На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Nikolay Zakharov
    Да, случаи вопиющие для русских оказавшихся волею судеб гражданами других стран. Наша чиновничья бюрократия занимаетс...ПРЕДСКАЗАНИЕ ЖИРИ...
  • Nikolay Stepanov
    Доведут страну до новой революции. И Ленин найдётся, будьте уверены.ПРЕДСКАЗАНИЕ ЖИРИ...
  • Владимир Байденюк
    А что вы возмущаетесь? Сами проголосовали.ПРЕДСКАЗАНИЕ ЖИРИ...

Кто первым перешел Альпы вместе с армией?

Когда мы слышим о переходе через Альпы, то сразу вспоминаем подвиг непобедимого Александра Суворова и его воинов. Бесстрашная русская армия навсегда вписала себя в историю, но была ли она первой многотысячной армией, перешедшей через Альпы? На самом деле, мы часто незаслуженно забываем легендарного пунийского полководца Ганнибала, история жизни которого вдохновляла и продолжает вдохновлять потомков.

Если бы с помощью машины времени мы вернулись во времена Римской Империи, то на вопрос «Кто был главным врагом Рима?» любой ромей, не задумываясь, ответил бы: «Ганнибал». Хитрый карфагенский военачальник столько раз наносил римлянам сокрушительные поражения, что страх перед ним сохранялся ещё много веков спустя, а детей за непослушание пугали Ганнибалом. Один раз карфагенский военачальник был близок к захвату Вечного города, но что-то остановило его от приказа идти на штурм. Кто знает, как сложилась бы история всего мира, если бы Рим пал?

Ещё юношей Ганнибал Барка (в переводе «Барка» означает «Молния») дал клятву уничтожить ненавистную Римскую Республику. И Риму, и Карфагену было ясно, что избежать новой войны не удастся — двум сверхдержавам было слишком тесно в Средиземном море. Поэтому военачальники с обеих сторон готовились к продолжительной войне.

Шел 217 год до н.э. Когда под началом Ганнибала собралась внушительная армия, перед ним встал вопрос: вести войну на территории Карфагена или попытаться вторгнуться на Апеннинский полуостров и принести войну врагу в дом? А если воевать на территории Рима, то как туда добраться: проверенным маршрутом через Сицилию или попытаться как-то удивить врага и навязать ему свои условия? В нелегкой ситуации Ганнибал принял блестящее стратегическое решение: добираться в Рим через Испанию. Абсурдная на первый взгляд идея давала пунийцам целый ряд преимуществ: возможность пополнить свою армию воинами дружественных галльских и испанских племен; армия обезопасила себя от вражеского флота, который ждал её на подступах к Риму; фактор неожиданности.

Поставив перед собой цель, Ганнибал шаг за шагом продвигался к ней, пока перед его армией не вознеслись ввысь армады горных вершин с заснеженными шапками. Африканские войны, не видевшие ничего подобного, были поражены, а здешние жители галлы лишь растерянно разводили руками. В сложившейся ситуации единственным выходом было идти вперед, сохраняя фактор неожиданности. И Ганнибал со своей армией пошел на самый рискованный в своей жизни штурм — штурм Альпийских вершин.

Без карт и дорог, без теплой одежды, по колено в снегу, с вьючными животными и боевыми слонами, карфагенская армия пробиралась все дальше и дальше.

Наибольшие проблемы доставляли воинственные племена горцев, которые всегда воевали против каждого, кто приходил на их землю. Они устраивали засады в самых неожиданных местах, атаковали карфагенян издалека, пользуясь гористой местностью. Но их самым излюбленным приёмом стал громкий крик, который они издавали вблизи проходящих по узким тропам воинов. Нет, от их крика не сходила лавина, как можно было бы подумать. Резких звуков боялись животные и боевые слоны, которые вместе с людьми пробирались по снегу. испугавшись, они бежали кто куда, не обращая внимания на команды, калечили людей и падали с обрывов вместе с провиантом. Другой враг — голод и холод — забирали у армии не меньше людей, чем разбушевавшиеся звери и дикие горцы. Плохо знающие местность проводники-галлы много раз сбивались со следа, заводя армию в тупики. Воины и животные страдали от голода, а пополнять скудные запасы пищи удавалось только при разорении редких горских поселений.

Люди находились на пределе возможностей, когда впереди, наконец, показался заветный спуск в долину. О том, в каком состоянии находились войска, красноречиво свидетельствует количество потерь, которых при спуске было больше, чем при подъёме.

Ганнибал лишился почти всех животных. Лишь один слон из двадцати остался в живых. Одна треть армии навсегда осталась в альпийских долинах. Но неожиданное появление карфагенских войск в Италии подействовало на римлян как гром среди ясного неба, и ещё несколько лет они не могли прийти в себя и терпели поражение за поражением.

***

Ганнибал Барка был любимым полководцем Александра Суворова. Будущий генералиссимус в юном возрасте прочитал о своем кумире все книги, которые смог найти. Он часами сидел над картами сражений, изучая тактику Ганнибала и его стратегические маневры. В будущем Суворов не раз прибегал к советам античного полководца. Тактические приёмы, работавшие до нашей эры, ковали славу русского оружия и в 18 веке! История умеет удивлять! Суворову, как и его кумиру Ганнибалу, выпало испытание провести армию через Альпы. Кто знает, не по тем же дорогам Суворов водил своих чудо-богатырей, по которым два тысячелетия назад вел свои отряды Ганнибал Барка?

Картина Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»Картина Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»
На иллюстрации: бюст Ганнибала. Национальный музей Неаполя
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх