Какое дело России до нефти
После страшной экологической катастрофы в нашей акватории Чёрного моря, от последствий которой теперь придётся избавляться годами, авторы невольно задаются вопросом: а стоит ли платить такую цену за пресловутое процветание?
Простите за столь пафосное вступление, но обо всём ином, за что «платить» предстоит всем, и, похоже, всегда, не будем даже распространяться. Тем более что в который уже раз получаем по полной совсем не оттуда, откуда всерьёз опасались.
Ради прибылей мы готовы на всё – таковы уж правила игры при капитализме, выбор в пользу которого Россия сделала тридцать с лишним лет назад. Однако совсем не торговать нефтью и газом мы себе позволить не можем, а без техногенных катастроф дело не обходится и дома – то есть и без пресловутого экспорта.
Вот незадача: балансирование нефтяных цен вокруг отметки в 70 долларов за баррель прекрасно корреспондируется не только с долларом в районе 100 рублей. Ещё и с высокими кредитными ставками, как средством против инфляции, судя по практике – средством, увы, абсолютно негодным.
Но о том, что при дорогих деньгах, будь то рубли или доллары, цены по определению не могут снижаться или хотя бы застыть, уже в завершение нашего гиперпрогноза. А пока о нашей зависимости от торговли нефтью.
За неё всё ещё можно выручать реально конвертируемую валюту, в чём главное отличие от газа, за который в казну капают всё больше юани, тем самым подсаживая нас на закупки всего китайского. Чем это Вам не пресловутая импортная игла?
Тяжёлый китайский синдром
И пока газовые котировки в Европе поднялись выше 485 долларов за тысячу кубометров, и это при 120-130 долларах в самих США, нефтяные цены продолжают падать. Всё происходит из-за опасений по поводу того, ждать ли роста спроса в 2025 г., особенно в Китае.
Вообще-то прогнозы от китайской государственной нефтеперерабатывающей компании Sinopec, которые есть в ежегодном энергетическом прогнозе, опубликованном 19 декабря, должны обнадёжить и нефтяников, и трейдеров, играющих на повышение.
В Sinopec считают, что импорт сырой нефти в Китай уже в 2025 г. может достичь пика. Китай покупает больше всех в мире сырой нефти, и её потребление, по тому же прогнозу, выйдет на пик только к 2027 г. Значит, впереди как минимум два года почти гарантированного роста цен.
Однако в ОПЕК на китайские оценки смотрят со скепсисом, считая, что они ангажированы с целью добиться торможения роста цен здесь и сейчас. По мнению экспертов нефтяного картеля, на данный момент, в условиях глобальной нестабильности, цены на нефть «находятся в состоянии длительной консолидации».
По ряду признаков, нынешней нефтяной вольнице, когда не только США, которые фактически вышли из плюсовых соглашений, но и те, кто играет в ОПЕК+, позволяют себе слишком многое, скоро придёт конец. Уже в самой ОПЕК требуют более жёсткой дисциплины в поставках.
Почему Трамп снова за доллар, а нефть – против
Такой, вряд ли кто станет спорить, долгожданный американский президент торопится с обещаниями сделать всё или хотя бы почти всё. Помирить Россию с Украиной, разобраться с тем, что творится на Ближнем и Среднем Востоке, заставить Китай стоять по стойке смирно.
Разумеется, он вовсе не обязан сделать абсолютно всё и даже всё то, что успеет. Многое вполне можно отложить и до лучших времён. К примеру, расчёт по госдолгу, где вполне достаточно ярких заявлений, что никто и никогда не будет списывать ничего и никому.
А вот купить Панамский канал или Гренландию — это из уст Дональда Трампа только звучит красиво, но на какие средства? Может быть, на те же, что срочно нужны на пополнение стратегического запаса?
Не устанем напоминать, что топлива у Штатов остаётся всего-то недели на три, но кого сегодня можно этим напугать? А будущий президент Трамп, кажется, даже с Гренландией пугать никого не собирался.
Стоит ли напоминать, что в Штатах Федеральному резерву, частной вообще-то лавочке, даже новоизбранный не указ, а не больше чем покупатель. И действия, и слова свои с ней даже завидно самостоятельный Трамп предпочитает согласовывать. Не просто же так мы вот уже второй месяц наблюдаем рост курса доллара США.
Да, Трамп ещё ждёт новоселья в Белом доме, а доллар уже до двухлетнего максимума дорос. И даже повлиял на цены на нефть. Не в ту сторону, в которую хотелось бы, к примеру, китайцам. Доллар крепче – нефть дороже. Для всех, но не для американцев.
Они-то и резервы свои стратегические пополнят, и цены на бензин внутри страны притормозят. За счёт чего – объяснять не надо, достаточно уже того, что всё в той же Федеральной резервной системе решили напомнить, что и при республиканцах во власти «будут осторожно подходить к снижению процентных ставок в 2025 году».
Кто про что, а мы снова про ставки
И раз уж зашла речь о чужих ставках, напомним и о своих, российских, на наш взгляд, завышенных просто до неприличия. И никакими восторгами по поводу высоких процентов по банковским вкладам эту реальность не замылишь.
Ну нечего подавляющему большинству населения класть в эти ваши банки. Хуже того, кредиты брать приходится даже под ипотеку, где процент только кажется низким, зато страховки и разного рода гарантии с обслуживанием в придачу мало кому вообще по карману.
Снижение ставок, которого от банка России никто в декабре и не ждал, откладывается как минимум до конца 2025 года. Укрепление рубля, как можно понять уже и по риторике представителей Банка России, и вовсе отменяется.
Не нужен крепкий рубль тем, кто принимает решения, и тем, кто снимает сливки с поспешной продажи нефти, пока танкеры из «теневого флота» не арестовали. И пусть себе те, что в «теневом флоте» не числятся, раскалываются надвое. И пусть заливает мазутом пустынные в декабре пляжи Тамани. Волонтёры и не с таким справлялись.
А вот чего мы точно не знаем и прогнозировать не можем, это будут ли кому-то хоть что-то индексировать под новый уровень цен? Мы не о зарплатах, нам же твердят, что они и так в России зашкаливают, только где и у кого? Мы о пенсиях и пособиях, на которые кому-то остаётся только выживать…
Подведём же что-то вроде финишной черты. Нефть дешевле 70 долларов вполне может быть. Доллар дешевле 100 рублей — уже вряд ли. А цены расти будут, и расти, увы, быстрее, чем нам хотелось бы. Процентов так на 20 за год. При официальной инфляции в 7–8 процентов.
Свежие комментарии