Владимир Скачко
На обнародование фрагмента разговора в апреле 2015 года между президентами Украины Петра Порошенко и России Владимира Путина пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков отреагировал чрезвычайно просто – ни к чему не обязывающей отговоркой: дескать, это закрытые переговоры, мы не знаем, как это писали.
Хотя процедура записи – не бином Ньютона для многих, кто уверен, что все записывал сам Порошенко, который просто копировал поведение американцев: там все разговоры хозяина Белого дома в Вашингтоне пишут, и в Киеве решили не отставать. Ну, чтобы, значит, знать, что, кто, кому, когда и чего обещал и в чем клялся.
Однако вялая реакция Кремля на новую порцию «пленок Деркача» вполне объяснима. Запись диалога Порошенко–Путин, с одной стороны, полностью показывает с неприглядной стороны именно украинского президента, а не российского. Порошенко откровенно лебезит перед Путиным и всячески, как говорят в народе, прогибается перед ним в надежде понравиться и прослыть нужным. Но при этом пытается добиться своего. И в политике - сдвинуть с места минские переговоры о мире в Донбассе и даже протолкнуть свою идею введения международных миротворцев, которые сделали бы за украинцев их работу в я мятежном регионе и вернули его в состав Украины. Была когда-то такая «фишка» -отвлекалочка в арсенале украинских переговорщиков. Порошенко для этого даже готов тайно принимать в офисе ОБСЕ в Киеве российского представителя, чтобы заранее обо всем договариваться и «выходить из минских переговоров не с конкретными решениями. Это очень сильно контрастирует с тем, что перед оголтелыми русофобами Порошенко нес публично про «прощай немытая Россия».
И в экономике – Порошенко хочет перебить, по его словам «хреновую» экономическую ситуацию, которая складывается в отношениях между Украиной и Россией. И это тоже понятно: в то время еще полным ходом работали на карман Порошенко все его предприятия в России. А Петр Алексеевич, как настоящий барыга или рачительный хозяин-жадина, плохо относится к убыткам. Причем Порошенко просит об экономическом урегулировании, а Путин даже не может сразу понять, о чем речь. Что только косвенно подтверждает: инициатором разговора был именно Порошенко, который понял, что после позорного для ВСУ Дебальцевского котла зимы 2015 года ситуация у Украины и у него лично пригорает и дальше. И бьет по карману.
Однако есть и другая стороны у этой ситуации, которая очевидна из этого разговора. Порошенко заискивает, но и Путин ведет себя вежливо, дипломатично и осторожно, потому что явно недо конца еще разочарован в украинском президенте и по-прежнему считает его договороспособным политиком, с которым все же можно делать дела. И в этом-то и вскрывается главная ахиллесова пята российской политики на украинском направлении, которая за почти 30 лет отношений между Украиной и Россией как самостоятельными государствами привела к сегодняшней плачевной ситуации, когда отношения эти в публичной плоскости – практически на нуле.
Нет, тайные деляги и ловкачи что в России, что в Украине продолжают свои скрытые гешефты (по-украински – «оборудкы»), Россия по-прежнему является ведущим торгово-экономическим партнером Украины, но на публике это отношения между кошкой и собакой. Если хотите, то между Моськой (Украиной) и Слоном (Россией), когда первая яростно и визгливо нападает, а второй просто не знает, что с этим делать: наступить и раздавить – жалко, а противостоять припадочному лаю как-то иначе, на украинском уровне – не солидно.
Но по-любому создание уверенности в Кремле в том, что с Порошенко можно договориться, - это попытка скрыть свои тотальные и провалы на украинском направлении тех, кто в международной политике России отвечал и отвечает за Украину. Тех, кто допустил тотальную и безоговорочную победу коллективного Запада (тех же США) в Украине, где на западные гранты («печеньки Нуланд») взращенными политиками и политиканами были проведены два успешных госпереворота в 2004 и в 2014 годах. Тех, кто неизвестно куда тратил огромные сумы российских денег на «работу в Украине», но ничего там не дела, а только провозглашал в Кремле любого украинского президента либо «пророссийским» (как это было с Леонидом Кравчуком, Леонидом Кучмой, или Виктором Януковичем), либо «договороспособным» (как это было, повторюсь, с Порошенко, чьим личным другом был посол России в Украине Михаил Зурабов, который отправлял соответствующие победно-обнадеживающие реляции-доклады в Кремль). Особняком стоит третий президент Виктор Ющенко, но всем и в России, и на Западе уже понятно, что он клинический не только «прозападник», но и самовлюбленный дурак. Бонвиван, но унылый и вообще ни на что не способный.
