На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 470 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Петров
    Хорошие машины Лады. Сделайте минимальную пенсию 50 тыс. И все запасы раскупят. Дело не в конструкции, а в величине з...АвтоВАЗ — механиз...
  • Maxim
    Национализировать НПЗ, как в Китае-  Cinoil , плюс госпрограмма строительства мини-нпз в удалённых районах..Михаил Делягин: Н...
  • Vladimir Vlasov
    Может выгоднее платить зарплату рабочим что бы они сидели дома ничего не выпуская, а то сколько денег и прочих матери...АвтоВАЗ — механиз...

ГИТЛЕРОВСКИЕ РАЗВЕДСЛУЖБЫ ДЕЙСТВУЮТ -3 часть

4 апреля Форин-офис направил Стаффорду Криппсу теле­грамму о том, что «намерение Гитлера напасть на Югославию в настоящее время отодвигает его предыдущие планы угрозы (войны. — Ф. В.) Советскому правительству. А если так, то для Советского правительства создается возможность использовать эту ситуацию для усиления своих позиций.

Эта отсрочка пока­зывает, что силы врага ограниченны... Пусть Советское прави­тельство поймет... что Гитлер рано или поздно нападет (на СССР.— Ф. В.), как только он сможет». Форин-офис поручал послу довести эту важнейшую информацию до сведения Ста­тна.

16 апреля состоялась беседа А. Идена с советским полпредом н Лондоне И. М. Майским. Речь шла об улучшении англо-совет­ских отношений в условиях растущей угрозы Советскому Союзу со стороны фашистской Германии.

«По нашему убеждению,— говорил Идеи послу,— военные устремления Германии беспредельны и включают в себя напа­дение на Советский Союз или в настоящее время, или спустя несколько месяцев... Имеется большое количество доказа­тельств, свидетельствующих о его (Гитлера. — Ф. В.) решимо­сти уничтожить СССР, и перед лицом подобной ситуации весь­ма желательно обсудить по-дружески вопрос об отношениях между двумя нашими странами... с целью возможного сближе­ния» ".

Советский посол подтвердил желание Советского правитель­ства улучшить отношения с Англией.

Английское правительство располагало обширными сведе­ниями о подготовке нападения Германии на СССР, поступавши­ми от разведорганов и по другим каналам.

В беседах, состоявшихся между Иденом и Майским 5, 10 и 13 июня 1941 г.

, Идеи предупреждал посла «об опасности, уг­рожающей его стране» со стороны гитлеровской Германии. В частности, в беседе от 13 июня Идеи сообщил послу: если Гер­мания нападет на СССР, английское правительство готово будет оказать помощь Советской стране, используя английскую авиа­цию против немцев, а также посылкой в Москву военной мис­сии и оказанием практически возможной военной помощи. В ноте, направленной Иденом Советскому правительству 14 ию­ня, сообщалось «о концентрации германских войск на советских границах».

тревожные сигналы

из варшавы, анкары, рима...

5 мая Сталину было доложено сообщение из Варшавы о подго­товке Германии к нападению на СССР. «Военные приготовле­ния в Варшаве и на территории Польши проводятся открыто,— указывалось в сообщении,— и о предстоящей войне между Гер­манией и Советским Союзом немецкие офицеры и солдаты го­ворят совершенно откровенно, как о решенном уже деле. Война должна начаться после окончания весенних полевых работ».

6 июня 1941 г. Сталину были представлены разведыватель­ные данные о сосредоточении на советско-германской границе немецких и румынских войск численностью до 4 млн солдат и офицеров ".

Из авторитетных источников Анкары сообщалось: «В турец­кой печати и дипломатических кругах усиливаются слухи о войне Германии с СССР. Германия сосредоточила на границе СССР 120 пехотных дивизий. Проводится срочная мобилизация в Румынии и Финляндии».

19 июня около 16 часов в советское полпредство в Риме по­звонил американский корреспондент Кинего и попросил посла Н. В. Горелкина о срочной встрече. В 18 часов эта встреча со­стоялась.

