобы часть восточных стран стали бы для нас если не союзниками, то по крайней мере не врагами как позиционируют сейчас себя по отношению к нам Польша и Болгария.
То есть, стоит ожидать неприятных и даже разрушительных тенденций на наших западных границах. И быть к этому готовым, держа порох сухим.
Свежие комментарии