На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 380 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Дегтярев
    Мерзко1 : 0 в пользу Аб...
  • Вовладар Даров
    Давно уже заблокировали быРоскомнадзор наше...
  • Иосиф Калинин
    Думаю, что Вы правы! Глас народа, действительно, никому не нужен. До тех пор, пока кто-то не решит сублимировать этот...Не только Абхазия...

Су-34 и «Кинжал»: двойственные ощущения

Су-34 и «Кинжал»: двойственные ощущения

Пока отдельную категорию российских СМИ захлестнула с головой радостная истерия по поводу применения ракеты 9-С-7760 комплекса «Кинжал» с борта самолета Су-34 со всеми выходящими последствиями, мы спокойно и вдумчиво взвесим все плюсы и минусы этого момента. Ситуация действительно неоднозначная, и чего в ней больше, плюсов или минусов – посчитаем в конце.

Начнем с ракеты, потому что сравнение двух самолетов столь разных изначально (МиГ-31 и Су-34) будет делом весьма заковыристым.

Итак, комплекс у нас называется «Кинжал». И состоит он из самолета-носителя/воздушной пусковой установки и ракеты 9-С-7760, которая в свою очередь является вариацией от ракеты 9М723 оперативно-тактического комплекса «Искандер».


Ракета квазибаллистическая, способная маневрировать на любом отрезке траектории, вроде бы гиперзвуковая. Впрочем, гиперзвуковых скоростей может достигнуть любая баллистическая ракета на конечном участке траектории, но это сейчас не так важно в принципе.

9-С-7760 уже применялась в ходе СВО минимум трижды, но здесь сложно что-то такое говорить, потому что вошедшие в раж украинские информационные войска сбивают «Кинжалы» в таких количествах, что уже даже наши говорят, что Россия столько не производит. Оценить эффективность тоже сложно, поскольку все цели, атакованные 9-С-7760 находились очень далеко за линией фронта и получить подтверждение было непросто.

В целом же ракета действительно впечатляющая, чтобы там не бухтели зарубежные эксперты. Лучший способ оценить тот или иной тип вооружения – оказаться под его воздействием. Ну а это, как понимаете, не экспертное дело совсем.

Теперь к самолетам



И здесь мы возьмемся разбирать ситуацию именно в свете некоторых, отдельно взятых ЛТХ и ТТХ, о которых говорилось именно в свете применения 9-С-7760.

1. Грузоподъемность.

Здесь МиГ-31 и Су-34 примерно равны: 9 тонн нагрузки у МиГ-31, 8 тонн у Су-34. Вес 9-С-7760 – 4 тонны, но это не значит, что самолеты смогут взять по две ракеты. Нормально будет нести одно изделие, почему – чуть ниже.

2. Скорость, высота и дальность

Очень важный показатель, потому что чем быстрее носитель, играющий роль первой ступени, сможет разогнать ракету, тем дальше она сможет улететь, истратив меньше топлива на разгон.

Скорость МиГ-31К – 3 000 км/ч на большой высоте. Предельная высота – 20 000 м.
Скорость Су-34 – 1 900 км/ч, максимальная высота 17 000 м.

Как первая разгонная ступень, конечно, интереснее смотрится МиГ-31К. Правда, он проигрывает в дальности полета бомбардировщику, но это и неудивительно. Су-34 сможет на крейсерской скорости спокойно пролететь до 4 000 км, а вот МиГ-31 – не более 2 500. Да, дозаправки могут поправить дело, но…

3. Управление вооружением

Здесь однозначно преимущество на стороне Су-34. Он бомбардировщик, то есть, его прицельная аппаратура и РЛС изначально ориентированы на работу по земле. Увидеть, «показать» цель ГСН ракеты, подсветить – это для Су-34 нормально.

МиГ-31 – это в первую очередь перехватчик, основной целью которого является борьба с самолетами противника. Чтобы нести 9-С-7760 машину модифицировали, но по сути своей МиГ-31 «припахали» именно потому, что «быстро и высоко» - это да, его. Плюс два человека в экипаже, то есть, есть на кого возложить обязанности по прицеливанию и пуску ракеты.

4. Количество и заменимость

Вот тут будет много слов. Вообще, что такое «носитель»? Это просто способ доставки оружия на рубеж его применения. Гусеничное или колесное шасси для САУ, вертолет для противотанковой ракеты, подводная лодка для крылатой или баллистической ракеты. Чем ближе к цели будет доставлено оружие, чем ближе произведен пуск, тем меньше времени у противника будет на реагирование и контрвыпады.

И раз у нас носитель – это способ и метод доставки оружия ближе к противнику, то появление «Кинжала» из «Искандера» вполне оправдано. Самолет дает в этом случае увеличенный радиус поражения, гибкость применения, увеличение боевой части за счет уменьшения массы двигателя и количества топлива ракеты». Плюс самолет может длительное время «висеть» в своем воздушном пространстве, выбирая максимально выгодный момент для удара. Топливо в таком случае вообще не проблема, дозаправка в воздухе решает ее легко.

