На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Опасная инициатива. Поработай, русская женщина, 4 дня, а пятый отдай мигранту

Опасная инициатива. Поработай, русская женщина, 4 дня, а пятый отдай мигранту Фото: Oleg Elkov / Shutterstock.com

Рабочая неделя для женщин может быть на день короче, чем для мужчин, говорят официальные лица. На самом деле идея Медведева – Потяевой потенциально очень опасна для российской экономики и всего общества.

Утро сегодня началось с радио в машине – так часто бывает. Радио сказало человеческим голосом ведущего, который спросонок пытался шутить: "Вы что, хотите как в Испании?" После этого ведущий поставил песню каких-то западных "поющих трусов", а затем пояснил, что в России в будущем может быть введена четырёхдневная рабочая неделя. Точнее, собственное мнение о том, почему она в ближайшее время введена быть не может. Впрочем, голословное.

От радио в машине сегодня была мне польза: я понял, что идея, поддержанная намедни уполномоченным по правам человека в Москве Татьяной Потяевой, что называется, "пошла в народ" и её нельзя игнорировать.

Госпожа Потяева высказалась 10 марта в ходе круглого стола "Женщины на руководящих позициях: достижение равного будущего в мире COVID-19". 

Я, как уполномоченный по правам человека, поддержу четырёхдневную рабочую неделю для женщин, 

– сказала омбудсмен. И прояснила свою мысль:

Один день [в неделю], когда женщина одна дома, а мужчина работает – [это] очень и очень важно, мне кажется очень правильным.

(Цитируем по ТАСС.) 

Дмитрий Медведев смотрит в будущее

Идея о внедрении в России четырёхдневной рабочей недели в России, надо сказать, не очень нова. Кажется, впервые её высказал Дмитрий Медведев в бытность премьер-министром России летом 2019 года. Медведев подошёл к вопросу настолько серьёзно, что даже официально поручил Министерству труда "проработать вопрос". О том, как вопрос был проработан, достоверно ничего не известно, что и понятно: через полгода после громкого заявления Дмитрий Медведев перешёл на другую работу, а его преемнику Михаилу Мишустину быстро стало не до масштабных реформ рынка труда: 2020 год был годом "самой странной пандемии в истории", когда правительство изо всех сил боролось не за то, чтобы люди работали поменьше, а побольше отдыхали, а за то, чтобы у них была хоть какая-нибудь работа и заработок. С переменным успехом, как мы хорошо понимаем.

Однако стоило злой ковидле отступить, а экономике начать демонстрировать некоторое оживление, как вопрос о четырёхдневной рабочей неделе был поднят снова. Причём снова Дмитрием Медведевым. Уже 1 февраля он заявил, что именно пандемия "вновь сделала актуальной идею о четырёхдневной рабочей неделе, но переходить на неё надо не в ущерб экономическому развитию" (цитируем по РБК). 

Понятно, что значительная часть людей перешла на удалёнку и действительно трудится уже не пять, а четыре дня и по другому графику, а кто-то вообще иначе строит свой рабочий день. Поэтому я думаю, что мы к этой идее вернёмся, 

– сказал Медведев. Заметим, что сказал он это не в качестве частного лица, а в своём официальном статусе заместителя председателя Совета безопасности России. Можно констатировать, что как минимум изучение возможности изменения рабочего графика – это не праздные разговоры, а серьёзная задача, которая ставится на уровне высших руководителей государства. 

Дмитрий Медведев смотрит на Запад

Эта задача, спасибо за напоминание ведущему безымянной для меня радиостанции, ставится с оглядкой на западный опыт. Действительно, кто-то, видимо, "хочет как в Испании". Там с февраля 2021 года одобрен пилотный проект, который должен доказать преимущества "четырёхдневки".

В рамках испытания правительство выделит €50 млн для помощи компаниям, которые добровольно согласятся перевести персонал на 32-часовую рабочую неделю без сокращения заработной платы,

– сообщает Forbes. Деньги на это дело Испания берёт из средств, которые Евросоюз выделил на борьбу с пандемией и которые, надо полагать, совсем уже девать некуда.

https://vk.com/video-75679763_456254443

Зачем такой проект понадобился? На это есть два ответа. Первый гласит, что власти действительно хотят "сделать людям как лучше". Дать больше времени на отдых, одновременно стимулируя повышение производительности труда. Ну то есть работник должен сделать ту де работу за ту же зарплату быстрее, чем раньше, а потом славно отдохнуть. Как это возможно на производстве при сохранении технологии, непонятно. Как это возможно в сфере обслуживания, непонятно тем более.

Поскольку это непонятно – ни в Испании, ни в России, нигде производительность труда не может вырасти в момент на 20% по мановению начальственной руки, – существует второй ответ на вопрос "зачем". Затем, что пандемия уничтожила огромное количество рабочих мест и создала, напротив, огромное количество безработных. В Берлине, например, безработными сегодня считаются 35% (!) всего трудоспособного населения. В той же Испании в сфере туризма уничтожено 80% рабочих мест, а 9% всего трудоспособного населения (по данным "Немецкой волны") получают от государства "минимальную жизненную ренту" – то есть, проще говоря, живут на пособие по безработице в размере прожиточного минимума.

С этим надо что-то делать – как-то создавать оплачиваемые рабочие места. И вот с этой точки зрения введение "четырёхдневки" – вполне себе логичный выход. Уменьшаем время работы тех, у кого работа есть сейчас, на 20% – получаем некоторое количество (не обязательно в точности 20%) новых ставок. Или, скажем, "четверть ставок" – с точки зрения борьбы с безработицей это гораздо лучше, чем ничего, особенно если есть возможность дотировать работодателю такое раздувание штатов. У Евросоюза она есть, у России, наверное, тоже есть… 

Больше мигрантов, хороших и разных?

Но в России, по сравнению с той же Испанией, совсем другая ситуация с рабочими местами. В целом ряде отраслей народного хозяйства на сегодня следует говорить не о безработице, а о нехватке рабочих рук. Да, пандемия, точнее ограничительные меры, которые правительство вводило в связи с пандемией, способствовали снижению реальных доходов населения и росту безработицы.

Вычисленная по методике Международной организации труда безработица в России "на пике" приближалась к 6% – это 4,3 миллиона человек, и для нашей страны это просто неприлично много. Но в то же самое время, если верить вице-премьеру российского правительства Марату Хуснуллину (а какие основания ему не верить?), российская экономика нуждается как минимум в 2,5 миллиона мигрантов. Только в Москве на стройках не занято не менее 20 тысяч рабочих мест.

Для чего же в такой ситуации вводить четырёхдневную рабочую неделю? Разве что для того, чтобы бездумно подражать Западу. Прагматической необходимости в этом нет и, вероятно, в ближайшее время не будет.

https://vk.com/video-75679763_456249840

Что же до идеи ввести "четырёхдневку" только для женщин, то она, видимо, совсем не выдерживает критики. То есть мы, как консерваторы, конечно, очень даже за то, чтобы облегчать женщинам жизнь по сравнению с мужчинами. Мы также считаем, что правильно устроенная семья – это семья, в которой муж – добытчик, а женщина – хранительница домашнего очага. Однако в России до сих пор есть законы, которые постулируют полное равноправие полов. Это с одной стороны. С другой же – в России есть довольно много профессий, которые по каким-то причинам (не в последнюю очередь из-за физической нехватки мужчин после войны) стали преимущественно женскими. Женщин большинство в школе и в медицине. Женщины водят трамваи и троллейбусы. Женщины работают на почте… Ну представьте себе, пожалуйста, что учительница вашего ребёнка в вашей школе должна теперь работать не больше четырёх дней в неделю, а получать как сейчас. Как это будет выглядеть на практике? Да понятно как – каждый день она должна будет дать больше уроков, чем сегодня. На 20%. Рост производительности труда получится. За счёт качества этих самых уроков и подготовки к ним. Теперь представьте себе, что пожилая дама, которая сегодня общается на почте с такими же пожилыми посетителями, тоже должна работать только четыре дня. Кого почта наймёт на освободившееся время? Смуглую женщину, почти не говорящую по-русски, кто ещё на эту работу согласится-то?

Нет, внедрение идеи Медведева – Потяевой – это будет типичное "хотели как лучше, а получилось как всегда". Да что там! Это будет намного хуже, чем всегда! Это будет перенастройка всего рынка труда под мигрантов (как будто их сейчас мало) одновременно с усугублением всех традиционных российских социальных проблем. Так что не надо "как в Испании". Ни в какой сфере жизни не надо, и в деле обустройства рынка труда тоже. Ни в коем случае.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх