Усилия прозападных НКО по расшатыванию ситуации в Белоруссии в краткосрочной перспективе должны выйти на дестабилизацию ситуации в 2025 году. К этому времени оппозиция планирует запустить несколько сценариев, направленных на отстранение от власти Александра Лукашенко.
Прозападная националистическая оппозиция зализала раны после президентской кампании 2020 года.
Её основной кандидат на президентский пост Виктор Бабарико отбывает 14-летний срок в исправительной колонии. Все попытки преподнести его как «пророссийского» из-за работы в «Белгазпромбанке» закончились не смягчением приговора, а усиленным вниманием КГБ к материнскому «Газпрому».Дублировавшая банкира с комсомольским прошлым и бурным националистическим настоящим Светлана Тихановская оказалась удачливее. В тюрьме оказался её муж-оппозиционер Сергей Тихановский. Однако она не только поучаствовала в президентской кампании в статусе кандидата на высший государственный пост, но постфактум выехала в ЕС.
США и ЕС сразу же взяли Тихановскую на содержание вместе с детьми. Они же сформировали и до сих пор финансируют её «офис» – нечто вроде президентской администрации в украинском варианте. По одному из сценариев Тихановскую должны были провозгласить в Вильнюсе «избранным президентом». Под это подводилась информационная кампания, основанная на альтернативном подсчёте голосов электронной системой «Голос», созданной оппозиционерами в пику официальному Центризбиркому.
Так как жена блогера была совершенно неопытна в политике, то этим немедленно воспользовались системные националисты. Самым влиятельным из них оказался Павел Латушко – бывший директор театра, а до этого – посол в Польше и министр культуры. Его тайно вывезли в Варшаву на автомобиле польской дипмиссии.
Латушко фактически создал альтернативный «офис». Он претендовал на освоение финансовых потоков, выделяемых западными правительствами на всю прозападную оппозицию. Вашингтон и Брюссель учли аппаратный опыт Латушко, но решили, что главным распорядителем будет всё же «офис Тихановской».
Битва за контроль и освоение западных финпотоков в среде политэмигрантов продолжается и сегодня. Оставшаяся в Белоруссии прозападная оппозиция довольствуется крохами с их стола. При этом у неё возникают все большие трудности. За последние годы в Белоруссии ликвидированы все оппозиционные партии, СМИ и общественные организации. Соответственно, закрыты счета в банках, которые ранее должны были пополняться зарубежной помощью через департамент гуманитарной деятельности президентской администрации, однако фактически деньги передавались через посольства и доставлялись курьерами наличными. На одной из таких схем попался руководитель НКО «Весна» Александр Алесь Беляцкий, создавший в Белоруссии сеть юридической поддержки русофобствующих националистов.
Таким образом, сложилось два основных эмигрантских центра – в Вильнюсе (с формальным приоритетом) и в Варшаве. Причём второй центр представлен гораздо большей сетью НКО, занятых практической работой. Среди них такие известные структуры, как «Белорусский расследовательский центр», iSANS, BYPOL и Nexta. Существуют и другие центры политэмиграции в ФРГ, США, Британии, Канаде. Правда, их влияние на белорусскую политику мизерное.
Западные спецслужбы уделяли большое внимание опытным бюрократам как перспективным лидерам номенклатурного «переворота изнутри». В 2021 году провалилась попытка военного мятежа. Параллельно продолжалась отработка чиновников с учётом успешного перехода в оппозицию министров труда А. Соснова, внутренних дел – Ю. Захаренко, иностранных дел – П. Кравченко, культуры – П. Латушко.
Не все министры-националисты уходили по-хорошему, правда, им давали возможность одуматься. Например, Пётр Кравченко сначала был понижен с министра до посла, затем отозван со скандалом из японской синекуры и отправлен в отставку. Вне госслужбы он в группе богемных националистов развернул бурную деятельность. Помимо прочего, Кравченко через государственную прессу добивался у католической церкви канонизации просветителя Франциска Скорины, которого националисты позиционировали «создателем белорусской нации» и использовали для продвижения своих мифов о «старобелорусском языке» и т. п.
Экс-глава МИД Пётр Кравченко в «вышиванке» с коллегами в посольстве Белоруссии в Италии
Бывший министр – завсегдатай приёмов в западных посольствах. Его протекции через знакомства на подобных мероприятиях небезуспешно добивались единомышленники из различных госструктур. «Путёвки в жизнь» от Кравченко получили два руководителя МИД – Владимир Макей и Сергей Алейник.
Неудивительно, что один из его протеже Андрей Санников, отправленный в отставку с должности замминистра иностранных дел (тоже после коррупционной истории), быстро получил западное финансирование. Санников безуспешно участвовал в президентских выборах и осел в Лондоне. Оттуда он столь же безуспешно пытался отжать часть финансирования, выделенного на «офис Тихановской».
«Новая волна» эмигрантских деятелей представлена критиками А. Лукашенко, С. Тихановской и «старой оппозиции» одновременно. Наиболее известен из них Дмитрий Болкунец, небезуспешно добивающийся расширения санкций в отношении Белоруссии вплоть до полной блокады.
В целом деятельность коллективного Запада по дестабилизации Белоруссии приурочена к президентской кампании 2025 года и традиционно сосредоточена на двух направлениях – внешнем давлении и дестабилизации изнутри. Целью называется «освобождение политзаключённых» и в целом «ослабление режима Лукашенко». Истинной же целью является ослабление России через создание проблем в её ближнем зарубежье. Поэтому столько схожести между многими процессами в Белоруссии и на Украине, в Армении и Казахстане.
По факту ужесточение санкций со ссылкой на политэмигрантскую «белорусскую общественность» приводит к дискриминации всех граждан Белоруссии, всего белорусского бизнеса, включая работающего в ЕС. Призывы к санкциям и их расширению – основное направление деятельности прозападных НКО. Западным правительствам нужны повод и ссылка на «представителей белорусского народа». Такие услуги предоставляют те, кого Лукашенко называет «беглыми».
Примечательно: наибольшего успеха в этом антинациональном деле достигли те группы националистов, которые базируются в Польше и Литве. Правительства этих стран вводили запреты на белорусский экспорт и импорт в инициативном порядке раньше, чем Брюссель приступал к рассмотрению таких мер в рамках пакетов ЕС.
Вооружённая оппозиция – направление, актуализированное с 2014 года. Самое известное такое формирование националистов – «полк Калиновского». Подчиняется ГУР Минобороны Украины и участвует в СВО, не скрывая намерений вторгнуться в Белоруссию для силового свержения «режима Лукашенко». При этом «полк» численностью около роты находится в конфликте как с «офисом Тихановской», так и с другими аферистами, пытавшимися освоить деньги западных правительств и политизированной диаспоры на создание клонов «калиновцев».
Дестабилизация Белоруссии изнутри сложнее. Ключевую роль в ней играют системные националисты, демонстративно дистанцирующиеся от «маргинальных» собратьев. Их задача – сбор интересующих западные правительства сведений, включая компромат на высших должностных лиц. Они предоставляют оперативную оценку кадров и ресурсов госаппарата, реализации важнейших проектов и планов – от белорусских до совместных с Россией, например в ВПК, или с Венесуэлой, например в строительной и нефтегазовой сферах.
Отдельное направление системных националистов – дискредитация идейных оппонентов из числа белорусов, ощущающих себя русскими людьми и лояльных к России. В начале 2024 года по доносам политэмигрантов к суду в РБ были привлечены два координатора «Бессмертного полка». Травле в государственных ТГ-каналах подверглись граждане, сомневающиеся в эффективности темпов реализации договора о создании Союзного государства, достаточности поддержки Минском своего союзника в условиях СВО. В этой более тонкой работе системные националисты используют «полезных идиотов», убивая сразу двух зайцев – расправляясь с «пророссийскими» и дискредитируя официальный Минск в глазах российской общественности.
КГБ Белоруссии периодически выявляет факты саботажа, шпионажа и диверсий. Все они невозможны без опоры иностранных спецслужб на агентуру внутри. Об этом 4 апреля Александр Лукашенко прямо заявил в беседе с директором СВР РФ Сергеем Нарышкиным.
________________________
Рис.: А. Горбаруков
Свежие комментарии