«Кинего без всяких предисловий заявил, что срочность его визита вызвана чрезвычайными обстоятельствами, а именно тем, что ему, Кинего, только что сообщили из источников, за­служивающих абсолютного доверия, о том, что на границе с Советским Союзом в районе Бреста и других местах Германия сконцентрировала артиллерию, танковые дивизии, пехотные части и авиацию (было указано количество войск, танков, ар­тиллерии, самолетов) и что нападение на СССР, по его сведе­ниям, назначено на утро в воскресенье 22 июня 1941 года».

Сообщения компетентным советским органам о точном сро­ке нападения фашистской Германии на СССР поступали даже из немецкого посольства в Москве, в том числе от коммуниста-антифашиста Герхарда Кегеля .

Есть данные, что и сам посол в Москве Шуленбург сообщил о «намерении фюрера развязать войну против СССР».

Однако все эти тревожные сигналы не были оценены долж­ным образом, и мы еще не имеем достаточно четкого представ­ления о причинах этого.

«директива

по сосредоточению войск»

А в это время маховик гигантской военной машины фашистской Германии раскручивался все более стремительно. 31 января 1941 г. главное командование сухопутных сил утвердило «Ди­рективу по сосредоточению войск». Эта директива ставила бли­жайшую " задачу вермахта: расколоть фронт главных сил Красной Армии, сосредоточенных в западной части России.

Намечалось два основных направления в наступлении гер­манских войск: южнее и севернее Полесья. Севернее Полесья главный удар должны были нанести две группы армий — «Север» и «Центр».

На совещании, состоявшемся в ставке Гитлера 3 февраля 1941 г., были уточнены некоторые детали плана «Барбаросса» и отдано распоряжение о развертывании вооруженных сил по этому плану. Гитлер отменил проведение операции «Атилла» — так была закодирована операция по захвату неоккупированной территории Франции. Отменялась и операция «Феликс» — по захвату Гибралтара. Все усилия сосредоточивались на за­вершении подготовки войны на Востоке.

Однако начало военных операций против СССР было отло­жено Гитлером на четыре-пять недель: фюрер сначала планиро­вал «прыжок» на Югославию и Грецию. Оккупация этих стран стала прелюдией к нападению на СССР.

30 апреля 1941 г. Гитлер решил начать операцию «Барба­росса» 22 июня ".

1 июня 1941 г. верховное командование утвердило кален­дарный план последних военных приготовлений. Были отданы соответствующие приказы армии, военно-морскому флоту и авиации.

14 июня в имперской канцелярии состоялось совещание высшего командного состава вермахта. Командующими армей­скими группами, военно-морскими и военно-воздушными си­лами были сделаны сообщения о готовности войск к началу боевых действий .

17 июня верховное командование вооруженных сил отдало окончательный приказ о начале осуществления плана «Барба­росса» 22 июня. По условному сигналу «Дортмунд» немецко-фашистские армии должны были напасть на Советский Союз.

К лету 1941 г. в рядах немецко-фашистских вооруженных сил насчитывалось свыше 8500 тыс. человек — почти вдвое боль­ше численности Советских Вооруженных Сил. 1 июня мобили­зация и развертывание сухопутных сил были завершены. Для осуществления плана «Барбаросса» предназначались 152 не­мецкие и 29 румынских и финских дивизий. Общая числен­ность войск фашистской Германии и ее сателлитов на Востоке составляла 5,5 млн солдат и офицеров. На их вооружении нахо­дилось более 47 тыс. орудий и минометов, около 2800 танков, 4950 самолетов, сотни боевых кораблей .

История войн не знала примера, когда бы к началу войны было сосредоточено такое колоссальное количество людей и техники!

Накануне войны Коммунистическая партия и Советское прави­тельство провели огромную работу по укреплению обороноспо­собности нашей Родины, подготовке к отражению фашистской агрессии. В короткие сроки были созданы практически заново тяжелая индустрия, включая машиностроение, оборонную про­мышленность, современное по тем временам химическое про­изводство, выполнен план ГОЭЛРО.

«Индустриализация одним рывком вывела страну на каче­ственно новый уровень. К концу 30-х годов Советский Союз по выпуску промышленной продукции вышел на первое место в Европе и на второе место в мире, став поистине великой инду­стриальной державой. Это был трудовой подвиг всемирно-исто­рического значения... подвиг партии большевиков»".

В 1940 г. в СССР выплавлялось 18,3 млн тонн стали (а за первое полугодие 1941 г.— 11,4 млн тонн), 14,9 млн тонн чугуна, добывалось 31,1 млн тонн нефти. Выработка электроэнергии по сравнению с 1913 г. увеличилась в 25 раз, составив 48,3 млрд киловатт-часов. Объем станкостроительной промышленности в 1940 г. превысил уровень 1913 г. в 39 раз .

Однако, поскольку гитлеровская Германия поработила к июню 1941 г. одиннадцать стран Европы и поставила их ресур­сы на службу агрессии, соотношение сил между СССР и фашист­ским блоком складывалось не в пользу Советского государ­ства.

В 1941 г. в Германии вместе с оккупированными террито­риями выплавлялось 31,8 млн тонн стали — почти вдвое больше, чем в СССР .

Станочный парк Германии в три раза превосходил совет­ский — в 1941 г. парк металлорежущих станков составил 1700 тыс.4

Несомненно, промышленность СССР могла полностью обес­печить Красную Армию оружием и снаряжением. Но разрабо­танный и принятый Советским правительством мобилизацион­ный план был рассчитан на перестройку промышленности на военный лад в течение второй половины 1941 г. и в 1942 г. Тре­бовалось значительное время, чтобы превратить военный потен­циал в военную мощь, перевести советскую промышленность на военные рельсы для производства всех видов вооружения и боевого снабжения.

За 1939 г.— первую половину 1941 г. советская промышлен­ность произвела 17 тыс. боевых самолетов старых и новых типов — больше, чем Германия, 7600 танков, более 80 тыс. ору­дий и минометов . Правда, Германия выпускала самолеты новых типов.

По сравнению с 1938 г. к июню 1941 г. более чем в три раза увеличился численный состав Красной Армии. В условиях яв­но обозначившейся опасности нападения фашистской Германии на СССР численный состав наших Вооруженных Сил достиг к июню 1941 г. 4,6 млн человек .

Существовали мобилизационные планы и планы стратеги­ческого развертывания. Весной 1941 г. (в феврале —апреле) оперативный план был переработан, хотя и в нем наиболее опасным стратегическим направлением считалось юго-запад­ное — Украина, а не западное — Белоруссия.

накануне вторжения

Положение на советско-германской границе, особенно весной и в начале лета 1941 г., было крайне напряженным.

Советский Союз скрупулезно соблюдал договор о ненападе­нии с Германией. Советское правительство добилось определен­ных успехов в разрешении некоторых проблем советско-гер­манских отношений. 10 июня 1940 г. была подписана советско-германская конвенция о порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов. К декабрю 1940 г. была завершена демаркация советско-германской границы. 11 января 1941 г. были подписаны труднообъяснимые соглашения между СССР и Германией о переселении из Прибалтики лиц немецкой на­циональности. По словам видного деятеля спецслужб Де Йонга, это означало ущемление интересов абвера . Однако многие из высылаемых не имели никакого отношения к немецкой раз­ведке.

Советско-германские отношения становились все более напряженными. Активизировали свою подрывную работу фа­шистские разведслужбы. Характерны такие данные: в течение года, предшествовавшего нападению гитлеровской Германии на СССР, пограничные войска в западных военных округах задер­жали около 5000 вражеских агентов и уничтожили немало хорошо вооруженных банд .

С января 1941 г. до начала войны было зарегистрировано 152 случая нарушения советской границы немецко-фашист­скими самолетами . С 1 января по 10 июня 1941 г. было задержано 2080 нарушителей границы со стороны Германии ". Советское правительство протестовало против этих наруше­ний, предупреждало о возможности серьезных последствий ин­цидентов.

наверх