На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Alex Nемо
    Диаспоры узаконили когда произвели регистрацию национально-религиозных сообществ, придав им тем самым официальный ста...Механизм противод...
  • Виктор Онегин
    Мало похоже на быль,скорее мечта старого патриота."Мама, мы вернули...
  • Виктор Онегин
    Все валюты договорённостью привязаны к американскому доллару. А речь идёт как о России которая с рублём не мало раз о...Элита готовит нев...

Таджикистан и «Талибан»: как вести войну с выгодой для себя, не начиная боевых действий

Фото: ResoluteSupportMedia / flickr.com
Примечание редакции: террористическая организация «Талибан» признана запрещённой на территории Российской Федерации.

Афганистан, судя по всему, ещё надолго останется одной из важнейших тем в российском информационном пространстве. Связано это как с войной, которую ещё относительно недавно там вёл Советский Союз, так и с вопросами стратегической безопасности – ведь в случае любых экспансионистских действий со стороны «Талибана» Российская Федерация будет вынуждена парировать колоссальных масштабов потенциальную угрозу со стороны постсоветской Азии.

К сожалению, вероятность возникновения подобных событий не так уж и мала, несмотря на то, что движение талибов всячески пытается демонстрировать мирные намерения в отношении своих соседей. Увы, одних лишь намерений недостаточно – страны региона отягощены слишком большим количеством проблем, чтобы так легко исчерпать взрывоопасную ситуацию. Таджико-афганский дипломатический конфликт, который вот-вот грозит вспыхнуть в «горячей фазе» – отличный тому пример.

Сегодня мы предлагаем вам разобраться в его истоках и выгодоприобретателях – и выяснить, почему мир в Афганистане не выгоден даже новым властителям этой страны.

Эмомали Рахмон: самый жёсткий критик «Талибана»


После августовских событий и стремительного блицкрига организации «Талибан», мир, в целом, довольно спокойно принял возможность захвата власти в целой стране группировкой боевиков. Хотя, безусловно, многие государства в тот момент всё равно встали в той или иной степени перед дилеммой – ведь им требовалось публично заявить о своей дальнейшей политике в отношении к Афганистану.

Впрочем, все сомнения быстро отпали: стало ясно, что «Талибан» – это реальность, и соседи будут вынуждены идти с ним на диалог.

Пакистан – давний союзник группировки – открыто приветствовал власть талибов. Китай, Иран, Узбекистан и Туркменистан или сдержанно признавали нейтралитет, или же вполне себе добросердечно выражали надежду на вероятное сотрудничество с движением.

Единственным исключением стал Таджикистан.

Таджикские власти, напротив, открыто заявили о своей решительной оппозиции правительству талибов, и сделано это было отнюдь не просто так.

Во-первых, стоит помнить, что президент Эмомали Рахмон был лидером Таджикистана более 20 лет назад, в прошлое триумфальное возвышение «Талибана». Это резко отличает его на фоне других глав государств-соседей Афганистана – ни один из них не находился у власти, когда «Талибан» был свергнут военным вторжением под руководством США в 2001 году. Рахмон активно поддерживал оппонирующий боевикам «Северный Альянс», в рядах которого, в свою очередь, было чрезвычайно много этнических таджиков.


Фото: asiaplustj

Во-вторых, история гражданской войны и борьбы с оппозицией в Таджикистане тесно связаны с происламскими настроениями внутри страны. Безусловно, Партию исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) сложно было назвать радикальной исламистской организацией – несмотря на религиозный уклон, она была довольно умеренной и не шла ни в какое сравнение с «Талибаном», но даже этого было достаточно для объявления её экстремистской. Любой, даже незначительный рост исламизма в государствах постсоветской Азии рассматривается как закономерная угроза для существования государственной власти, а потому жёстко пресекается. Естественно, это совершенно не устраивает «Талибан», который активно высказывает своё недовольство в форматах идеологической и информационной борьбы.

Нынешняя принципиальная позиция Эмомали Рахмона проистекает именно из этих двух факторов – он давний и непримиримый противник талибов как на политическом, так этническом и идеологическом фронтах. Однако, конечно же, это лишь удобная основа для формирования предпосылок противостояния. Рассматривая ситуацию, никак нельзя упускать из виду многочисленные преференции, которые Таджикистан получает за своё оппозиционирование «Талибану».

«Ислам – это сострадание и братство. Сегодня террористическое движение, известное как «Талибан», называет себя исламским государством, но при этом и казнит женщин, детей и невинных.»

– заявил главный исламский священнослужитель Таджикистана Саидмукаррам Абдулкодирзода в интервью информационному агентству «Ховар».

Таджикистан – маленькая и очень бедная страна, которая ищет любые экономические возможности для улучшения своего благосостояния. Так уж сложилось, что её противостояние «Талибану» стало весьма существенным источником дохода и внешней помощи со стороны крупнейших мировых игроков. Россия выступает в качестве крупнейшего и практически безвозмездного поставщика вооружений, Китай активно принимает участие в подготовке военных кадров (тоже за свой счёт) и уже более десяти лет ежегодно увеличивает свою помощь вооруженным силам страны. А Соединенные Штаты, НАТО, Европейский Союз и ОБСЕ помогают деньгами, оборудованием для пограничных постов и средствами наблюдения, зимней и летней экипировкой, легкой техникой и другими подобными предметами.


Фото: Хадамоти матбуот / flickr.com

В последнее время особую активность проявляет Америка – так, например, 5 октября 2021 года посольство США в Душанбе передало очередную партию из 20 патрульных внедорожников Jeep J8 Chrysler JGMS Пограничным войскам ГКНБ Таджикистана в качестве военно-технической помощи. Также есть информация о увеличившейся активности взаимодействия спецслужб двух стран, что вполне понятно и объяснимо – Вашингтон не собирается приостанавливать тайные операции на территории Афганистана и работает над созданием удобного плацдарма для деятельности ЦРУ и ССО.

Афганистан: как победить в войне, чтобы жить за чужой счёт


Несмотря на декларируемую «Талибаном» политику нейтралитета, реальная ситуация в Афганистане абсолютно далека от полноценного мира и хоть сколько-нибудь относительного спокойствия. Причин тому великое множество, и все они тесно взаимосвязаны. Центральной, пожалуй, можно назвать практически полное отсутствие экономики в стране – ещё после вывода советских войск она погрузилась в пучину хаоса, который нанёс непоправимый вред промышленности и сельскому хозяйству. В последующие годы двадцатилетнего присутствия ISAF Афганистан жил исключительно за счёт внешней экономической помощи – а после ухода западных сил единственным доходом нового правительства остался… наркотрафик.

Социальные же проблемы Афганистана просты и стары, словно сама война – в стране нет денег, но есть огромное количество людей, которые не умеют ничего, кроме как воевать. Это как минимум 100 тысяч бойцов самого «Талибана», почти 300 тысяч солдат бывшей правительственной армии и 70 тысяч полицейских. Стоит сказать, что и сами талибы – это далеко не монолитная организация. Напротив, среди них нет как такового центрального руководства, но хватает амбициозных полевых командиров, которые всячески демонстрируют свою власть. Вывод из всего этого чрезвычайно простой: никакого восстановления хозяйственно-экономической деятельности в Афганистане нет и не будет. Он уже сейчас раздираем нищетой, разборками отдельных групп боевиков, больше похожих на банды, активностью повстанческих групп (так, 9 октября в одной из провинций случилась перестрелка, в ходе которой было убито как минимум 12 человек) и терактами (из ближайших происшествий – 8 октября была взорвана шиитская мечеть. В ходе инцидента было убито и ранено более 100 человек).


На фоне происходящего естественная реакция кабульских властей – поиск внешнего врага. Таковой был (по взаимному, впрочем, согласию) найден в лице Таджикистана – это позволило вновь внедрить хоть сколько-нибудь централизованное руководство в самые крупные боевые группы «Талибана» и перебросить их на афгано-таджикскую границу.

Со стороны лидеров боевиков это также не случайный выбор: талибов ещё с 90-ых невероятно сильно волнует фактор этнических таджиков, которые составляют примерно 25 % населения Афганистана. Конфронтация с их исторической родиной – это своего рода превентивный удар по сепаратистским настроениям данной категории населения, а также удобная основа для оправдания возможных репрессий: ведь в таком случае всё можно будет списать на военное положение, шпионаж и диверсионную деятельность.

Но куда важнее в данном конфликте фактор банального шантажа – как и Таджикистан, талибы рассматривают подобную ситуацию в качестве удачного повода для вытягивания денег из столь проклинаемых ими стран Запада. Ещё в сентябре ЕС выделили 1 млрд долларов на гуманитарную помощь Кабулу, а в октябре – безвозмездный транш на 300 млрд евро (стоит отметить, что он был назван «первым» – и, соответственно, талибы и дальше будут жить за счёт финансового обеспечения со стороны Европы). Меж делом в кабульском аэропорту с завидной регулярностью садятся военно-транспортные самолеты блока НАТО с продовольствием и медикаментами.

Это вызывает закономерный вопрос – а почему, собственно, западные страны пытаются предотвратить эскалацию конфликта, буквально заваливая регион деньгами?

Опасные последствия возможной войны


Развивая тему высказанного выше вопроса, стоит сразу же отсечь различные предположения о том, что Европейский Союз действует исключительно в рамках гуманитарных целей. Отнюдь, политики ЕС демонстрируют чрезвычайно расчётливую и прагматичную стратегию, которая всецело играет им на руку.

Начать стоило бы с того, что военный конфликт в Центральной Азии с, безусловно, практически стопроцентной вероятностью затронет не один лишь Афганистан и Таджикистан, но и все близлежащие страны региона. «Талибан» десятилетиями работает над созданием этнических исламских группировок на постсоветском пространстве, и сомневаться в отсутствии плодов подобной деятельности никому, увы, не приходится – достаточно напомнить, что в России на регулярной основе происходят аресты и ликвидации террористических групп, имеющих то или иное отношение к талибам.

Словом, события с большей вероятностью будут развиваться аналогичным «арабской весне» образом – экономически неблагополучный регион погрузится в хаос войны, что подстегнёт к исходу миллионы беженцев. В ходе гражданских войн на Ближнем Востоке и в Африке европейские государства оказались буквально сметены волнами бегущих от конфликта мигрантов – только по состоянию на 2019 год их было 18,6 млн человек.

В свою очередь, американские аналитики предполагали, что в случае эскалации конфликтной обстановки в постсоветской Азии количество беженцев составит как минимум 30 млн человек. И, естественно, вся эта огромная масса людей отправится в первую очередь в сторону России и… Европы.

Власти ЕС вполне себе чётко усвоили уроки предыдущего миграционного кризиса, а потому действуют превентивно – при помощи денежной помощи они пытаются заморозить конфликт между Таджикистаном и Афганистаном, не допустив его разгорания во всём регионе.

Впрочем, в случае «Талибана» это и вполне действующий рычаг влияния – как уже стало понятно читателю, талибы чрезвычайно зависимы от внешней помощи и существуют практически исключительно за счёт неё (наркотрафик худо-бедно может обеспечить минимальные военные потребности группировки в 70-100 тысяч человек, но никак не целую страну). Несмотря на победу в гражданской войне, боевики не получили желанной независимости – в некоторых отношениях Афганистан теперь ещё больше зависит от Запада. Всё это делает «Талибан» вполне покорной и управляемой силой, которую в дальнейшем можно будет использовать в любых целях: как для давления на Россию, так и на Иран или же Китай.

В случае КНР ситуация особенно примечательна – несмотря на изначальный позитивный настрой Пекина, его отношения с талибами по некой причине очень быстро испортились. Дошло и до кибератак на афганскую инфраструктуру – в Кабуле была зафиксирована деятельность хакерских групп, аффилированных с китайской внешней разведкой, которые взломали крупнейшего в стране телекоммуникационного провайдера «Roshan».

О причинах такого резкого охлаждения отношений стоит только догадываться.

Впрочем, как бы там ни было, факт остаётся фактом: Афганистан продолжает быть одной из самых взрывоопасных стран мира, и от его благополучия зависят перспективы целых регионов земного шара. Это даёт серьёзные преференции как талибам, так и тем, кто имеет на них влияние – и как знать, не приведёт ли подобный расклад дел к геостратегической ловушке или катастрофе в будущем.
Автор:
Андрей Воскресенский (Анжей В.)
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх