На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ливень
    Управление массами, Окна Овертона и много-много лицемерия и двойных стандартов)))  Однако, это сработало и работало д...Фашизм в разрезе....
  • Георгий Корнев
    ...формально и в реальности им удобнее всё классифицировать как административку, так как всё что уголовка это их (мен...«У МЕНЯ ПАПА ПРОК...
  • Юрий Астахов
    Так было и в США, что породило общество "Джона Берча" или Ку-Клукс-Клан. И мы идем к тому...«У МЕНЯ ПАПА ПРОК...

ЕВРОСОЮЗ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ АМБИЦИЙ И ГОТОВ УЖАТЬСЯ, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ

С ТАКИМ НЕПРАЗДНИЧНЫМ НАСТРОЕНИЕМ СТРАНЫ ЕС ПОДХОДЯТ К ЮБИЛЕЙНОМУ РИМСКОМУ САММИТУ

Евросоюз на перепутье. После Brexit и растущей потери управляемости ЕС из-за оказавшихся непреодолимыми различий между Европой "старой" и "новой", так жить нельзя. Что надо делать, чтобы избежать полномасштабного краха, в целом понятно, но одобряется не всеми членами сообщества. На состоявшемся 9-10 марта саммите в Брюсселе выработать общую стратегию выхода из кризиса не удалось из-за саботажа Польши. Не удастся этого сделать из-за отсутствия времени и до юбилейного Римского саммита ЕС, который состоится 25 марта, и приурочен к 60-й годовщине начала европейской интеграции. Вместо праздника эта встреча превращается в очередную формальность и станет новой демонстрацией раздора.

"Римская декларация будет иметь смысл, если станет не только итогом нашего сотрудничества, подведенным по случаю праздничной даты, но и покажет, что мы хотим сделать в ЕС в будущем", - считает премьер-министр Польши Беата Шидло. Она подчеркнула, что Польша подпишет будущую Римскую декларацию только в том случае, если там будут отражены ранее согласованные требования Варшавы, Братиславы, Праги и Будапешта, в частности, будет отсутствовать упоминание о "Европе разных скоростей", не будет ставиться под сомнение "интегральность общего рынка и Шенгенской зоны" и будут содержаться гарантии "внутренней и внешней безопасности". Немало требований и каких! И со стороны страны, которая не только ничего не потеряла, но и больше всех выгадала в экономическом отношении и в плане повышения жизненного уровня от членства в ЕС!

Что показал брюссельский саммит ЕС?

Обсуждение европейских проблем 9-10 марта в Брюсселе показало, что ЕС не может определиться. Что добиться единства даже среди 27 членов сообщества - без Британии, объявившей, что в марте 2019 года она полностью порвет с ЕС - невозможно. Что добиться создания на базе остальных стран-членов ЕС супергосударства - Соединенных Штатов Европы - тоже не получится. Между ними слишком много различий, у них зачастую противоположные интересы, согласовывать эти позиции становится просто невозможно, а сами саммиты ЕС все больше превращаются в пытку и пустое сотрясение воздуха.

Да, настойчивое требование канцлера ФРГ Ангелы Меркель к своим коллегам "проснуться" после Brexit услышано, но ясность в их коллективной голове отнюдь не наступила. Напротив, стало окончательно понятно, что будет крайне сложно договориться даже о том, как и в какой степени разнородные интересы удастся совместить, и что нет никаких гарантий, что удастся избежать новых потерь, например, Polexit. В результате проект декларации к Римской встрече, который пытались выработать страны-члены ЕС на своей неформальной встрече 10 марта (неформальной потому, что в ней уже не участвовала британский премьер Тереза Мэй, которая решила не ехать в Рим), оказался крайне расплывчатым. В нем не будут прописаны конкретные цели, и даже видение будущего Евросоюза на следующие десять лет.

