Есть подозрения, что до Нового года нацвалюта может упасть еще ниже, чем сейчас
«Очевидно, что сейчас одна из основных проблем связана с ускорением инфляции, главный фактор здесь понятен — это ослабление рубля. Необходимо четко понимать его причины и своевременно, не откладывая, принимать соответствующие решения», — сказал президент России Владимир Путин в ходе совещания по проекту федерального бюджета на 2024−2026 годы, выразив при этом уверенность, правительство и Центральный банк сработают профессионально и, «что важно, согласованно».
Мероприятие это прошло еще 18 сентября.
Тогда, согласно официальному курсу Центробанка, доллар США стоил 96,63 рубля (на Мосбирже — 97,16 рубля), а евро — 103,03 рубля (на Мосбирже — 103,58 рубля), а китайский юань — 13,26 рубля.
После этого иностранная валюта продолжала расти в цене, и уже 3 октября конкретно доллар США достиг своих пиковых с 14 августа значений — на открытии торгов Мосбиржи его стоимость составила 100,11 рубля. Евро торговался по 104,65 рубля (и это он еще немного подешевел), а юань шел по 13,65 рубля за единицу.
Согласно официально установленному Банком России курсу валют на 3 октября стоимость 1 доллара США составила 98,47 рубля, 1 евро — 103,86 рубля, а 1 юаня — 13,49 рубля.
Эти значения, конечно, ниже тех, что фигурировали на открытии Мосбиржи ранним утром 3 октября, но все же выше тех, что были актуальны 18 сентября.
То есть валюта пусть ползуче, но все время стабильно растет, несмотря на все призывы переломить ситуацию.
Вот интересно, почему? Потому что монетарные власти как-то неправильно трактовали слова первого лица государства? Или они банально не могут согласованно сработать?
Впрочем, вероятно некие меры все-таки принимаются, и укрепление рубля наконец-то произойдет? Но тогда не худо бы гражданам знать, когда именно. А то, неровен час, с такими курсами валют инфляция под самый Новый год может нас всех неприятно удивить.
— По итогам третьего квартала 2023 года валютная пара доллар-рубль поднялась на 9,5%, — объясняет причины продолжения роста курса валют по отношению к рублю ведущий аналитик ГК «Финам» Александр Потавин. — С начала этого года позиции российского рубля по отношению к доллару ослабли на 40%, все котировки евро и доллара непрерывно растут против рубля уже 8 месяцев подряд. по отношению к российскому рублю. В такой ситуации инвесторы не спешат сокращать свои валютные позиции, опасаясь до конца 2023 года увидеть еще более слабый курс национальной валюты, поэтому и выкупаются все локальные просадки доллара, евро и юаня относительно рубля.
«СП»: Это, скорее, чисто спекулятивная причина происходящего на нашем валютном рынке. А если взглянуть на него более фундаментально?
— С фундаментальной точки зрения причина происходящего с курсом рубля в том, что России банально не хватает объемов твердой валюты — евро, доллара и юаня — для нормализации курсов. В прежние времена растущие цены на нефть увеличивали валютно-экспортную выручку, на что рубль естественно реагировал своим укреплением. В последние полтора года эта связка исчезла, потому что, во-первых, действуют антироссийские санкции, в, во-вторых, сильно изменилась сама структура оплаты за российский экспорт.
Сейчас доля непосредственно рубля в ней составляет около 42%, а если прибавить сюда валюты развивающихся стран, получится в совокупности около 75% в рублях и мягких валютах. Твердой же валюты попросту стране не хватает, отсюда и галопирующий курс рубля по отношению к ней, особенно на фоне высокого импорта и приличного уровня оттока капитала из России.
К сожалению, самый настоящий шквал словесных интервенций монетарных властей любого уровня из разряда «доколе можно терпеть слабый рубль» не способен изменить ситуацию. Ее способно изменить только банальное увеличение объемов твердой валюты в стране. Хотя я лично не исключаю, что в новых попытках стабилизации рублевого курса, если он продолжить и дальше слабеть, власти могут попытаться внедрить какие-то временные меры по валютному контролю и ограничению движения капиталов.
Тенденция к ослаблению нацвалюты продолжится еще какое-то время, полагает эксперт по бюджету и инвестициям, профессор ВШЭ Иван Родионов, коль скоро ни повышение базовой ставки ЦБ РФ, ни анонсированное Банком России увеличение продаж валюты (что, по идее, должно было бы повлиять на курс рубля по отношению к доллару и евро) результатов не дали.
— Во-первых, потому, что осуществление всех предпринятых правительством мер, включая ограничение на экспорт нефтепродуктов, очевидно не приносит результатов, — обосновывает он свое собственное видение ситуации на валютном рынке. — В то же время около 25−35% товаров повседневного спроса на внутренний рынок России до сих пор попадают из-за рубежа или имеют долларовую оценку, а значит, дальнейшее повышение курса доллара неизбежно отразится соответствующим образом на их рублевой стоимости.
Во-вторых, потому, что Росстат продолжает бодро рапортовать правительству, что реальные доходы нашего населения в целом стабильно растут, причем темпы этого самого роста временами сравниваются или даже перегоняют темпы этой самой инфляции.
Проблема здесь в том, что на самом деле такая отчетность в принципе-то возможна, но только для ограниченного круга предприятий, а на население страны в целом она не распространяется.
Плюс еще не стоит сбрасывать со счетов внушительную группу социально незащищенных пенсионеров — а это в общей сложности примерно 35−40 миллионов человек, примерно четверть всего населения страны — в отношении их никакие реальные доходы даже близко не растут, потому что даже официальная инфляция к концу года в стране ожидается на уровне 7−8%, а индексация пенсий прошла в среднем где-то на уровне 4−5%, да и то частично. Понятно, что при таких условиях реальные доходы граждан в целом снизятся, а бедность увеличится. Но нынешняя методика Росстата позволяет раз разом доказывать всем нам, что у нас у всех поголовно доходы растут, а бедность уменьшается.
«СП»: Что же в таком случае будет при таких раскладах с инфляцией в России до конца года?
— Образно выражаясь, Росстат предлагает нам посмотреть на слона в клетке с надписью «Буйвол», но сделать вид, что мы все верим именно надписи, а не своим глазам. Инфляция не может не вырасти в условиях, когда 25−35% товаров повседневного спроса до сих пор поставляются из-за рубежа. Вырастут цены на эти товары — все другие поставщики и производители тех товаров, что не имеют зарубежной составляющей, очень быстро подтянутся по уровню стоимости к ним, даже если это экономически ничем и не оправдано. То, что происходит в последнее время на российском топливном рынке — очень хорошая иллюстрация вероятного будущего.
«СП»: Есть ли в распоряжении наших монетарных властей какие-то по-настоящему действенные инструменты по изменению этой негативной ситуации, кроме шквала словесных интервенций?
— На мой взгляд, по крайней мере один действенный способ преломить эту негативную тенденцию ослабления рубля в распоряжении наших монетарных властей имеется. Им, я считаю, достаточно просто освободить занимаемые кресла с формулировками «я не справляюсь, у меня не получается». Механизм вполне рабочий, его никто не отменял. Все дело в том, что ситуация-то на самом деле далека от того, чтобы паниковать с криками «шеф, все пропало, гипс снимают, клиент уезжает». Исправить ее вполне можно, вот только тем, кто сейчас во власти, видимо, эта задача банально не по плечу.
Свежие комментарии