Давайте признаемся, когда мы говорим, что гитлеровцы на стыке 30-х и 40-х годов прошлого века держали в страхе всю Европу, это немножечко неправда. Гитлер не ставил целью уничтожить европейскую нацию. Подчинить и использовать для процветания Третьего рейха - да. Вырезать на корню - нет.
И в Европе того времени находилось множество людей, симпатизировавших фюреру.Вот, например, что писала в своих дневниках в будущем знаменитая во всем мире и очень популярная в послевоенном СССР шведская сказочница Астрид Линдгрен летом 1940 г., когда Третий Рейх начал покорение Европы и еще не столкнулся с тяжелым молотом РККА:
Ослабленная Германия означает для нас, шведов, лишь одно: русские сядут нам на шею. А если уж на то пошло, то лучше я буду всю оставшуюся жизнь кричать „Хайль Гитлер!“, чем иметь здесь, в Швеции, русских. Ничего более отвратительного я не могу себе и представить.
Астрид Линдгрен в то время - типичная представительница шведской интеллигенции, журналистка, которую больше тяготит быт, чем политика. Но делая выбор между воинствующей гитлеровской Германией (уже идет Вторая мировая война) и большевистским СССР (советско-финляндская война уже окончилась), она готова присягнуть первой.
Третий рейх не выглядел для европейцев и американцев абсолютным злом, которого надо бояться. Адольф Гитлер был открыт для взаимовыгодного сотрудничества, чем с удовольствием пользовались корпорации. Не будем упоминать немецкие концерны - с ними и так все ясно. Вот лишь часть иностранных брендов и бизнесменов, которые активно сотрудничали с нацистами "до" и "во время" войны:
- американский Ford и лично Генри Форд;
- создатель ИКЕА Ингвар Кампрад;
- американский же Kodak;
- Coca-cola;
- французская Chanel;
- американская General Motors;
- австрийский ювелир Даниэль Сваровски, основатель модного бренда Swarowski;
- американская IBM (они тогда еще не занимались разработкой компьютеров, но производили перфокарты и системы обработки данных).
Некоторые европейские страны без зазрения совести поучаствовали в людоедском разделе себе подобных. Вспомним Мюнхенское соглашение 1938 года (больше известное у нас как Мюнхенский сговор), когда лидеры тогдашней Европы - Германия, Италия, Великобритания и Франция при поддержке Польши и Венгрии разодрали на куски Чехословакию, армия которой, между прочим, была вполне сопоставима с силами Вермахта. И, случись война, еще не известно, кто оказался бы проигравшим. Но европейские партнеры так спешили избежать войны, что предпочли надавить на Чехословакию в угоду своим интересам.
И не стоит в противовес напоминать о пакте Молотова - Риббентропа, подписанном 23 августа 1939 года, мол, это тоже был сговор с гитлеровской Германией. Во-первых, Договор о ненападении между Германией и СССР был подписан после того, как все воочию убедились на примере Чехословакии в гарантиях безопасности на просторах Европы, а во-вторых, подобные договоры с немцами уже успел заключить целый ряд стран. Контакты с Гитлером в 30-е годы отнюдь не возбранялись в политических кругах цивилизованных стран.
Многие европейские державы были настолько против Гитлера, что при вторжении "поломались" для вида, а затем с удовольствием отдались на волю победителя. Это они называют сопротивлением?
Оборона Дании продлилась 6 часов, Люксенбурга - 1 день, Голландии - 5 дней, Югославии - 11 дней, Бельгии - 18 дней, Греции - 24 дня. Польша продержалась 27 дней, Франция 1 месяц и 12 дней, Норвегия 2 месяца и 1 день. Для примера, блокада Ленинграда продолжалась 872 дня, Сталинградская битва - 200 дней, один только дом Павлова в Сталинграде сопротивлялся натиску нацистов 58 дней.
И после столь негероического сопротивления эти европейские страны не только замечательно сосуществовали с немцами в оккупации, но и заставили свои экономики работать на Вермахт. Так что, когда 22 июня 1941 года СССР подвергся вероломному нападению нацистской Германии, ему противостояла уже не военная машина Германии, а вся мощь европейской промышленности.
Но промышленностью, как водится, дело не ограничилось. Война - это техника и люди. И если техника для нужд Рейха производилась на европейских заводах, то глупо предполагать, что в гитлеровской армии служили только немцы.
Просвещенная и цивилизованная Европа не пожалела своих граждан для Восточного фронта, принимая активное участие в боевых действиях:
- Италия объявила войну СССР 22 июня 1941 г., 10 июля был создан Экспедиционный итальянский корпус в России, за годы войны сражались на стороне гитлеровцев 62 000 человек;
- Румыния напала на СССР вместе с немецкими войсками. В общей сложности через горнило Восточного фронта прошло 350 000 румын;
- Словакия объявила войну СССР 23 июня 1941 года, элитная бригада словацкой армии численностью 3 500 человек входила в состав 17-й армии Вермахта. Всего на стороне Рейха в период с 1941 по 1945 годы воевало 45 000 словаков;
- Финляндия вступила в войну на стороне гитлеровцев 26 июня 1941 года, желая взять реванш за Зимнюю войну 1939 - 1940 гг. Финские войска участвовали в боях с нашим Северным флотом, отличились в блокаде Ленинграда, бомбили "Дорогу жизни". 340 000 финнов было брошено на поддержку Третьего рейха, безвозвратные потери составили 84 337 человек;
- Венгрия объявила войну СССР 27 июня 1941 года. В войне участвовало 45 000 солдат и офицеров венгерской армии;
- Франция в 1945 году оказалась в числе победителей нацистской Германии и участвовала в подписании Пакта о капитуляции. Хотя за Гитлера воевало около 200 тыс. французских добровольцев, 20 сухопутных дивизий, а также ВВС и ВМФ, а дивизия СС "Шарлеман" весной 1945 года обороняла Рейхстаг. По итогам войны в советский плен попало 23 136 французов. А знаменитое французское сопротивление почти на 50% состояло из представителей французских колоний;
- Испания в войне с СССР не участвовала и придерживалась нейтралитета. Зато испанская добровольческая "Голубая дивизия", получившая свое наименование благодаря цвету летней полевой формы (а не тому, о чем кто-то мог подумать), принимала участие в блокаде Ленинграда. И, несмотря на множество легенд, ничем не отличалась в лучшую сторону от других представителей Вермахта.
Все эти добропорядочные граждане европейских стран самым замечательным образом убивали наших соотечественников, солдат и мирных жителей, участвовали в зверствах и грабежах. Убивали точно так же, как произведенное на их предприятиях оружие, боевая техника и боеприпасы.
Так что Европа не боялась фашистов. Европа сама являлась движущей силой фашизма. Без ее экономического и человеческого потенциала Гитлер не смог бы пойти на Восток - сил бы не хватило. И то, что мы не вспоминали о постыдном участии многих европейских стран в геноциде народов - это не их заслуга, а наша благосклонность.
И мы должны это знать и помнить! Чтобы не забывали и наши партнеры...
Свежие комментарии