Саммит глав государств и правительств стран ЕС в Брюсселе. Фото: Geert Vanden Wijngaert/AP/TASS

Американцы не ошиблись

Действительно именно сейчас становится очевидным, как мудро, естественно, со своей точки зрения, поступили американцы. Сыграв на амбициях европейских политиков, возомнивших себя наследниками Карла Великого, они подтолкнули Брюссель к расширению ЕС в 2004 году сразу на 10 стран, большинство из которых были совершенно не готовы к членству в Объединенной Европе, и стали для нее страшной обузой. В Вашингтоне понимали, что ЕС "подавится" таким огромным куском и в нужный момент ему в этом из-за океана помогут, чтобы сорвать настоящую европейскую интеграцию, способную породить геополитического конкурента США, уже недовольных тем, что евро составило конкуренцию доллару в качестве мировой резервной валюты. Заложив под ЕС мину замедленного действия, США получили одновременно возможность затащить страны Балтии в НАТО, создать плацдарм для дальнейшей экспансии альянса на восток - против России. И это вполне удалось. А вот ЕС переоценил свои силы. В Брюсселе не послушались предупреждений мудрых европейских политиков вроде Жака Делора, что ЕС этого не переживет и превратится, в конечном счете, в простую зону свободной торговли, с чего все и начиналось. Этот один из основателей ЕС предсказал даже в интервью бельгийской газете в 2004 году, что жить сообществу в его нынешнем виде осталось 15 лет. Уже можно точно сказать, что, по крайней мере, в отношении Британии он попал в десятку.

Споры за кулисами: лагеря и группировки

Вопрос для европейцев теперь состоит в том, как выйти с наименьшими потерями из давно предсказанного кризиса, ранее игнорировавшегося европейской верхушкой? На саммитах ЕС, в брюссельских коридорах и европейских столицах это сейчас самая обсуждаемая тема. Последний брюссельский саммит продемонстрировал, что альтернативы "Европе двух скоростей", адептами которой стали не от хорошей жизни и канцлер ФРГ Ангела Меркель, и президент Франции Франсуа Олланд, теперь просто нет, как и разделу ЕС на "корневую часть" и "периферию", хотя попадающие в последнюю категорию страны этого совершенно не желают.

В ЕС наметился лагерь из четырех крупных западноевропейских государств - ФРГ, Франции, Италии и присоединившейся к ним Испании, правящие круги которых при значительной поддержке со стороны населения хотят продолжения европейской интеграции. Они не готовы более мириться с тем, что другие страны задерживают этот процесс. Нидерландский премьер Марк Рютте тоже пришел к выводу, что от обещания все более тесно интегрированного единого союза придется отказаться - вместо этого появится "ядро Европы" и "периферия". Понятно, что к этому лагерю присоединится еще целый ряд стран ЕС, не имеющих амбиций и не желающих слезать с брюссельско-берлинских финансовых дотаций.

Саммит глав государств и правительств стран ЕС в Брюсселе. Фото: Virginia Mayo/ AP/TASS

Как заявил на итоговой пресс-конференции форума председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, большинство стран-членов ЕС "не возражают" против "Европы разных скоростей". Он обратил также внимание, что элементы такой Европы уже имеются, и всем известны: "Из 28 стран ЕС лишь 19 входят в еврозону, но и внутри этих 19 стран только 10 готовы совместно ввести налог на финансовые транзакции". При этом, продолжал он, в Шенгенскую зону входят 22 из 28 стран ЕС плюс еще четыре страны, не входящие в ЕС. Иными словами, в какой-то степени и раньше европейские страны сотрудничали друг с другом настолько, насколько считали это нужным, просто теперь из исключения такой подход становится правилом. Даже если кому-то этого не хочется, это неизбежно.

