В ходе своего недавнего вояжа в Либерию «Кулеба иностранных дел» Украины обсуждал в Монровии с предводителем местного проамериканского режима возможное сотрудничество в реализации небезызвестной киевской «формулы мира», предусматривающей «деоккупацию» Россией Крыма, республик Донбасса, Запорожской и Херсонской областей.
Наряду с Кенией, Сьерра-Лионе, Ботсваной и Лесото, Либерия входит в лагерь недружественных по отношению к России государств Чёрного континента, проигнорировавших недавний форум «Россия – Африка» в Санкт-Петербурге. Вполне ложится в эту канву и осуждение «в первых рядах» президентом Джорджем Веа военным переворотом в Нигере и отстранением от власти такого же прозападного президента М. Баззума: «Правительство Либерии решительно осуждает наглое и неконституционное действие вооруженных сил Нигера, поскольку оно подрывает демократическую волю мирного народа Нигера». Обеспокоен этот «передовик» профранцузского объединения ЭКОВАС и политической ситуацией в граничащей с Либерией Сьерра-Леоне после ареста нескольких высокопоставленных офицеров армии на фоне политического кризиса после недавних президентских выборов сомнительной легитимности.В силу специфики международного разделения труда Африка специализируется преимущественно на экспорте сырьевых товаров, цены на которые устанавливаются на глобальном уровне. На 2017-2018 Либерия занимает 134 место из 137-ми по конкурентоспособности, что является очень низким критерием оценивания ее экономических возможностей. Доля ВВП на душу населения всего лишь в 353 долл. США свидетельствует о чрезвычайно низкой стоимости выпущенных товаров и услуг из-за обесценивания денег, то есть инфляции в 15,4% ежемесячно. Высокие долги подрывают валютно-финансовую систему Либерии, отражающую колониальный характер экономики. Уровень жизни в Либерии – один из самых низких в Западной Африки с характерными для региона проблемами отсутствия медицинской помощи, массовой безработицы, засилья транснациональных монополий и т.д., что, безусловно, роднит режимы Киева и Монровии. Представляется, что более тесная координация их внешней политики чревата негативными последствиями на параллельный импорт в Россию и на её внешнеэкономические связи в целом.
Согласно официальным реляциям, либерийская сторона «выразила готовность приобщиться к усилиям» по реализации безрассудной «формулы мира» в версии режима Зеленского, кардинально расходящейся с реалиями, в том числе и на поле боя, где бывшие «западные партнёры» были намерены «решительно победить» Россию. Будучи не в состоянии этого сделать, они силятся подключить к своим усилиям хотя бы некоторые государства «глобального Юга», для чего 5-6 августа в саудовской Джидде международный форум «по урегулированию конфликта на Украине» без участия России. Решительно осудив «нападение России на Украину», в Монровии выразили готовность приобщиться к усилиям по реализации формулы мира в формате предстоящего мероприятия на Красном море. «Мы поддерживаем Украину», – на преминул заверить Дж. Веа, высказав поддержку «мерам и усилиям, предпринимаемым Украиной для сохранения морского экспорта украинских зерновых из украинских портов» и тем самым давая понять, что выход из черноморской «зерновой сделки» Монровия не поддерживает.
В свою очередь, пан Кулеба выразил благодарность либерийским властям «за поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины, голосования за резолюции в поддержку нашего государства в Генассамблее ООН и за присоединение в качестве первой из стран Африки к Крымской платформе».
Явно недружественная по отношению к России позиция небольшой западно-африканской страны во многом обусловлена её давней зависимостью от США ещё со времён провозглашения её независимости в 1822 г., и даже её столица получила имя президента Монро, автора небезызвестной доктрины, объявившего о независимости Либерии.
Отличительной особенностью Либерии является регистрация в юрисдикции этой страны, как минимум, 60% мирового грузового флота под «удобными флагами» (1), всё активнее используемого Россией с осени 2022 г., особенно для реэкспорта и параллельного импорта. Однако де-факто этот флот контролируется западными державами, прежде всего США, а также транснациональными корпорациями Запада.
Активное использование «удобных» флагов обусловлено сегодня подсанкционностью грузовых судов, судоходных компаний, портов, а также транзитных грузовых маршрутов через российскую территорию. По состоянию, по крайней мере, на лето прошлого года, «либерийские» танкеры доставляли российскую нефть в разные страны, в том числе в США и ряд стран ЕС, проходя эксплуатационно-экологическую сертификацию в основном, в Индии. В частности, было зафиксировано использование «либерийских» танкеров в качестве плавучих хранилищ для перегрузки российской нефти в районе румынского порта Констанца уже на суда под аутентичными национальными флагами.
Заметим, не менее четверти количества используемых РФ «либерийских» судов к настоящему времени де-факто или де-юре принадлежит российским судоходным компаниям или зарубежным офшорам с российским участием. В сравнении с большинством других «удобных» флагов (а это, в целом, свыше 40 стран и территорий) регистрация судна в Либерии обходится зачастую на 20-35% дешевле. Кроме того, налогообложение судов с либерийским флагом более выгодно конечным судовладельцам / судоходными копаниям (2), чем при работе другими «удобными» флагами, а потому неудивительно, что к августу с.г. Либерия заняла первое место в мире по тоннажу грузового фота.
Долгое время российский грузовой флот крупного тоннажа имел преимущественно «либерийское», «кипрское» и вообще какое угодно, но только не отечественное «лицо», однако комфортные (для кого-то, но не для государства) формы внешнеторговой деятельности уже после 24 февраля 2022 г. безвозвратно ушли в прошлое. С учётом позиции Либерии по Украине, по зерновой сделке, а также традиционной политической зависимости от США, проблемы с дальнейшим использованием российской стороной флота под флагом этой африканской страны более чем прогнозируемы. Переориентация же на другие «удобные» флаги (НУФ) требует немалого числа юридических и административных процедур, усложняемых односторонними ограничениями, что приведёт к удорожанию всего комплекса транспортно-транзитных услуг. Не следует сбрасывать со счетов и политико-экономическую зависимость практически всех стран «удобных» флагов от коллективного Запада и от Америки в частности, что усиливает риск распространения на них вторичных санкций.
Алексей Балиев
Примечания
(1) «Государство, где уличная преступность является настоящим повседневным злом, а навредить могут за 5 долларов в центре столицы и военные перевороты здесь перестали кого-то удивлять, военный и торговый флот в 1968 году обогнал по общему тоннажу флот самой Великобритании, что не преминули отметить многие юмористические издания того времени. Тут был настоящий шквал заявок на постановку судов и кораблей на учет, ведь местные правила и нормы, как и налоги, самые демократичные во всем мире. Более либеральными могут похвастаться, пожалуй, только Коморские и Маршалловы острова в Тихом океане…»
(2) британское законодательство допускает наличие 64-х собственников на одно судно; греческое – 24, багамское и либерийское – 100.
Свежие комментарии