Аэропорт Никола Тесла, Белград. Представительство AirSerbia. К окошку подбегает запыхавшаяся болгарка. Она начинает говорить на чистом болгарском, взволнованно объясняя проблему, с которой она столкнулась при перелёте. Сербы её вполне понимают, но отвечают ей на сербском – она схватывает и продолжает на болгарском.
И так далее.
Болгарский и сербский на базовом уровне - вполне взаимопонимаемые языки. Болгары и сербы – православные славянские народы (хотя есть сербы-мусульмане в сербском Санджаке и болгары-мусульмане на юге Болгарии). Итак, одна вера, братская кровь, близкие языки, вышедшие из одного старославянского. Но почему-то сербские патриоты настороженно относятся к болгарам, также и болгары. В отношениях народов чувствуется лёгкий холодок.
Недобрая година
1885 год. Первый рубец на сербо-болгарских отношениях. В историю события 1885-1887 годов вошли как «болгарский кризис». Болгария того времени - вассальное государство Османской империи. Кроме собственно Болгарского полунезависимого княжества существует Восточная Румелия – генерал-губернаторство непосредственно в составе Османской Турции. Эти два государственных образования – наследие Берлинского мира по итогам русско-турецкой войны 1877-78 гг.
Логично, что народ двух болгарских государств хочет объединиться. Того же желает партия действия при дворе болгарского князя в Софии. Даже сам князь болгарский Александр Баттенберг, хоть и немецких кровей, но сам тоже выступает за воссоединение болгарских земель. И вот удачный момент: сентябрь 1885 г. В Филиппополе (Пловдив), столице Восточной Румелии, в ходе антитурецкого народного восстания провозглашено воссоединение этого генерал-губернаторства с княжеством Болгария. Россия восстание проглядела, а когда всё быстро и успешно завершилось – заняла двойственную позицию: с одной стороны, надо поддержать, с другой – нельзя это делать открыто. Итог: восстание не поддерживаем, но туркам вводить войска в Румелию и подавлять мятеж всё-таки категорически запрещаем.
Но здесь засуетилась Австро-Венгрия: ведь своим решением об объединении двух Болгарий Александр Баттенберг наносил первый удар по решениям Берлинского конгресса, т.е. начался новый этап передела европейских владений Османской империи. И при этом «прорусская Болгария» растёт как на дрожжах, появляется новая крупная сила на Балканах. Ну, это уже австро-венграм никак терпеть нельзя. Тут и России до Дуная уже хватает…
А раз так – надо бы поссорить балканских славян друг с другом. И вот, получив обещаний в три короба от австро-венгров, сербский король Милан Обренович 14 ноября 1885 года бросил перчатку на восток, не задумываясь о последствиях в будущем военного противостояния с новым славянским соседом.
Зашто?
«Зáшто?» (“Почему?” - на сербском и болгарском) – спросят потомки. Что надо было уже к тому времени полностью независимому и признанному в таковом статусе во всём мире Королевству Сербии от княжества, вассального от турецкого султана?
Причина 1: сам Берлинский конгресс и позиция России
Александр II, царь-освободитель, решил, что намучившийся под «турецким игом» болгарский народ должен наконец-то обрести полную свободу. Но в каких границах? – всё просто: в Румелийском эялете Османской империи существовал Болгарский экзархат. Поэтому что думать? – раз, экзархат называется «болгарским», следовательно, это и есть законная территория болгарского народа. В итоге: Сан-Стефанская карта независимой послевоенной Болгарии чётко соответствует границам Болгарского экзархата.
А границы там были до того раздольные, что болгары до сих пор больше всего обожают взглянуть на карту Сан-Стефанской Болгарии: вот это Болгария так Болгария, не то что эта «ладонь» с выходом в одно море.
Однако Болгарский экзархат включал в себя и всю Македонию. Но для сербов принадлежность Македонии - спорный вопрос: разве македонец = болгарин? - да почти вся Македония входила в царство Стефана Душана XIV века! Болгары на это могли ответить державами царей Симеона I (кон. IX - нач. Х вв.) и Самуила (кон. Х - нач. XI вв.), когда Болгария была “на три морета” (“на три моря”), а то и на четыре. Хотя приводить в качестве аргумента в споре между балканскими нациями древние балканские империи всегда трудно: Стефан Душан короновался на царство, как “царь сербов и греков” (“василевс Сербии и Романии”), тем самым учитывая огромное число грекоязычного ромейского населения своего царства. Тогда как, например, царство Симеона кроме болгарских земель охватывало полностью территории современных Румынии, Молдавии, Сербии и Македонии, плюс к тому всю Восточную Венгрию до Пешта, север Греции, и большую часть Албании. А столицей державы Самуила был город Охрид (юго-запад совр. респ. Македонии), что даёт основание некоторым историкам, например, русскому византинисту-эмигранту Г. Острогорскому считать государство Самуила не болгарским, а македонским царством (тем более в нём сербов и македонских славян было больше, чем самих болгар). Хотя найденные археологами надписи времени царя Самуила доказывают, что он считал себя именно "царём болгар". И все эти цари подражали византийским императорам и мнили себя их идейными наследниками. А империи - дело тонкое. Выходит, у сербов есть законные права на пол-Греции и Македонию, а у болгар - на всю Сербию. Поди-ка тут разберись, что кому должно принадлежать.
Причина 2: история и сербский характер
В отличие от болгар, сербы считаются более воинственными: где болгарин действует хитростью - там серб предпочитает оружие.
Сербские князья и деспоты продолжали борьбу с турками-османами и после знаменитой битвы на Косовом поле 1389 г. ещё полтора века, даже уже потеряв свои дедовские земли и отступив на территорию Венгрии, они активно участвовали в венгеро-турецких войнах. Черногорцы приняли вассалитет турецкого султана лишь в 1499 г., но и после этого фактически не подчинялись туркам, отражая многие карательные походы против них. Во время австро-турецкой войны 1683 - 1699 гг., начавшейся с разгрома осаждавших Вену турок польским королём Яном Собесским, сербы активно поддержали вторгшиеся на Балканы войска Габсбургов, как освободителей. После изменения ситуации в пользу турок на рубеже 1680-90-х сербам пришлось массово выйти из Османской империи на территорию Монархии Габсбургов в 1690 г., опасаясь джихада за их коллаборационизм. Всё это время окончательно покорённые ещё в конце XIV века болгары активно не восставали, зато против них не проводилось карательных акций. Крестовый поход польского короля Владислава III с целью освобождения Востока Балкан и даже Константинополя не удался: его войско потерпело поражение под Варной в 1444 г.
Особым был и XIX век. В 1804 г. из-за бесчинств мятежных предводителей янычар - дахий вспыхнуло Первое сербское восстание, активно разрастаясь с российской помощью, оно всё-таки было подавлено в 1813 г., когда эта помощь прекратилась. Но сразу после разразилось Второе сербское восстание 1815-1817 гг., после которого султану пришлось идти на уступки, а в 1830 г. после Адрианопольского мира с Россией даже признать автономное Сербское княжество. О том, какими жертвами далась эта автономия в ходе двух восстаний свидетельствует Челе-кула (Ћеле-кула) - башня из черепов павших в битве за Ниш в 1809 г. сербских воинов, построенная турками в назидание восставшим при въезде в город. При этом сербы активно помогали и повстанцам-христианам во время восстания в Боснии и Герцеговине в 1875 г., также именно сербы являлись инициаторами Балканских союзов разных модификаций для полного освобождения Балкан от османского владычества. Вспомним доктрину сербского политика Илии Гарашанина "Начертание", согласно которой первоочередной целью внешней политики Сербии провозглашалось объединение всех сербских земель Османской империи. Однако под сербскими землями понимались все территории, входившие в состав царства Стефана Душана, и даже болгарские земли. Гарашанин предполагал тесную сербско-болгарскую интеграцию вплоть до ассимиляции болгарского народа. Например, болгарский язык Гарашанин воспринимал как диалект сербского, в связи с чем болгары должны были перейти на новое сербское письмо - вуковицу. Программы противодействия туркам сербских князей Милоша и Михаила Обреновичей, составленные Гарашаниным, предполагали соединение сил черногорцев, греков и влахов (румын) во главе с сербами и в союзе с повстанцами Боснии и Герцеговины и Болгарских земель.
Чем ответят болгары?
Болгары берегли силы. Особая осторожность болгар была вызвана самим географическим положением их родины: вблизи от Константинополя, т.е. в ближайшем доступе султанской армии, на территории деятельности карателей-башибузуков. Однако русские солдаты, прорывавшиеся на Балканы во время русско-турецких войн, всегда находили радушный приём в болгарских сёлах и городах.
Болгарское национальное возрождение началось в XVIII веке. К тому времени центром непрерывной болгарской традиции оставался лишь болгарский монастырь Хилендар на Афоне. Паисий Хилендарский, автор "Славяно-болгарской истории о народах и царях болгарских", повёл борьбу за просвещение среди болгар, начавших переходить на турецкий язык и забывавших уже родной болгарский. Паисий “разбудил” болгар, поэтому XIX век стал периодом болгарских будителей. Первым шагом в борьбе с “турецким игом” Паисий видел в создании отдельной болгарской Церкви, её обособлении от Церкви Греческой. Ведь греческое духовенство навязывало болгарам свой язык от богослужения до церковно-приходских школ, угнетая даже церковнославянский. Афон не мог удовлетворить все потребности в печатных болгарских книгах, поэтому просьбы о литературе направлялись в единственную славянскую автономию Османской империи - Сербское княжество. Сербский князь регулярно получал просьбы от различных монастырей с территории Македонии и Болгарских земель о присылке богослужебной литературы и учебников для церковно-приходских школ на кириллице. И сербы помогали своим братьям по вере и крови чем могли, даже присылали учителей.
Неудивительно, что союзников для национального освобождения болгары видели не только в России и других великих силах, но и в близком им сербском народе. Большую роль в ознакомлении сербов с положением болгарского народа сыграл Георгий Стойков Раковский, болгарский будитель, революционер и историк. Раковский приехал в тогда ещё существовавшее Сербское Воеводство Австрийской империи, где тоже жило немалое число болгар-эмигрантов. Там он сошёлся во взглядах с лидером сербских провенгерски ориентированных либералов С. Милетичем, благодаря чему начал сотрудничать в газете Милетича "Србски дневник". Затем смог выпустить 18 номеров своей собственной газеты “Българска дневница” (или “Дневница”). С помощью этих газет Раковский знакомил читателей с ситуацией в болгарских землях и выступал с критикой османского режима. В 1861-62 гг. он, надеясь на скорое восстание православной райи на Балканах при поддержке Греции, а также княжеств Сербии и Румынии, создал и возглавил Болгарский легион (“Бугарска легија”) сербской армии.
Сам Раковски возглавил организованное им Временное болгарское управление. С этого времени на территории вассальных княжеств Сербия и Румыния Раковский готовит болгарских и македонских четников для ведения партизанской войны против турок небольшими отрядами - четами. Во время своего пребывания в Нови Саде Раковски написал статью “Не существует ли мнения о создании единого литературного языка у болгар, сербов, хорватов и словенцев?” Что же, план Гарашанина и идеи хорвато-сербских югославистов могли стать реальностью: единый южнославянский язык, следовательно, и единый народ. В противоположность будущим болгарским “апостолам свободы” (Левскому, Ботеву, Каравелову и др.), выбравшим в качестве своей базы Румынию, Раковский выступал за тесный союз болгар с южными славянами и Россией. Поэтому в противовес Болгарскому тайному центральному комитету, созданному в Румынии в 1866 г. и явившемуся предшественником Болгарского центрального революционного комитета “апостолов свободы” под руководством Левского в 1870-е гг., Раковский создал в 1867 г. из своих ближайших соратников Добродетельную дружину (или Комитет старых), выступавшую за создание Болгаро-Сербии или Сербо-Болгарии под властью династии Обреновичей.
А кто же любит Сербию?
Однако в ходе русско-турецкая война 1877-78 гг. сербы обрели независимость, а болгары - вассальное княжество, поднявшись до уровня Сербского княжества до 1878 г. Результатом Берлинского конгресса были недовольны как болгары, так и сербы: болгары не получили всю территорию Болгарского экзархата, а сербы меньше, чем хотели. Как-то после подписания Сан-Стефанского мира Александр II сидел в своей ставке, к нему приехал полковник сербской армии. Серб, чуть не плача, заявил, что сербский князь Милан Обренович готов объявить войну России. “Кому объявить войну??” - удивился царь-освободитель. “Вам!” - ответил серб. Оказалось, сербы требуют передать именно им город Пирот, а не болгарам. Александр II направился к карте: "Где этот город, покажите". Увидев небольшой Пиротский округ, царь-освободитель осклабился: “Да забирайте!” Действительно, сербы считали, что заслуживают трофеев больше, чем болгары, т.к. активнее боролись против турок.
С тех пор у сербов есть одна поговорка. “Сербия любит Россию, Россия - Болгарию, а Болгария - Германию. А кто же тогда любит Сербию?”
Вместо жизни в едином Сербо-болгарском государстве, как о том мечтали югослависты-максималисты, сербо-болгарское пограничье и Македония превратились в арену вечных споров и претензий, когда ради новых захватов каждая из сторон была готова на открытые военные действия.
Жизнь со стереотипами
http://srbin.info/wp-content/uploads/2014/07/Kako-je-Francuska-videla-Srbiju-u-prvom-svetskom-ratu-1.jpg
Итак, война 1885 г. В 1912 г. сербы и болгары снова борются вместе против турок, но в 1913 г. власть султана на Балканах рухнула… и сербо-болгарские противоречия сразу обострились. Межсоюзническая или Вторая Балканская война 1913 г.: Балканский союз православных народов развалился. Сербы заняли часть земель, приобретённых Болгарией. 14 октября 1915 г. Болгария вступает в мировую войну на стороне Центральных держав, объявив войну именно Сербии. Для сербов до сих пор это “удар в спину” от болгар. В ходе наступления болгарской армии сербская оборона рухнула, австро-венграм удалось занять как Сербию, так и Черногорию… Однако болгары поставили не на тех. Антанта победила - Болгария ещё больше потеряла, а на западе Балкан осуществилась мечта югославистов - образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев. В межвоенный период Болгария не входит в Балканскую Антанту, где ключевой страной была королевская Югославия. Во вторую мировую болгарский царь Борис, хотя и отказал Гитлеру в посылке болгарских войск на Восточный фронт, но и открыто не восставал против диктата в Европе нацистской Германии.
И вот советские войска освободили Европу, а согласно договору Сталина с Черчиллем и Рузвельтом, в странах Восточной Европы устанавливались режимы дружественных СССР народных демократий. В теперь уже социалистической Югославии глава компартии - Иосиф Броз Тито, в Болгарии - Георгий Димитров. И они попытались договориться: появилась идея Балканской федерации. Сталин был не против включения в Югославию Албании, но на объединение Югославии с Болгарией смотрел уже с опаской. Большой вариант Димитрова (Югославия, Албания, Болгария, Румыния и, в случае прихода к власти коммунистов, ещё и Греция) Сталина не устраивал вовсе. Тито был не против объединения с Албанией и Болгарией. Наибольшим успехом начатой югославоско-болгарской интеграции стало соглашение в местечке Блед (Словения, Альпы) 1947 г.
Бледское соглашение предусматривало отмену виз между Югославией и Болгарией, создание Таможенного союза между странами, а также взаимные территориальные уступки. Но в следующем, 1948 г., произошёл разрыв Сталин - Тито. Глава Югославии был объявлен нерукопожатным оппортунистом. В 1949 г. умер Димитров, на смену ему пришёл Тодор Живков. Болгария осталась верным союзником СССР, тогда как Югославия пошла по пути альтернативного "самоуправляющегося социализма".
После распада социалистической Югославии в начале 1990-х впервые независимость обрело государство Македония (БЮРМ - Бывшая югославская республика Македония). Современные македонцы в большинстве обожают Тито за создание Македонской республики, а к сербам относятся лучше, чем к болгарам, в Македонии до сих пор очень популярен сербский язык. Только македонская консервативная христианско-демократическая партия ВМРО-ДПМНЕ стоит на проболгарских позициях. Тем временем у Болгарии до сих пор есть амбиции на Македонию и “Западные территории” (юго-восточные территории Сербии, где есть болгарское население). Опять вопрос принадлежности того самого Пирота.
Но 1999. Бомбардировки Югославии. Албанский фактор. Косово. Единоверные сербам болгары поддерживают сербов в их стремлении отстоять Косово и Метохию. Например, ультрас-фанаты Софийского “Левского” иногда устраивают перформанс "Косово е Сърбия". Но это народ. А что политика? Вот, Россия отказалась от "Южного потока", обвинив в срыве проекта Болгарию. Но недовольствует и Сербия: “Южный поток” мог помочь Сербии с помощью газовой трубы снова вернуть лидирующее положение на пространстве бывшей Югославии…
Post Scriptum
Если бы не все эти перипетии истории конца XIX - начала ХХ века, два балканских народа, болгары и сербы, по своей сути самые близкие. Кроме православной веры и языка у них ещё и праздники похожи: рождественский Сочельник - это тоже своеобразный праздник Бадняк (Бадњак/Бъдник). Праздник получил название по полену (либо букет из хвороста), которое нужно сжечь в Сочельник. Также похожи и народные танцы: сербское коло и болгарское хоро (круговой танец типа наш хоровод). Надеюсь, когда-нибудь, забыв все противоречия и раздоры, эти южнославянские народы сыграют (болгары и сербы говорят "играть танец", а не “танцевать”) единый круговой танец.
Литература:
- Stojančević V. Georgi Sava Rakovski i pitanje bugarsko-srpske saradnje za oslobođenje balkanskih naroda od turske vlasti/Jugoslovenski istorijski časopis. № 1-2, 1968.
- Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974.
- Литаврин Г.Г. Краткая история Болгарии. С древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1987.
- Острогорски Г. История на византийската държава. София, 1998.
- Слободан Нешовић, Бледски споразуми Тито—Димитров. Загреб, 1979. год.
- Чиркович С.М. «История сербов» Пер. с сербскохорв., 2009.
Свежие комментарии