И здесь все просто: чем больше носителей, то есть, самолетов с экипажами, тем лучше. В этом плане с МиГ-31 очень непросто. Самолет критически стар, самым молодым около 30 лет. Да, стратегические бомбардировщики коптят небо дольше, но им не надо летать со скоростями 2-3М, нагрузки на крылья и фюзеляж совершенно иные.

МиГ-31 не производят и более чем сомнительно, что у нас смогут наладить выпуск этих машин. Давно не производят и двигатели Д-30Ф6. То есть, вся надежда на старые корпуса и капитально отремонтированные в Гатчине двигатели.

Но изначально тяжелый перехватчик не был приспособлен к несению и применению такого вооружения, как 9-С-7760. Самолет пришлось изрядно (и за огромные деньги) переделывать под несение и применение 9-С-7760. Ведь потребовался не только мощный узел подвески тяжелой ракеты, понадобилась и система наведения и управления вооружением.

И переоборудовали некоторое количество экземпляров, обучили экипажи, ведь взлет с 9-С-7760 на подвеске – это нечто, потому что из-за такой тяжелой ракеты ожидаемо смещается и центр тяжести, да и запуск «Кинжала» в ручном режиме – это для асов высшей категории.

Но, конечно, главное – это ресурс МиГов, который не вечен. А заменить эти самолеты пока нечем, равно как возобновить производство тоже из области фантастики. Но тут ничего не поделать, у страны слишком протяженная граница, такой перехватчик, как МиГ-31 просто необходим.


Поэтому оставшиеся в строю машины будут тащить ремонтами и модернизациями еще невесть сколько лет, и с этим ничего не поделать.

Кстати, с Ту-22М3 ситуация ничуть не лучше. Конечно, этот самолет приспособлен для несения тяжелых ракет (штатная Х-22 «Буря» весит более 5 тонн), но снова 30-летний возраст самолетов и главное – их не так много. Около 60 штук на все ВКС РФ.


И в этом есть своим минусы. На той стороне прекрасно знают, где стоят Ту-22М и МиГ-31, поэтому не успевают они взлететь, как в «эфире» Интернета на украинской стороне уже начинается: взлетели, летят, ждем крылатых ракет. Справедливо? Справедливо. В наше время сохранить внезапность – это искусство, которому обучены далеко не все.

С Су-34 может получится интереснее: если взлетают и разлетаются оп разным сторонам, скажем, два авиаполка, каким образом можно определить, какие самолеты несут «Кинжалы», а какие нет? Конечно, если у врага есть агентура в районах аэродромов… Да и то не вариант. Самолеты могут взлетать ночью, когда особо не видно.

Но главное – Су-34 – «живой» самолет. Его выпускают сейчас, выпустили больше сотни и будут выпускать еще. А вот Ту-22М и Миг-31 – более чем сомнительно.

Конечно, «Утенок» - не идеальный носитель, но преимуществ перед старыми самолетами у него больше, чем недостатков.


Он может выдать требуемую для пуска «Кинжалов» скорость. На нем можно установить узлы подвески для тяжелой ракеты. Да, одной. Иначе набор высоты с двумя «Кинжалами» превратится в долгую дорогу, а как будет со скоростью, можно не предсказывать: ее не будет. А вот с одной ракетой Су-34 точно разгонится до нужной минимальной отметки.

О скорости. Между 1 900 и 3 000 км/ч разница есть. Стартовав с меньшей приданной скоростью, ракета все равно разгонится до требуемых величин и пойдет дальше. Хорошо, дальность немного упадет, но, если прикидывать арифметически, не критично.

И придется дополнительно готовить экипажи взлетать и садиться с 9-С-7760. Особенно садиться. Но это не так страшно, упражнения по взлету и посадке с ФАБ-500 и ФАБ-1500 практикуются в летных частях ВКС, поэтому и с «Кинжалами» проблем не будет.

В целом же Су-34, несмотря на меньшую скорость и высоту, чем у МиГ-31, имеет и достаточно ощутимые преимущества, как современность БРЭО, изначальная возможность работы по наземным целям и массовость самолета. Каждый МиГ-31К – это плод долгой работы и больших денег. Су-34 не нужно модернизировать под несение 9-С-7760.

Подытоживая: Су-34 вполне способен заменить МиГ-31К в плане применения ракеты 9-С-7760. Его плюсы бомбардировщика с лихвой перекрывают достоинства огромного перехватчика. И надеюсь, что количество Су-34 вскоре достигнет отметки в 200 самолетов, что даст возможность и доставлять в точку пуска «Кинжалы», и применять бомбы больших калибров, и ракеты всех назначений.

То есть, если с носителем все решено, остается только задуматься о том, чтобы подвески носителей не пустовали. Но выпуск такой техники, как «Кинжал» и «Искандер» - это вообще отдельная тема.

Что касается нашей ситуации, несмотря на взвешивание плюсов и минусов, все равно остается этакая недосказанность. Действительно, а почему тогда предпочли МиГ-31? Неужели решили, что скорость реально решает все? Ведь Су-34 со всеми своими достоинствами был вот, здесь, с нами! Почему так все закрутилось и обо всем ли мы знаем?
Автор:
Роман Скоморохов
Использованы фотографии:
warfiles.ru, ddbit.ru, aviarf.ru,
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх