Платон Беседин.
Пётр Авен ужасается: «Смогу ли я позволить себе уборщицу или водителя? Я сам не вожу машину… Возможно, моя падчерица будет водить. Мы не понимаем, как выживать…» Банкир, холёный и сытый, страшится новой реальности, сидя в Лондоне.
В той же британской столице, где оставили без миллиардов и «Челси» бриллиантового Романа Абрамовича, о котором ещё недавно говорили, что он выступит координатором в переговорах России и Украины.
А вот сокрушается партнёр Петра Авена Михаил Фридман: «Я не знаю, как жить дальше. Я не знаю. Я действительно не знаю». И тут же его посещает здравая мысль: «Может быть, мне стоит убирать дом самому. Это нормально».Да, это нормально. И есть гречку с котлетой тоже нормально. И жить на пятьдесят тысяч рублей в месяц нормально. Как и хранить деньги, вкладывать их там, где ты их заработал. Не столько мозгами заработал, к слову, а прежде всего тем, что вовремя присосался к щедрой кормушке.
Дайте-ка немного побыть злым Капитаном Очевидностью, а. Нам – простым людям – не жаль всех этих авенов, абрамовичей, фридманов. Мы даже по-своему благодарны Западу за санкции против очень богатых и очень-очень богатых российских олигархов. И, знаете, хочется крикнуть: «Так вам и надо!». Но быстренько успокоиться. Русский человек должен быть милосердным. Он должен помнить, что богатство – не благодать, а тяжкое испытание.
Но кто там за фридманами и авенами выстроился? Менее удачливые, с лицами не такими холёными. В растерянности, возмущении. Спрашивают:
– Ты знаешь, сколько сейчас стоит айфон? 200 тыщ!
Восклицают:
– В Турцию слышал, сколько билет стоит? 250 тысяч!.
Сочувствую, правда. Очень сочувствую вашим айфонным бедам. Но когда я был молод, в плеере моём, а тогда мы слушали плееры, да, кроме Курта и мистера Роберта Смита, звучала и такая песня: «Есть вещи на порядок выше! Слышишь?».
Так вот, я слышал. Не знаю, слышали ли другие. Но те, кто тоскует по айфонам нынче, определённо, пропустили нечто важное, ценное. То, что только и может вырвать из болота мещанства. А нет ничего убийственнее для русского человека, чем звенящее пошлой скукой мещанство, кочующее к потреблению до пуза. Потому что всё это не о развитии и не об уровне жизни, а о беспорядочном потреблении. А уровень жизни, развитие – это когда наука и медицина, ракеты и дороги. Высокий уровень жизни – это созидание и производство своего, а не потребление чужого.
Годами и десятилетиями люди-желудки пережёвывали чужие завоевания и достижения медленными челюстями демократии. Жевали, казалось бы, постоянно, но всё равно не могли насытиться. От обжорства и вседозволенности их мозги заплыли жирком, и они так и не поняли – или отказываются понимать, – что теперь наступили принципиально новые времена. Да, возможно, они приговорят нас. Но это не отменяет шанса крутануть всё в свою пользу и наконец-то высвободить место для шага вперёд.
Так что учимся, айфонных дел мастера, учимся. Учимся жить своей жизнью. Производить свой продукт. Рождать свои смыслы. И выходить из зоны комфорта, чтобы увидеть новый – свой – мир.
Свежие комментарии