Одновременно в ЕС формируется еще одна - "диссидентская" группа стран, возглавляемая Польшей, которая хочет фактически ограничить ЕС внутренним рынком, продолжая получать щедрые финансовые дотации. Ежегодно в Польшу перечисляется 11 миллиардов евро из европейских фондов поддержки. Эта страна - крупнейший бенефициар членства в ЕС, уже получившая из Брюсселя примерно пару сотен миллиардов евро. Через два года будет обсуждаться следующий бюджет ЕС, который в любом случае из-за выхода Британии станет меньше. Неудивительно поэтому, что лидеры стран "корневой" Европы уже начали угрожать несогласным с новым курсом урезать дотации. Этим шантажировал в Брюсселе на последнем саммите Олланд Шидло.

Польский премьер заявила в ответ, что "не боится шантажа". "Если бы я серьезно воспринимала шантаж президента, который, по опросам, имеет 4% поддержки и уже скоро не будет президентом… Если в политике ЕС считают, что государство можно шантажировать, говоря о том, что кто-то не получит какие-то деньги на какие-то проекты, у ЕС фатальные перспективы", - сказала Шидло.

Второй день саммита глав государств и правительств стран ЕС в Брюсселе. Фото: Geert Vanden Wijngaert/ AP/TASS

Хотя в Брюсселе в последний раз Польша осталась по ряду причин в одиночестве, она все равно пользуется широкой поддержкой по многим вопросам со стороны стран Вишеградской группы, куда входят также Венгрия, Словакия и Чехия. Они настаивают на учете Брюсселем национальных интересов, недовольны диктатом Берлина, прежде всего в сфере нелегальной миграции и принудительного распределения "беженцев" по странам сообщества, но хотят получать при этом финансовые дотации, и не желают оказаться на "периферии" ЕС. Против "Европы двух" скоростей выступают и другие страны Юго-Восточной Европы, например, Румыния и Греция, которые не для того вступали в ЕС, чтобы оказаться на его обочине.

Что имеем в итоге?

Итак, подведем наиболее очевидные итоги. Во-первых, европейского супергосударства в нынешних границах ЕС не будет. Во-вторых, сообщество становится более гибким или, если хотите, рыхлым объединением, живущим по принципу "постольку - поскольку". В-третьих, неизбежно формирование готового к дальнейшей интеграции "ядра" ЕС, которым станут страны "корневой" Европы и прибившиеся к ним на основе полного отказа от любых национальных интересов евроаутсайдеров, которым придется согласиться, в частности, смириться с приемом "беженцев" по квотам ради продолжения еврофинансирования на руинах не выдержавшего конкуренции со странами "ядра" народного хозяйства. В-четвертых, неизбежно появление "Европы второго сорта", куда войдут страны, не желающие полностью рвать с Брюсселем и отправляться в пугающее одиночное плавание, но и не желающие одновременно полностью расставаться с национальным суверенитетом. Ну и, наконец, вероятно появление следующих кандидатов на выход из ЕС, самым очевидным из которых является Польша, если там, конечно, Брюсселю и Берлину не удастся совершить "смену режима". Уж больно многого хочет Варшава от своих партнеров, не желая ничего давать им взамен.

В общем, многое будет зависеть от того, как ЕС переживет ближайшие годы, и какая сложится ситуация в Британии после Brexit. Если жизнь британцев улучшится, то нельзя исключать, что в ЕС появится также небольшая группа стран, ориентирующаяся на Лондон, и стоящих за ним США. Среди них может оказаться, например, Дания, и без того лишь частично интегрированная в ЕС. Не стоит также забывать, что все эти процессы не будут проходить в чистых лабораторных условиях. США Дональда Трампа явственно обозначили, что считают проект Евросоюза конкурирующим, и они заинтересованы в его максимальном ослаблении и даже развале, чтобы общаться с позиции силы с каждым его членом по отдельности. Все это обещает Европе, где в 2017 году в пяти странах-членах Евросоюза пройдут парламентские выборы, в трех государствах - президентские, и еще состоятся выборы в двух странах-кандидатах на вступление в ЕС, новые проблемы.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх