На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • yumashev
    В 90-е в Ивано-Франковске все говорили на русском и в книжных магазинах 70% книг было на русском. А Киев был вообще р...ОБЫКНОВЕННЫЙ НАЦИ...
  • Светлана Филатова
    Да по умерали почти все ,кто  воевал,а молодёжь не интиресуется   и не хотят ,пример укры!!!!😡«Бессмертный полк...
  • Леонид Цырлов
    Молодец. Уважаю."Кто в том с.. ви...

История австралийского танка «Центурион»: уцелел в ядерном испытании и воевал во Вьетнаме

История австралийского танка «Центурион»: уцелел в ядерном испытании и воевал во Вьетнаме


Судьбы тех или иных образцов военной техники, как и судьбы людей, зачастую непредсказуемы. Кто-то гибнет в первом бою, кто-то тянет лямку рутинной службы в отдалённом гарнизоне и выходит на пенсию по выслуге лет. Но на долю некоторых выпадают испытания и приключения, коих с лихвой хватит десятерым. Так иные образцы военной техники вопреки многочисленным превратностям фортуны выживают в труднейших условиях и в итоге становятся памятниками своей эпохи. Таким примером является австралийский танк Centurion Mk.3, опалённый вспышкой ядерного взрыва и участвовавший в боевых действиях в Юго-Восточной Азии.


История создания танка Centurion Mk.3


После того как во второй половине Второй мировой на поле боя появились тяжелые немецкие танки, в Великобритании начались работы по созданию бронированных машин, способных им противостоять на равных. В рамках концепции "универсального танка", который в перспективе предназначался для замены стоявших на вооружении пехотных и крейсерских танков, был создан проект А41. Эту машину впоследствии иногда называли британским «Тигром». Впрочем, сравнение с немецким тяжелым танком Pz.Kpfw. Tiger Ausf. H1 не вполне корректно. «Тигр», весивший 57 т, был тяжелей первой модификации «Центуриона» примерно на 9 т. При этом подвижность и запас хода у немецкого и английского танков оказались очень близкими. По защищенности в лобовой проекции британский и немецкий танки были примерно равноценны, но бортовая броня «Центуриона» толщиной 51 мм даже с учётом 6-мм противокумулятивных экранов оказалась тоньше, чем у «Тигра», прикрытого 80-мм бортовой бронёй. Тем не менее, «Центурион» являлся весьма удачной для своего времени боевой машиной, обладавшей высоким модернизационным потенциалом. Серийное производство новых танков велось на предприятиях Leyland Motors, Royal Ordnance Factory и Vickers.

В последние дни Второй мировой со сборочной линии завода сошли шесть прототипов, но когда они прибыли в Германию, война уже закончилась. Впоследствии в ходе боевых действий в Корее, Индии, во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и в Анголе «Центурион» проявил себя как один из наилучших танков послевоенного периода. Всего до 1962 года было построено более 4400 танков Centurion различных модификаций.

Первая серийная модификация Centurion Mk.1 вооружалась 76-мм орудием, созданным на базе буксируемой противотанковой пушки QF 17 pounder. На дистанции до 900 м орудие могло успешно бороться с большинством германских танков, но действие осколочно-фугасного снаряда было слабым. В качестве дополнительного вооружения в башне была установлена 20-мм пушка Polsten, на модификации Centurion Mk.2 её заменили пулемётом BESA винтовочного калибра. На танках «Центурион», начиная с данного варианта, в передней части башни устанавливалось по шесть 51-мм гранатометов для стрельбы дымовыми гранатами. Все машины модификации Мк.2 в начале 1950-х модернизировали до уровня Мк.З.


Centurion Mk. 2


В 1947 году на вооружение была принята основная модификация – Centurion Mk.3 с 20-фунтовой пушкой QF 20 pounder калибра 83,8 мм. На дальности 914 м бронебойный снаряд с начальной скоростью 1020 м/с мог пробить по нормали 210 мм гомогенную броню. Бронепробиваемость подкалиберного снаряда с начальной скоростью 1465 м/с, на той же дальности достигала 300 мм. Впоследствии поздние модификации вооружили 107-мм нарезным полуавтоматическим орудием L7, которое лучше подходило для борьбы с советскими танками Т-54/55/62.

Танк Centurion Mk.3 получил стабилизатор вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях наведения. Создание серийного двухплоскостного, надежно работающего стабилизатора Metrovick FVGCE Мк.1 явилось большим успехом англичан, серьёзно повысившим эффективность танка на поле боя. Наличие двухплоскостной системы стабилизации существенно увеличивало вероятность попадания в танк противника. При скорости движения 10-15 км/ч эффективность стрельбы незначительно отличалась от вероятности попадания при стрельбе с места. К тому же стабилизатор не только повышает точность стрельбы в движении, но и среднюю скорость танка на поле боя, уменьшая тем самым его уязвимость.


Centurion Mk.3


На танке Centurion Mk.3 устанавливались бензиновый 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения Rolls-Royce Meteor мощностью 650 л.с. и трансмиссия Merrit-Brown. Силовой блок представлял собой дальнейшее развитие двигателя и трансмиссии танков Cromwell и Comet I.

Участие танка Centurion Mk.3 Type K в ядерном испытании на полигоне Эму Фильд


В начале 1950-х Австралия, как ближайший союзник Великобритании, начала получать танки Centurion Mk.3, которые на тот момент являлись весьма современными. Всего австралийская армия заказала 143 «Центуриона». Среди машин, отправленных морем, был танк с заводским номером 39\190, собранный на предприятии Royal Ordnance Factory в 1951 году. В австралийских вооруженных силах бронированной машине присвоили номер 169041 и использовали на танковом полигоне в учебных целях. Впоследствии именно этот танк было решено использовать в ядерном испытании, известном как «Операция Тотем-1».

В начале 1950-х Великобритания вступила в «ядерную гонку», но так как для проведения ядерных испытаний требовался полигон, отвечающий требованиям безопасности, англичане договорились о выделении площадок с правительством «Зелёного континента». Под ядерный полигон была определена обширная территория в южной части Австралии, в 450 км северней Аделаиды. Этот район был выбран в связи с его очень слабой заселённостью. Пустынная местность никак не использовалась в хозяйственной деятельности, но здесь проходили кочевые пути местных аборигенов. Местом для испытаний «Тотем» определили район в пустыне Виктория, известный как Эму Фильд. В 1952 году здесь на месте высохшего озера была построена взлётно-посадочная полоса длиной 2 км и жилой посёлок. Так как англичане очень торопились нарастить и усовершенствовать в части надёжности и эффективности свой ядерный потенциал, работы шли высокими темпами.

Ядерное взрывное устройство имплозивного типа на основе Плутония-240 тестировалось в рамках создания британской атомной бомбы «Голубой Дунай». Ядерный заряд разместили на вершине стальной башни высотой 31 м. Вокруг башни были размещены различные измерительные приборы, но в отличие от первых американских и советских атмосферных испытательных ядерных взрывов не возводились строения и фортификационные сооружения. Для того, чтобы оценить воздействие поражающих факторов ядерного оружия, на полигон доставили отдельные образцы вооружения и военной техники, среди которых был танк, взятый из наличия австралийской армии Centurion Mk.3 Type K.



Доставка бронированной машины на полигон осуществлялась с большими трудностями. В силу удаленности и отсутствия хорошей дороги, трейлер, который вез танк, застрял в песке. Последнюю часть пути к месту испытаний «Центурион» доехал своим ходом. На тот момент одометр машины показывал лишь 740 километров пробега.



Перед ядерным взрывом в него загрузили полный боекомплект, заполнили топливные баки и разместили манекены танкистов. По сценарию учений, машину с работающим двигателем разместили на расстоянии в 460 метров от башни с ядерным зарядом.


Облако, образовавшееся после ядерного испытания «Тотем-1»


Взрыв с энерговыделением около 10 кт опалил пустыню 15 октября 1953 года в 07.00 по местному времени. Грибовидное облако, образовавшееся после взрыва, поднялось на высоту около 5000 м и из-за отсутствия ветра рассеивалось очень медленно. Это привело к тому, что значительная часть радиоактивной пыли, поднятой взрывом, выпала в окрестностях полигона. Ядерное испытание «Тотем-1», несмотря на относительно небольшую мощность, оказалось очень «грязным». Сильному радиоактивному загрязнению подверглись территории на удалении до 180 км от эпицентра. Так называемый «чёрный туман» дошел до Велборн Хилл, где от него пострадали австралийские аборигены.

Несмотря на относительную близость от точки взрыва, танк не был уничтожен, хотя и получил повреждения. Ударной волной его сдвинуло на 1,5 м и развернуло. Так как люки не запирались изнутри, их открыло силой взрыва, в результате чего пострадали некоторые внутренние детали и манекены. Под воздействием светового излучения и ударной волны, нёсшей тонны песчаного абразива, помутнели стёкла оптических приборов. Обгорел брезентовый кожух орудийной маски, а бортовые экраны сорвало и отбросило на 180 метров. Также повреждённой оказалась крыша моторно-трансмиссионного отделения. Тем не менее, при обследовании танка выяснилось, что двигатель сильно не пострадал. Несмотря на экстремальные перепады давления и воздействие электромагнитного импульса мотор продолжал работать, и заглох только после того, как закончилось горючее в баках.

Эвакуация с ядерного полигона, дезактивация, ремонт и модернизация "атомного танка"


Через три дня после проведения ядерного испытания экипаж, проведя минимально необходимые ремонтные работы, занял свои места в танке и своим ходом покинул территорию полигона. Однако далеко уехать не удалось, двигатель, забитый песком, вскоре заклинил и «Центурион» эвакуировали на трейлере, который буксировали два тягача.



При этом никто из привлечённых к эвакуации танка не пользовался средствами защиты, хотя на башню нанесли надписи об опасности радиации. Впоследствии 12 из 16 военнослужащих, работавших с бортом 169041, умерли от онкологических заболеваний.

Уже после того как танк доставили на полигон Вумера, его подвергли дезактивации и поставили на площадку хранения. В 1956 году наведённая радиация в броне ослабла до безопасного значения и после дозиметрического обследования «Центурион» отправили на танковый полигон Пукапуньял, расположенный на юго-востоке Австралии, в 10 км западней от города Сеймур. Вышедший из строя двигатель заменили, а башню с помутневшими приборами наблюдения и неисправным прицелом демонтировали. В таком виде «атомный танк» эксплуатировали в качестве тягача, а через два года отправили на капитальный ремонт. В ходе ремонта и модернизации танк довели до уровня Centurion Mk.5/1, вооружив 105-мм орудием L7. С такой пушкой «Центурион» мог бороться со всеми типами танков, имевшимися тогда в Советской Армии. С 1959 по 1962 год танк с номером 169041 находился на «хранении», после чего его передали в учебный центр 1-го бронетанкового полка.

Участие «атомного танка» во Вьетнамской войне


В 1962 году руководство Австралии решило поддержать борьбу США с наступлением коммунистических сил в Юго-Восточной Азии. Первоначально в Сайгон была направлена небольшая группа советников, но по мере эскалации конфликта в Южный Вьетнам направили транспортные и боевые самолёты, бронетехнику и регулярные сухопутные подразделения. Эсминцы Королевского ВМФ Австралии задействовались в американском патрулировании побережья Северного Вьетнама. Численность австралийцев на пике конфликта в конце 1960-х достигла 7672 человек. В боевых операциях до 1971 года участвовало 9 пехотных батальонов. Всего через Вьетнамскую войну прошло более 50 000 австралийских военнослужащих, из которых погибло 494 человека, 2368 человек было ранено, два человека пропали без вести.

Для поддержки австралийских пехотинцев, воевавших в джунглях, в 1968 году были отправлены танки 1-го бронетанкового полка. Среди бронированных гусеничных машин, доставленных морем в Южный Вьетнам, оказался и герой нашего рассказа. Танку присвоили тактический номер 24C и с сентября ввели в боевую службу. В танковом взводе, где «Центурион» эксплуатировался в роли командирской машины, среди других экипажей он был известен как «Сладкая Фанни».



Экипаж «Центуриона» без эксцессов периодически участвовал в боевых операциях, пока 7 мая 1969 года в ходе боя танк не был поражен кумулятивной гранатой (скорей всего выпущенной из РПГ-2). Снаряд пробил броню в левой нижней части боевого отделения. Кумулятивная струя прошла по диагонали, сильно ранив наводчика. Другие члены экипажа после эвакуации раненого сослуживца заняли оборону в танке. Хотя броня была пробита, взрыв не повредил жизненно важных узлов, и танк сохранил боеспособность. К тому моменту «Центурион» имел пробег более 4000 км, нуждался в ремонте и его решили отправить назад в Австралию. В январе 1970 года танк № 169041 вместе с двумя другими неисправными бронированными машинами отправили в южно-вьетнамском порт Вунгтау для погрузки на корабль, следовавший в Мельбурн.

Служба «атомного танка» после возвращения из Юго-Восточной Азии


После прибытия в Австралию, в мае 1970 года повреждённую машину доставили на танкоремонтное предприятие в городе Бандиана. В ходе очередного капитального ремонта танк оснастили усовершенствованным оптическим дальномером и ИК-прожектором, предназначенным для обеспечения работы приборов ночного видения.



Работы по капитальному ремонту и модернизации завершились в конце 1970 года и после нескольких лет нахождения на базе хранения «Центурион» передали 1-му бронетанковому полку. На этот раз танку присвоили тактический номер 11А и неофициальное имя «Анжелика». Его активная служба продолжалась до конца 1976 года, пока 1-бронетанковый полк не был перевооружен на танки Leopard AS1 (1A4).

Решение о закупке западногерманских «Леопардов», предназначенных для замены «Центурионов», было принято на конкурсной основе, после сравнительных испытаний «Леопард-1А4» и американского M60A1 летом 1972 года на Квинслендском тропическом полигоне. Контракт с ФРГ на поставку 90 линейных танков, 6 бронированных ремонтно-эвакуационных машин и 5 мостоукладчиков был заключён в 1974 году.

Хотя «Центурион», прошедший через ядерный полигон и войну во Вьетнаме, поставили на хранение в первой половине 1977 года, через несколько лет он был возвращён обратно в 1-й бронетанковый полк.


«Центурион» №169041 на прощальном параде в 1992 году


Машина, приведённая в идеальное состояние ремонтной службой полка, использовалась во время проведения различных торжественных мероприятий. Последний раз танк №169041 участвовал в прощальном параде начальника генштаба Х.Дж. Коутса в апреле 1992 года. В ноябре 1992 года «атомный танк» был установлен в качестве памятника на территории военной базы «Казармы Робертсон», примерно в 15 километрах к востоку от центра города Дарвин.



В настоящее время здесь расположена основная база австралийских сухопутных войск на Северной территории Австралии, и до 2013 года находился штаб 1-го бронетанкового полка.

В общей сложности танк прослужил 23 года, включая 15 месяцев нахождения в Южном Вьетнаме. В 2018 году на броне «атомного танка» была закреплена памятная табличка с основными вехами его биографии.



Помимо танка №169041, в испытаниях, известных как «Операция Буффало», на ядерном полигоне в окрестностях Маралинга участвовало ещё два австралийских «Центуриона», но эта машина стала единственной введённой в строй после непосредственного воздействия поражающих факторов ядерного взрыва.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх