В последние годы появилась масса открытых данных на тему развития советского танкостроения. Как оказалось, в последние годы существования СССР отечественные предприятия прорабатывали самые смелые идеи во всех основных областях. Поиском принципиально новых идей и решений занимались все танкостроительные организации; значительный вклад в этой области сделало харьковское ХКБМ / ОКБ-520.
С конца семидесятых оно вело активные научно-исследовательские работы и искало оптимальный вариант танка будущего.
На протяжении многих десятилетий отечественные танки строились по классической компоновке, но предлагались и альтернативные варианты. Поиск новых компоновок был связан с необходимостью повышения живучести, а также с применением особых агрегатов. К примеру, предлагалось поменять местами обитаемый и моторный отсеки, а также разработать полностью автоматическое боевое отделение.
Макет танка с задним расположением обитаемого отсека и увеличенной ВЛД
В ряде аванпроектов от ХКБМ использовалась нестандартная компоновка с улучшенной защитой экипажа при обстреле с передних углов. В ней носовая часть корпуса получала максимальную защиту и вмещала топливные баки. Центральный отсек, находившийся под башней, отдавался под двигатель и трансмиссию; непосредственно за ним расположили защищенный объем с боекомплектом и автоматом заряжания. Для экипажа предназначался кормовой отсек.
Такая компоновка могла потребовать применение особой ходовой части. В этом случае на каждом борту присутствовало по две гусеницы разной длины. Их ведущие колеса находились в центре борта, рядом с МТО. Подобное шасси отличалось сложностью конструкции, но должно было показывать большую живучесть.
Впрочем, предлагались и менее смелые компоновочные решения. Так, один из вариантов проекта «490» предусматривал широкое применение автоматики, за счет которого экипаж сокращался до двух человек. Их места находились под башней. Часть объемов корпуса, например, место для традиционного отделения управления, при этом можно было использовать под топливо или боекомплект. В том же проекте предусматривались меры, направленные на оптимизацию использования внутренних объемов.
В основе компоновки с кормовым отделением экипажа лежали идеи повышения защищенности и живучести. При этом речь шла не только об изменении порядка отсеков, но и о конструкции бронирования. Изучались разные варианты защиты, способные остановить современные и перспективные снаряды.
Разные варианты бронекорпуса и башни для такой машины
Один из вариантов танка такой компоновки предусматривал использование классической конструкции корпуса с мощной лобовой преградой и горизонтальной крыши с погоном башни. Другие варианты предлагали использовать наклонную крышу. В таком случае обеспечивалась максимальная защита почти всей лобовой проекции, но усложнялась конструкция башни и средств ее монтажа. В частности, наклонное размещение погона не позволяло стрелять с малыми углами возвышения в заднюю полусферу.
Лобовая проекция должна была получать комбинированную защиту. Велся поиск оптимальных материалов и пропорций бронирования, дающих наилучшую защиту. Предлагались весьма смелые идеи. Так, блок комбинированной брони мог стать топливным баком: дизельное топливо предлагалось заливать в пространство между стальными листами и использовать в качестве неметаллического наполнителя.
В ХКБМ учитывали последние успехи в сфере средств дополнительной защиты. Прорабатывалось применение динамической и активной защиты в накладном и интегрированном исполнении.
С учетом боевой массы, превышающей 50-52 т, танки будущего могли нуждаться в двигателях мощностью не менее 1000 л.с. Предлагалась использовать моторы с двумя уровнями мощности. Первый режим, обеспечивающий меньшую мощность, предназначался для работы в простых условиях, а максимальную мощность следовало развивать в бою или на сложной местности.
Изучались разные варианты ходовой части, например, шел поиск вариантов улучшения торсионной подвески. Также прорабатывались и испытывались конструкции с управляемой гидропневматической подвеской. За счет совершенствования торсионной подвески планировалось сократить потребные объемы внутри корпуса, а гидропневматическая система давала ряд новых функций и преимуществ.
До стадии испытаний ходового макета дошла идея шасси с двумя гусеницами на борт и центральными ведущими колесами. При всей своей сложности, такой танк действительно мог иметь требуемую подвижность. В зависимости от конкретных требований, шасси с четырьмя гусеницами могло иметь как один, так и два двигателя. В последнем случае один мотор отвечал за переднюю пару гусениц, второй – за заднюю.
Размещение обитаемого отсека в корме привело к появлению любопытного предложения. На марше такой танк должен был двигаться кормой вперед, что обеспечивало хороший обзор дороги. Для этого требовались соответствующая трансмиссия и «двойной» пост управления водителя. В бой такой танк должен был идти носом вперед – в этом случае удобству вождения предпочли живучесть.
Бронемашина менее смелой компоновки
С начала восьмидесятых прорабатывалась возможность использования не только 125-мм танковых пушек, но и новых орудий калибром 130 и 152 мм. Применение такого оружия ставило новые технические задачи, для которых предлагались самые интересные решения.
Все новые проекты ОКБ-520 предусматривали применение автоматов заряжания с подачей боеприпасов из механизированных укладок. В зависимости от компоновки танка, боекомплект мог храниться в корпусе или в кормовой нише башни. При разделении боевого и обитаемого отделений использование «ручных» укладок полностью исключалось.
Одни аванпроекты предусматривали использование автоматизированной башни традиционного вида. В других предусматривалось применение необитаемого боевого отделения, размещенного на некотором удалении от экипажа. Также прорабатывался вопрос использования на одном танке сразу двух пушек. В этом случае башня могла помещаться в корме корпуса, над экипажем. На ее бортах располагались качающиеся агрегаты с пушками калибра до 152 мм.
Один из макетов танка "490"
В качестве вспомогательного вооружения танка будущего предлагалось использовать пулеметы на дистанционно управляемых боевых модулях, а также спаренные системы.
Особые требования предъявлялись к средствам наблюдения и управления огнем. Экипаж, вне зависимости от его расположения, должен был иметь полный обзор окружающего пространства с возможностью наведения оружия. Для решения таких задач предлагалось использовать телекамеры и ПНВ. Размещение средств наблюдения и прицелов определялось в соответствии с конструкцией танка и компоновкой вооружений.
Как ХКБМ / ОКБ-520, так и другие танкостроительные организации Советского Союза предлагали и изучали самые разные идеи в контексте повышения тактико-технических характеристик бронетанковой техники, и нередко речь шла о самых смелых нововведениях. Ожидалось, что дальнейшая проработка и реализация новых идей приведет к созданию техники с улучшенными возможностями, которая, в свою очередь, обеспечит армии преимущество перед противником.
Однако подавляющее большинство самых смелых идей прошлого не нашла применения в реальных проектах. Их внедрению помешали несколько объективных факторов разного рода. Прежде всего, это распад СССР, сделавший невозможным полноценное продолжение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Развал страны сломал кооперацию, а также ударил по экономике независимых государств. Улучшение обстановки на международной арене использовали как повод для сокращения финансирования танкостроения.
Реконструкция облика двухпушечного танка
Насколько известно, в ХКБМ продолжили поиск новых решений и даже разрабатывали с их помощью новые проекты. Тем не менее, практические результаты так и не были получены. Современное украинское танкостроение в основном направлено на развитие и доработку существующих конструкций. Проектирование и строительство принципиально машин фактически невозможно.
Впрочем, и более развитое российское танкостроение в своих последних проектах не стало широко внедрять чрезмерно смелые конструкторские решения. При этом используются определенные многообещающие нововведения, пока не выходившие из стадии ОКР или аванпроектов. Такие решения как необитаемое боевое отделение, общий отсек экипажа и широкое использование автоматизированных и электронных систем доведены до малосерийного производства, а вскоре должны положительно повлиять на боеспособность армии.
В истории советского танкостроения восьмидесятые годы стали весьма интересным периодом. Ведущие предприятия искали оптимальный облик танка будущего и прорабатывали различные его аспекты. Однако экономические и политические процессы второй половины десятилетия, а затем распад страны привели к известным последствиям. Многие варианты танка будущего так и остались на бумаге. Есть все основания полагать, что значительная часть наработок по этой теме и в будущем не дойдет до серии.
Вопросы компоновки
На протяжении многих десятилетий отечественные танки строились по классической компоновке, но предлагались и альтернативные варианты. Поиск новых компоновок был связан с необходимостью повышения живучести, а также с применением особых агрегатов. К примеру, предлагалось поменять местами обитаемый и моторный отсеки, а также разработать полностью автоматическое боевое отделение.
Макет танка с задним расположением обитаемого отсека и увеличенной ВЛД
В ряде аванпроектов от ХКБМ использовалась нестандартная компоновка с улучшенной защитой экипажа при обстреле с передних углов. В ней носовая часть корпуса получала максимальную защиту и вмещала топливные баки. Центральный отсек, находившийся под башней, отдавался под двигатель и трансмиссию; непосредственно за ним расположили защищенный объем с боекомплектом и автоматом заряжания. Для экипажа предназначался кормовой отсек.
Такая компоновка могла потребовать применение особой ходовой части. В этом случае на каждом борту присутствовало по две гусеницы разной длины. Их ведущие колеса находились в центре борта, рядом с МТО. Подобное шасси отличалось сложностью конструкции, но должно было показывать большую живучесть.
Впрочем, предлагались и менее смелые компоновочные решения. Так, один из вариантов проекта «490» предусматривал широкое применение автоматики, за счет которого экипаж сокращался до двух человек. Их места находились под башней. Часть объемов корпуса, например, место для традиционного отделения управления, при этом можно было использовать под топливо или боекомплект. В том же проекте предусматривались меры, направленные на оптимизацию использования внутренних объемов.
Усиление защиты
В основе компоновки с кормовым отделением экипажа лежали идеи повышения защищенности и живучести. При этом речь шла не только об изменении порядка отсеков, но и о конструкции бронирования. Изучались разные варианты защиты, способные остановить современные и перспективные снаряды.
Разные варианты бронекорпуса и башни для такой машины
Один из вариантов танка такой компоновки предусматривал использование классической конструкции корпуса с мощной лобовой преградой и горизонтальной крыши с погоном башни. Другие варианты предлагали использовать наклонную крышу. В таком случае обеспечивалась максимальная защита почти всей лобовой проекции, но усложнялась конструкция башни и средств ее монтажа. В частности, наклонное размещение погона не позволяло стрелять с малыми углами возвышения в заднюю полусферу.
Лобовая проекция должна была получать комбинированную защиту. Велся поиск оптимальных материалов и пропорций бронирования, дающих наилучшую защиту. Предлагались весьма смелые идеи. Так, блок комбинированной брони мог стать топливным баком: дизельное топливо предлагалось заливать в пространство между стальными листами и использовать в качестве неметаллического наполнителя.
В ХКБМ учитывали последние успехи в сфере средств дополнительной защиты. Прорабатывалось применение динамической и активной защиты в накладном и интегрированном исполнении.
Подвижность
С учетом боевой массы, превышающей 50-52 т, танки будущего могли нуждаться в двигателях мощностью не менее 1000 л.с. Предлагалась использовать моторы с двумя уровнями мощности. Первый режим, обеспечивающий меньшую мощность, предназначался для работы в простых условиях, а максимальную мощность следовало развивать в бою или на сложной местности.
Изучались разные варианты ходовой части, например, шел поиск вариантов улучшения торсионной подвески. Также прорабатывались и испытывались конструкции с управляемой гидропневматической подвеской. За счет совершенствования торсионной подвески планировалось сократить потребные объемы внутри корпуса, а гидропневматическая система давала ряд новых функций и преимуществ.
До стадии испытаний ходового макета дошла идея шасси с двумя гусеницами на борт и центральными ведущими колесами. При всей своей сложности, такой танк действительно мог иметь требуемую подвижность. В зависимости от конкретных требований, шасси с четырьмя гусеницами могло иметь как один, так и два двигателя. В последнем случае один мотор отвечал за переднюю пару гусениц, второй – за заднюю.
Размещение обитаемого отсека в корме привело к появлению любопытного предложения. На марше такой танк должен был двигаться кормой вперед, что обеспечивало хороший обзор дороги. Для этого требовались соответствующая трансмиссия и «двойной» пост управления водителя. В бой такой танк должен был идти носом вперед – в этом случае удобству вождения предпочли живучесть.
Бронемашина менее смелой компоновки
Огневая мощь
С начала восьмидесятых прорабатывалась возможность использования не только 125-мм танковых пушек, но и новых орудий калибром 130 и 152 мм. Применение такого оружия ставило новые технические задачи, для которых предлагались самые интересные решения.
Все новые проекты ОКБ-520 предусматривали применение автоматов заряжания с подачей боеприпасов из механизированных укладок. В зависимости от компоновки танка, боекомплект мог храниться в корпусе или в кормовой нише башни. При разделении боевого и обитаемого отделений использование «ручных» укладок полностью исключалось.
Одни аванпроекты предусматривали использование автоматизированной башни традиционного вида. В других предусматривалось применение необитаемого боевого отделения, размещенного на некотором удалении от экипажа. Также прорабатывался вопрос использования на одном танке сразу двух пушек. В этом случае башня могла помещаться в корме корпуса, над экипажем. На ее бортах располагались качающиеся агрегаты с пушками калибра до 152 мм.
Один из макетов танка "490"
В качестве вспомогательного вооружения танка будущего предлагалось использовать пулеметы на дистанционно управляемых боевых модулях, а также спаренные системы.
Особые требования предъявлялись к средствам наблюдения и управления огнем. Экипаж, вне зависимости от его расположения, должен был иметь полный обзор окружающего пространства с возможностью наведения оружия. Для решения таких задач предлагалось использовать телекамеры и ПНВ. Размещение средств наблюдения и прицелов определялось в соответствии с конструкцией танка и компоновкой вооружений.
Танк без будущего
Как ХКБМ / ОКБ-520, так и другие танкостроительные организации Советского Союза предлагали и изучали самые разные идеи в контексте повышения тактико-технических характеристик бронетанковой техники, и нередко речь шла о самых смелых нововведениях. Ожидалось, что дальнейшая проработка и реализация новых идей приведет к созданию техники с улучшенными возможностями, которая, в свою очередь, обеспечит армии преимущество перед противником.
Однако подавляющее большинство самых смелых идей прошлого не нашла применения в реальных проектах. Их внедрению помешали несколько объективных факторов разного рода. Прежде всего, это распад СССР, сделавший невозможным полноценное продолжение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Развал страны сломал кооперацию, а также ударил по экономике независимых государств. Улучшение обстановки на международной арене использовали как повод для сокращения финансирования танкостроения.
Реконструкция облика двухпушечного танка
Насколько известно, в ХКБМ продолжили поиск новых решений и даже разрабатывали с их помощью новые проекты. Тем не менее, практические результаты так и не были получены. Современное украинское танкостроение в основном направлено на развитие и доработку существующих конструкций. Проектирование и строительство принципиально машин фактически невозможно.
Впрочем, и более развитое российское танкостроение в своих последних проектах не стало широко внедрять чрезмерно смелые конструкторские решения. При этом используются определенные многообещающие нововведения, пока не выходившие из стадии ОКР или аванпроектов. Такие решения как необитаемое боевое отделение, общий отсек экипажа и широкое использование автоматизированных и электронных систем доведены до малосерийного производства, а вскоре должны положительно повлиять на боеспособность армии.
В истории советского танкостроения восьмидесятые годы стали весьма интересным периодом. Ведущие предприятия искали оптимальный облик танка будущего и прорабатывали различные его аспекты. Однако экономические и политические процессы второй половины десятилетия, а затем распад страны привели к известным последствиям. Многие варианты танка будущего так и остались на бумаге. Есть все основания полагать, что значительная часть наработок по этой теме и в будущем не дойдет до серии.
- Автор:
- Рябов Кирилл
- Использованы фотографии:
- Otvaga2004.narod.ru, Btvt.info
Свежие комментарии