И сегодня ситуация, увы, зашла в тупик с шестым по счету главой Украины Владимиром Зеленским, который тоже слыл одновременно и «пророссийским», и «договороспособным», но оказался безвольной, тупой и слепой куклой-марионеткой, которая рушит двухсторонние отношения между двумя странами быстрее, чем даже прагматичный Порошенко. То есть все повторилось: деньги и усилия потрачены, а Зеленский через полгода своего президентства мир в Донбассе не устанавливает, а наоборот – едет в Варшаву и там обвиняет Россию в том, что она является правопреемницей страны, которая начала Вторую мировую войну и Холокост против евреев. И для Кремля это опять явно является «неожиданностью», ответственных за которую нет.
Однако сегодня ситуация в отношении Украины все же меняется. И не только в том, что Зеленский через семь месяцев своего президентства стал фактически нерукопожатным и недоговороспособным в Москве, где на него, как на клоуна-директора горящего со всех сторон цирка, все махнули рукой. Нет, меняется ситуация в мире. На том же коллективном Западе, где Украину все откровеннее хотят разменять на улучшение и нормализацию отношений с Россией. Причем без уведомления Киева и его согласия.
И – это самое главное – весомые шаги к изменению сделала сама Россия. Принятые 1 июля сего года поправки в Конституцию России, во-первых, практически поставили крест на планах Украины вернуть себе назад Крым, связав его как-то с донбасской проблематикой. Теперь говорить об отчуждении каких-то российских территорий запрещает Основной Закон России. Более того, в Госдуму России глава ее комитета по законодательству Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас внесли первый законопроект, направленный на реализацию принятых поправок в Конституцию. И согласно ему отчуждение территорий РФ будет приравнено к экстремизму. «Терминология данного закона будет приведена в соответствие с Конституцией и позволит избежать двусмысленного или неопределенного толкования целостности Российской Федерации», - уверены авторы новации. А срок лишения свободы за нарушение территориальной целостности может составить от 6 до 10 лет. То есть Украине не «светит» с Крымом точно так же, как Японии с Курилами.
Во-вторых, «обнуление Путина», то есть разрешение ему баллотироваться в президенты в 2024 году однозначно стабилизирует и власть, и весь правящий в России режим. А значит, не исключено, что как-то стабилизируется и отношение правящей элиты в отношении Украины. И не только ее. И если будет продолжен согласованный, утвержденный и признанный всеми курс на «собирание земель российских» и «защиту прав русских за границей», то первой несдобровать Украине, где фактически объявлен всесторонний геноцид против русских, русскоговорящих и даже русскодумающих. Этих людей переводят в разряд второсортного населения, как в Прибалтике. Но в Украине таких людей миллионы, и если Запад ослабит удавку на шее Украины, а Россия окажет им помощь, то возможны самые неожиданные варианты развития событий. Крайне неблагоприятных для Украины. Она может просто развалиться под грузом проблем. И или уменьшиться существенно, или исчезнуть с каты мира вообще.
В-третьих, если политическая стабилизация российского режима приведет в экономическому процветанию и улучшению социально-экономического положения россиян хотя бы на докризисном уровне, то Россия гипотетически, но автоматически станет примером. Для тех же миллионов этих самых русских украинцев или украинских русских, которые увидят более весомый смысл своей жизни. И направление развития и стремления. То есть Россия поманит к себе не словами, а делами. В этом смысл геополитического лидерства в современном мире.
Конечно, в России по такому случаю говорят, что все хорошо на бумаге, а в жизни – овраги и коряги, и прекраснодушие планов легко разбивается о российское разгильдяйство и необязательность выполнения. Но курс-то определен и заявлен, а также сделаны первые шаги к его реализации. И, как мне кажется, в отношении Украины выбрана активно-выжидательная тактика. В Киеве стоило бы прислушаться к том, что сказал тот же Путин по поводу «героического» неприезда Зеленского в Москву на Парад победы 24 июня 2020 года, куда его и не пригласили. Путин тогда заверил всех, что визит президента Украины в Москву — это вопрос времени, и он все равно состоится. «Я думаю, что это неизбежно. Конечно, это произойдет, вопрос — когда. Но мы подождем. Мы ведь не поругались с Украиной, у нас разошлись взгляды с теми, кто сегодня находится у власти в Украине».
И потому главный вопрос: готова ли Украина к такому «ожиданию» России? СУГС!
Свежие комментарии