На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Понятно,что Европа пытается Украину украсть,что к Законности тоже отношения не имеет!ТАК СКОЛЬКО ЖЕ БА...
  • Eduard
    На каком основании Европа вмешивается в дела сторонних стран?Европа должна себя защищать,а не сувать свой длинный нос...ТАК СКОЛЬКО ЖЕ БА...

Кому нужна мелочь летающая

Кому нужна мелочь летающая

Цель данной статьи разобрать очень уж распространенный миф о высокой коммерческой ценности легких и дешевых истребителей.

Для начала статистика.

Saab JAS 39 Gripen


Первый полет – 1988 год. Начало эксплуатации – 1987. Ну, давайте, рассказывайте, что намного более сложный Су-57 долго до серии шел. А так, 24 года в строю, как же с выпуском и продажами? Ну, 271 штуку сделали, если верить английской «вики». Проблема, правда, в том, что как-то не очень получается столько их насчитать. Та же «вики» пишет о 156 экземплярах в эксплуатации на 2016 год.

При этом иностранные пользователи включают в себя:

Чехию – с 14 самолетами, взятыми в лизинг,
Венгрию – тоже с 14 самолетами,
ЮАР – с 26 самолетами.
Тайланд – с 12 самолетами.

Единственным крупным успехом могла бы быть поставка 36 машин в Бразилию, всего же Бразилия хотела аж 108 истребителей, но эта история всё больше начинает напоминать пресловутый индийский истребительный тендер.

Как-то не очень все у «грифончика», правда, и цена на его перспективные варианты уже приблизилась к цене «Рафаля».

KAI T-50 Golden Eagle



Любопытный проект создания довольно крупного УТС и очень легко истребителя (F-50) на его базе. В производстве машина с 2003 года. За это время произведено около 200 машин, из которых 142 штуки находятся в ВВС Республики Кореи и лишь 64 экземпляра распределены между Индонезией, Филиппинами, Ираком и Тайландом (если последний получил все 12 заказанных).

Для сравнения: один только египетский контракт на МиГ-29СМТ включает 42 самолета.

JF-17



Вот это самолет точно для бедных. Первая версия стоила 20–30 млн долларов. Совместная китайско-пакистанская разработка. В производстве с 2007 года, произведено, если верить английской «вики», 138 машин для Пакистана, еще 50 заказано, 16 машин заказала Мьянма, еще 3 – Нигерия. А вот самому Китаю это чудо техники не нужно.

В принципе, здесь уже видна система, что основным эксплуатантом является страна-разработчик, или, как в случае Пакистана с Китаем, младший партнер, изначально заинтересованный в разработке с целью принятия на вооружение своих ВВС. Сами эти страны не способны производить истребители с нуля, но могут приобрести импортный двигатель, а также ряд других агрегатов и что-то спроектировать на их базе.

Государства эти не бедные (Республика Корея вполне может позволить себе и F-15) и стремятся создать или сохранить, как Швеция, собственную конструкторскую школу. Индия, имея возможность приобретать хоть «сушки», хоть МиГи (правда, пока они скорее вляпались в Rafale) сотнями, продолжает мучиться со своим крохотным Tejas, хотя от его наличия или отсутствия боеспособность индийских ВВС практически не изменится, но нужен опыт.

Экспортные же заказы изначально не являются целью и приходят уже после некоторого периода успешной эксплуатации самолета.

J-10


Данный самолет тут весьма условно, и с пустым весом не менее 8,5 тонн он уже вполне себе попадает в тот же класс, что и Rafale, Typhoon, МиГ-29/35. В отличие от малыша JF-17, данная машина успешно прижилась в ВВС КНР и достигла уже солидной серии в не менее чем 400 машин. На экспорт, правда, никому или почти никому (с Пакистаном неясно, ему предложили, и он вроде как принял участие в проекте) не поставляется, даже с китайскими двигателями (с российскими может быть ограничение на реэкспорт).

Смысл существования этого самолета так же очевиден – разработать что-то свое, а не только копировать советские Су-27. Получится еще и кому-то продать – хорошо, но пока об этом и речи не идет. И, кажется, я знаю почему, Россия допускает реэкспорт двигателя РД-33 вместе с JF-17, так как российским самолетам этот малыш не конкурент, а вот J-10 уже конкурент, но с китайскими движками его никто не купит.

F-16


Главный жупел адептов легких истребителей начал с 7,5 тонн пустого веса, однако уже к 90-м годам отъел пузо и располнел до 9 тонн. Действительно, это самый массовый истребитель 4-го поколения, однако с этим вопросом следует разобраться повнимательнее.

Начнем с истории.

Идея истребителя для нищих в свое время, а точнее в 50-е, сумела проникнуть в светлые американские головы, и мир получил такое чудо техники, как F-5, этот маленький самолетик не сказать чтобы как-то хорошо себя проявил в бою (не без отдельных успехов, но для МиГ-23 он просто мишень), но разошелся по миру очень большим тиражом.

Появилась более тяжелая и совершенная модификация F-5E, а потом и фактически новый самолет на его базе, который назвали F-20 Tigershark. В отличие от двухдвигательного F-5, получил он один двигатель General Electric F404-GE-100 от F/A-18, при пустом весе порядка 5,3 тонны, это могло бы дать впечатляющую тяговооруженность. Правда, современные серийные самолеты на этом двигателе гораздо тяжелее: Gripen – 6,8 тонн, KAI T-50 – 6 тонн, и пойди F-20 в серию, он, скорее всего, начал бы жиреть, потому что хочется-то всё. Но в серию он не пошел, так как у США уже был F-16, а договориться о лицензионном производстве не удалось, хотя пытались его хоть кому-то всучить довольно долго. Зато F-16 продался, так продался.

А, кстати, кому?

Страны НАТО, Япония, Израиль, Пакистан, Сингапур. В общем, государства, с одной стороны, весьма небедные, а с другой – очень плотно на США завязанные. То есть альтернатив у них, в общем-то, не было, разве что французский Mirage-2000. Как не было особых альтернатив и у стран «второго мира», которые могли вооружаться только тем, что был готов им предоставить СССР. Были, конечно, те, кто посвободней, страны 3-го и даже 4-го мира (то есть совсем уж дыры, в которых неясно, что происходит), но многие ли из них могли себе позволить боевые самолеты вообще?

Много в той же Африке стран, имеющих на вооружении F-16? Марокко и Египет, который как раз купил очень большое количество российской авиатехники. Ну, никак F-16 не похож на истребитель для бедных.

И сейчас со сменой поколений истребителей история повторяется, США просто посадили своих вассалов на F-35. При этом продавать намного более продвинутый F-22 они отказались. Рынок вооружения мало похож на магазин электроники, куда вы придете, и вам услужливо предложат на выбор 3 десятка моделей телевизоров побольше, поменьше, попроще, или понавороченней. Или центральные процессоры с числом ядер побольше, поменьше, с разблокированным множителем, от Intel или от AMD. Если вы ориентируетесь на США, то и оружие будете покупать, скорее всего, в США, а если на Россию, то в России. И именно то, которое вам готовы продать.


F-20 планировался на экспорт, но не добился ничего

То есть можно констатировать, что сейчас в мире не существует никаких истребителей экспортной направленности, а действительно предпринятая в 80-е годы попытка создания такого истребителя потерпела неудачу.

И в настоящее время ее успех еще менее вероятен по следующим причинам:

1. Техническая.

Если эксплуатация пушечного МиГ-17 с примитивным по современным меркам движком была доступна даже малограмотным африканским армиям, то какой-нибудь KAI F-50 является вполне себе полноценным истребителем, у которого есть и радар, и широкий ассортимент управляемого вооружения, и куча электроники, и двигатель посложнее. Да и применять такую технику предполагается в сетецентрической войне, когда нужно планировать взаимодействие очень большого числа боевых единиц, а не просто кричать по рации: «Ваня бей, а я прикрою!»

2. Экономическая.

Для многих это станет откровением, но зарабатывать деньги можно только на тех, у кого они есть. Конечно, если технику предполагается поставлять даром или за счет кредитов, которые и за 100 лет не вернут, без каких-либо гарантий, что техника не разделит судьбу арабских МиГ-21 или южновьетнамских F-5... Иногда в этом даже есть смысл, подкидываем же мы всякое интересное сирийской армии, но для этой цели лучше подходит устаревшая техника. Состоятельные же покупатели оплатят и МиГ-35, и Су-35, и бомбы с ракетами к ним, и подготовку персонала. При этом они, скорее всего, предпочтут купить технику, которая уже более-менее обкатана в вооруженных силах страны-поставщика.

Статья была почти написана давно и на какое-то время отложена, но тут пришел МАКС, и ОКБ «Сухого» порадовало весь авиационный мир новой машиной Су-75. И при этом решило доказать, что я не прав, и полноценный истребитель 5-го поколения с достаточно вместительным отсеком вооружения и перегоночной дальностью только на внутренних баках под 3000 км можно уложить не более чем в 10 тонн пустого веса, и мои прикидки на основе F-35, что нужно тонн 11–12 были излишне пессимистичными.

К счастью, я с ОКБ «Сухого» на ящик коньяка не спорил, а то пришлось бы потратиться.

Ну что я могу сказать, сразу видны компромиссы, например, не видно места установки пушки, возможно, она будет только подвесной, а сам самолет сделан по схеме бесхвостка (не путать с «уткой» у которой гор. оперение вынесено вперед). Данная схема позволяет уменьшить массу, и в нее пытались вписаться многие, даже F-15 и Су-27, но если убрать рули высоты, то и эффективность управления по тангажу просядет.

Фактически бесхвостка оказалась популярна только у французов, а еще на гражданских сверхзвуковых лайнерах, которым, видимо, данный недостаток не критичен. Очевидно, что наши конструкторы планируют компенсировать его с помощью УВТ, но двигатели с УВТ есть и на Су-35, и на Су-57, однако даже на Су-57 от гор. оперения не отказались.

Первый полет ОКБ намечает в 2023 год, правда, неясно – в декабре или в январе, оба месяца вполне подходят (зимой плотность воздуха больше, и это лучшее время для первого полета). Поставки с 2026 года и до 300 машин в течение 15 лет.

Ну что я могу сказать? Есть контракт, в котором оговорены сроки и количества, а есть оценки, которые на практике могут сильно расходиться с реальностью, тот же МиГ-35 фактически зависел от успеха индийского тендера на 126 истребителей.

И что в итоге?

Купили индусы зачем-то 36 Rafale, теперь осталось найти, кто кому и сколько дал. А нехорошая страна Индонезия мало того, что в свое время подставила гору на пути SSJ, так еще и Су-35 не купила, лишив Россию пальмового масла.

В общем, на оценки внимания не обращаем, зато обращаем внимание на конец текущей ГПВ в 2027 году. А значит – будет составляться новая ГПВ с распределением финансирования и, похоже, ОКБ очень хочет к этому моменту иметь на руках серьезное предложение для Министерства обороны, в строевые эскадрильи самолет вряд ли пойдет, но несколько экземпляров в ЦБП закупить надо.

Самое же главное почему-то в СМИ не озвучивают, однако, российский блог BMPD в своей публикации буквально в последнем предложении приводит слова Юрия Борисова:

«Вице-премьер Юрий Борисов заявил, что РФ имеет якорного заказчика на новый легкий истребитель Checkmate.

«Уже есть, для него и делаем»,

– сказал Борисов на авиасалоне МАКС-2021. Он пояснил, что речь идет об иностранных ВВС».

То есть никакого «сделать самолет, а потом пытаться его хоть кому-то продать» здесь нет и в помине, есть схема, подобная той, что китайцы провернули с JF-17, и минимум несколько десятков самолетов будут кому-то поставлены, ну а потом какое-то количество покупателей такой крупный поставщик вооружений, как Россия, точно найдет.

Кто этот таинственный заказчик, мы пока можем только гадать. Им может быть Индия, полностью провалившая проект собственного среднего истребителя, не исключаю даже Иран. Уж не знаю, что такого Иран может предложить России, чтобы она ему самолет 5-го поколения сделала, но мало ли?
Автор:
Антон Аникин
Использованы фотографии:
https://en.wikipedia.org/
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх