Данный материал является компиляцией осмысления материалов по Су-35, Су-57, МиГ-35 и МиГ-31, вышедших в последнее время. Действительно, ситуация, которая складывается вокруг ОАО РСК «МиГ», вызывает весьма сложный комплекс чувств: недоумение, удивление, непонимание.
Действительно, буквально недавно мы осуждали слияние авиационных концернов «Су» и «МиГ», потому что понимали, что авиастроители этих фирм делали столь разные самолеты, что скрещивание «ежа и ужа» выглядело более чем сомнительно.
Однако, как показали события с 2001 года (когда был сыгран первый тендер на разработку истребителя пятого поколения), за прошедшие 20 лет РСК «МиГ» не создало ровным счетом НИЧЕГО. Проиграв продолжение советского тендера на истребитель нового поколения (напомню, что в 1986 году «МиГ» выставил свой проект 1.44, а «Сухой» - Су-47) в мае 2001 года, концерн «МиГ» не был больше замечен в новых проектах.
Понимаем так: двадцать лет несколько сотен человек просто получали зарплату, практически ничего не производя. И это не просто лавочка по производству кабачковой икры, это авиастроительная корпорация, в которую входят и конструкторские бюро, и испытательные центры, и производственные мощности заводов в Москве, Луховицах, Калязине, Нижнем Новгороде.
Но, увы, это факт: двадцать лет в РСК «МиГ» не было создано ничего, что могло бы оправдать само существование корпорации. А согласитесь, авиастроительная корпорация, которая не разрабатывает и не строит самолеты – это просто ненужный балласт, от которого необходимо избавляться.
Правда, руководство «МиГа» упорно считает, что это не так. И в распоряжении РСК «МиГ» есть продукты с большим будущим. Например, МиГ-35.
МиГ-35: улетевший в историю. Да, именно под таким названием мы говорили буквально недавно о судьбе истребителя МиГ-35 и о том, что он мог бы выручить корпорацию и быть полезным ВВС России. МиГ-35: улетает в историю за ненадобностью
И действительно, легкий истребитель в пару к тяжелому, именно так, как было расписано в материале – не самая плохая тактика. Это действительно было бы полезно, если бы не одно «НО».
У каждой медали две стороны.
Если весьма внимательно посмотреть цепочку МиГ-29М – МиГ-29М2 – МиГ-29СМТ – МиГ-35, то разница будет, конечно, но не критичная. Двигатель все тот же РД-33 по прозвищу «Дизель», за свою дымность и прожорливость, не обеспечивающий приличную дальность полета для легкого истребителя. В то время как «Сушки» могут просто «висеть» по несколько часов в воздухе, «МиГи» только недавно избавились от обидного прозвища «самолет ближнего привода». Именно в модификации МиГ-29СМТ, когда появились дополнительные топливные баки за кабиной (характерный такой «горб» - это они), продолжительность полета выросла до двух с лишним часов.
На деле же разница МиГ-29СМТ и МиГ-35 минимальная. Оба имеют одного предка, МиГ-29М2, только МиГ-29СМТ разрабатывался «для себя», а под МиГ-35 понималось несколько проектов, зачастую ориентированных на продажу.
Да, в 2019 году, на авиасалоне МАКС, РСК «МиГ» показало «новый» МиГ-35 (не путать с презентацией в Луховицах, на заводе. Это было в 2017-м). С новым (реально) радаром с АФАР от НИИ «Фазотрон» и новым комплексом БРЭО от Раменского приборостроительного бюро. Вполне как модернизация, но…
Но возникает вопрос: а почему ВКС РФ отказались от покупки самолета? Не понимают своего счастья или все-таки слишком хорошо понимают?
Относительно того, что МиГ-35, на который РСУ «МиГ» возлагало такие надежды, был куплен ВКС в «огромном» количестве 6 штук, версий было более чем достаточно.
Думаю, что истина все-таки в том, что самолет, который совершил свой первый полет в 1977 году (а именно тогда и полетел МиГ-29) просто исчерпал все возможности модернизации. Назовем это индийской точкой зрения. Индусы, известные покупатели нашего оружия, на протяжении 12 лет играли конкурс на покупку самолетов, и этот конкурс РСК «МиГ» в итоге с треском проиграл.
Можно долго говорить о предвзятости, ангажированности, давлении и так далее в сторону индийских партнеров, но все убивается одним вопросом: почему столь прекрасный самолет не приобрела для себя Россия?
Ведь «тот самый» МиГ-35 уже в начале игр с индийцами был оснащен РЛС с АФАР. Значит, не в электронике дело. Дело в устаревшем планере и откровенно старых и неэффективных двигателях. Вполне возможно, что установка нового двигателя отсрочила бы отставку самолета, но… Наверное, проще было бы разработать новый самолет.
Вот с этим, очевидно, проблемы.
Проблемы именно кадрового характера. Людей, конструкторов, которые смогут реально работать над созданием самолетов, в «МиГе» нет. Говорят, что эпоха умевших продумывать самолёты «до винтика» закончилась вместе с Владимиром Барковским. Остались одни «эффективные менеджеры», которым продажа земли в районе «Динамо» намного важнее, чем разработка новых самолетов.
Кстати, Барковский, который стал фактически последним реальным генеральным конструктором – выходец из системы «Сухой». Но он умел строить самолеты. Но в целом, «МиГ» все последние критические годы возглавляли руководители из компании-конкурента «Сухой» - Никитин, Федоров, Погосян, Коротков. Совершенно без намеков и комментариев,
В результате РСК «Миг», оставшись без инженеров-конструкторов, а в 2011-12 годах было много статей на эту тему, разговоры о предельно нищенских зарплатах в РСК «МиГ» появлялись регулярно, деградировал окончательно и бесповоротно.
Единственное, на что годна компания – это строить МиГ-29 и его модернизировать в небольших количествах. Пока еще есть покупатели. Но покупатели на столь старый самолет – дело не вечное и неблагодарное. Пример Индии и Алжира весьма показателен, хотя алжирские МиГ-29СМТ в общем пригодились и ВКС РФ.
Итак, положение аховское. Заказов на МиГ-29 нет, МиГ-35, который не сильно отличается от МиГ-29СМТ, тоже не сильно интересует зарубежных покупателей. Сегодня все в мире предпочитают машины с модернизационным потенциалом, способные служить долго, а главное – дешево. Дешево МиГи служить могут, а вот относительно длительности и современности у всех возникают вопросы.
Весь вопрос в том, сколько еще РСК «МиГ» продержится на ремонте египетских, сирийских и иранских МиГ-29. В принципе, самолет уже стал таким же символом, как АК-47, то есть, самолетом для ВВС стран третьего мира. Эритрея, Куба, КНДР…
В целом же, благополучие РСК «МиГ» полностью зависит от предприятия «Рособоронэкспорт», которое является единственным поставщиком заказов для РСК. Заключат в «Рособоронэкспорте» контракты на поставку или модернизацию МиГ-29 – будет работа. Нет – понятно.
И фактически, заказы стран третьего мира на МиГ-29 – это все, на что может рассчитывать РСК «МиГ».
Судя по всему, все всё понимают. Отсюда и прекращение попыток «раскрутить» «МиГ». Главным доказательством того, что руки опустили уже все на всех эшелонах власти, служит то, что завод РСК «МиГ» в Луховицах определен как производство по выпуску пассажирских самолетов Ил-114.
То, что на авиационном предприятии будут собирать самолеты – это прекрасно. Но то, что Ил-114 – самолет однозначно не военный, думаю, говорить не стоит.
Итак, МиГ-29 если и интересует, то страны, которые не в состоянии купить ничего более нового. МиГ-29СМТ и МиГ-35 вообще не интересуют, судя по всему, никого, по причинам, указанным выше. Что остается РСК «МиГ»? Кроме варианта окончательно раствориться в РСК «Сухой»?
Из всей номенклатуры самолетов остался МиГ-31. И здесь есть весьма интересный момент.
К МиГ-31 проявляет интерес Китай. Причем, можно добавить слово «снова», потому что однажды КНР уже хотел купить эти самолеты в 90-х годах, и не просто купить, но и приобрести лицензию на производство. Но что-то не срослось, и КНР, купив права на производство практически на всю линейку Су-27, от лицензии на МиГ-31 и самих перехватчиков отказался.
Видимо, в девяностых годах командование НОАК КНР не видела особого смысла в таких самолетах, как МиГ-31. В действительности, в КНР нет такой огромной границы, как у России, а потому нужды в сверхскоростных и самостоятельных в боевом отношении перехватчиках не было.
Но у ВВС НОАК существуют проблемы несколько иного характера.
Китай вполне освоил разработку и производство гиперзвукового оружия. Но для этого оружия нужны носители. Динамично (даже слишком) развивающийся флот НОАК требует прикрытия, а вот программа создания китайских ракетоносцев откровенно запаздывает.
Проблемы с созданием стратегического бомбардировщика Xian H-20, работы по которому идут уже больше 20 лет, а стоящий на вооружении Xian H-6, который является копией советского Ту-16, не может быть носителем гиперзвукового вооружения из-за своих скоростных качеств.
Вопрос в том, что самолет-носитель гиперзвукового вооружения должен обладать достаточной скоростью и высотой, играя роль первой ступени. Либо, это должен быть самолет с приличной грузоподъемностью.
В общем, носитель гиперзвукового вооружения мыслится либо тяжелым стратегическим бомбардировщиком, который способен унести на большую высоту и оттуда запустить несколько гиперзвуковых ракет, либо менее заметный самолет, способный разогнать «лайт-версию» ракеты, как это получилось с «Кинжалом».
Успешные испытания и применение комплекса «Кинжал», состоящего из носителя МиГ-31К и гиперзвуковой ракеты 9-C-7760. Ракета 9-C-7760 – это авиационная вариация ОТРК «Искандер».
Подобные разработки существуют и у Китая. Равно как и проблемы доставки гиперзвуковых ракет до рубежей пуска. Все-таки у КНР очень своеобразные границы и соседи, с которыми периодически возникают споры. Это и практически недоступные для техники горные районы, и морские и океанские пространства. То есть, самолет кажется вполне нормальным способом доставки ракеты на рубеж пуска.
МиГ-31К смог бы решить эту проблему для Китая. А Китай мог бы решить проблемы выживания для РСК «МиГ».
Если до настоящего времени Китай не смог создать ничего стоящего в плане стратегических ракетоносцев (не важно какого размера), то стоило бы попробовать решить проблему именно за счет МиГ-31К, которые вполне годен на эту роль.
То, что Китаю нужен такой ракетоносец, говорилось многими высокопоставленными представителями что партии, что минобороны. И есть мнение, что именно МиГ-31 – то, что нужно, потому что на современном авиационном рынке какой-то другой альтернативы просто нет.
И здесь возникает еще одна проблема. Дело даже не в том, решит ли наше руководство продавать такой самолет Китаю в случае, если тот попросит продать ракетоносцы.
Дело в другом: а сможет ли РСК «МиГ» построить самолеты.
Сегодня, напомню, РСК «МиГ» занят (с ноября 2014 года) модернизацией МиГ-31 в МиГ-31БМ и будет занят этим до 2023 года. Дальше все. Нет ни заказов, ни перспектив. Китайский заказ был бы весьма кстати, в том случае, если в РСК действительно еще могут построить ракетоносцы. Ведь последний МиГ-31 был собран в 1994 году. Почти 30 лет тому назад. Учитывая, в каком состоянии сегодня находится РСК «МиГ», это будет не очень удивительно.
И в этом случае РСК «МиГ» просто пополнит список предприятий, которые «не писались в рынок» и на производственных площадях будет в лучшем случае производиться что-то другое. В худшем – предприятия просто будут закрыты, а на их месте не будет ничего. Как это случилось с липецким и волгоградским тракторными заводами, воронежским экскаваторным заводом, АЗЛК, ЗиЛ и далее. Рынок…
В общем, нам осталось не так уж и много времени, чтобы увидеть, как все произойдет на самом деле. Но что-то мне подсказывает, что ожидать чуда не стоит. «МиГ» уйдет в историю. Но у нас есть АО «Компания «Сухой», которая уже выпускает довольно широкую номенклатуру летательных аппаратов, от истребителей до пассажирских лайнеров. Возможно, в компании «Сухой» с помощью остатков сотрудников РСК «МиГ» смогут в дальнейшем решить все вопросы развития российской авиации, вызванные умиранием авиационных фирм «Микоян и Гуревич», «Ильюшин», «Яковлев».
А МиГ-31 действительно может стать лебединой песней РСК «МиГ», как бы печально это не звучало. Многое в этом вопросе зависит от китайцев, но без чуда в виде заказов для РСК «МиГ» вопрос ликвидации - это вопрос не очень длительного времени.
Действительно, буквально недавно мы осуждали слияние авиационных концернов «Су» и «МиГ», потому что понимали, что авиастроители этих фирм делали столь разные самолеты, что скрещивание «ежа и ужа» выглядело более чем сомнительно.
Однако, как показали события с 2001 года (когда был сыгран первый тендер на разработку истребителя пятого поколения), за прошедшие 20 лет РСК «МиГ» не создало ровным счетом НИЧЕГО. Проиграв продолжение советского тендера на истребитель нового поколения (напомню, что в 1986 году «МиГ» выставил свой проект 1.44, а «Сухой» - Су-47) в мае 2001 года, концерн «МиГ» не был больше замечен в новых проектах.
Понимаем так: двадцать лет несколько сотен человек просто получали зарплату, практически ничего не производя. И это не просто лавочка по производству кабачковой икры, это авиастроительная корпорация, в которую входят и конструкторские бюро, и испытательные центры, и производственные мощности заводов в Москве, Луховицах, Калязине, Нижнем Новгороде.
Но, увы, это факт: двадцать лет в РСК «МиГ» не было создано ничего, что могло бы оправдать само существование корпорации. А согласитесь, авиастроительная корпорация, которая не разрабатывает и не строит самолеты – это просто ненужный балласт, от которого необходимо избавляться.
Правда, руководство «МиГа» упорно считает, что это не так. И в распоряжении РСК «МиГ» есть продукты с большим будущим. Например, МиГ-35.
МиГ-35: улетевший в историю. Да, именно под таким названием мы говорили буквально недавно о судьбе истребителя МиГ-35 и о том, что он мог бы выручить корпорацию и быть полезным ВВС России. МиГ-35: улетает в историю за ненадобностью
И действительно, легкий истребитель в пару к тяжелому, именно так, как было расписано в материале – не самая плохая тактика. Это действительно было бы полезно, если бы не одно «НО».
У каждой медали две стороны.
Если весьма внимательно посмотреть цепочку МиГ-29М – МиГ-29М2 – МиГ-29СМТ – МиГ-35, то разница будет, конечно, но не критичная. Двигатель все тот же РД-33 по прозвищу «Дизель», за свою дымность и прожорливость, не обеспечивающий приличную дальность полета для легкого истребителя. В то время как «Сушки» могут просто «висеть» по несколько часов в воздухе, «МиГи» только недавно избавились от обидного прозвища «самолет ближнего привода». Именно в модификации МиГ-29СМТ, когда появились дополнительные топливные баки за кабиной (характерный такой «горб» - это они), продолжительность полета выросла до двух с лишним часов.
На деле же разница МиГ-29СМТ и МиГ-35 минимальная. Оба имеют одного предка, МиГ-29М2, только МиГ-29СМТ разрабатывался «для себя», а под МиГ-35 понималось несколько проектов, зачастую ориентированных на продажу.
Да, в 2019 году, на авиасалоне МАКС, РСК «МиГ» показало «новый» МиГ-35 (не путать с презентацией в Луховицах, на заводе. Это было в 2017-м). С новым (реально) радаром с АФАР от НИИ «Фазотрон» и новым комплексом БРЭО от Раменского приборостроительного бюро. Вполне как модернизация, но…
Но возникает вопрос: а почему ВКС РФ отказались от покупки самолета? Не понимают своего счастья или все-таки слишком хорошо понимают?
Относительно того, что МиГ-35, на который РСУ «МиГ» возлагало такие надежды, был куплен ВКС в «огромном» количестве 6 штук, версий было более чем достаточно.
Думаю, что истина все-таки в том, что самолет, который совершил свой первый полет в 1977 году (а именно тогда и полетел МиГ-29) просто исчерпал все возможности модернизации. Назовем это индийской точкой зрения. Индусы, известные покупатели нашего оружия, на протяжении 12 лет играли конкурс на покупку самолетов, и этот конкурс РСК «МиГ» в итоге с треском проиграл.
Можно долго говорить о предвзятости, ангажированности, давлении и так далее в сторону индийских партнеров, но все убивается одним вопросом: почему столь прекрасный самолет не приобрела для себя Россия?
Ведь «тот самый» МиГ-35 уже в начале игр с индийцами был оснащен РЛС с АФАР. Значит, не в электронике дело. Дело в устаревшем планере и откровенно старых и неэффективных двигателях. Вполне возможно, что установка нового двигателя отсрочила бы отставку самолета, но… Наверное, проще было бы разработать новый самолет.
Вот с этим, очевидно, проблемы.
Проблемы именно кадрового характера. Людей, конструкторов, которые смогут реально работать над созданием самолетов, в «МиГе» нет. Говорят, что эпоха умевших продумывать самолёты «до винтика» закончилась вместе с Владимиром Барковским. Остались одни «эффективные менеджеры», которым продажа земли в районе «Динамо» намного важнее, чем разработка новых самолетов.
Кстати, Барковский, который стал фактически последним реальным генеральным конструктором – выходец из системы «Сухой». Но он умел строить самолеты. Но в целом, «МиГ» все последние критические годы возглавляли руководители из компании-конкурента «Сухой» - Никитин, Федоров, Погосян, Коротков. Совершенно без намеков и комментариев,
В результате РСК «Миг», оставшись без инженеров-конструкторов, а в 2011-12 годах было много статей на эту тему, разговоры о предельно нищенских зарплатах в РСК «МиГ» появлялись регулярно, деградировал окончательно и бесповоротно.
Единственное, на что годна компания – это строить МиГ-29 и его модернизировать в небольших количествах. Пока еще есть покупатели. Но покупатели на столь старый самолет – дело не вечное и неблагодарное. Пример Индии и Алжира весьма показателен, хотя алжирские МиГ-29СМТ в общем пригодились и ВКС РФ.
Итак, положение аховское. Заказов на МиГ-29 нет, МиГ-35, который не сильно отличается от МиГ-29СМТ, тоже не сильно интересует зарубежных покупателей. Сегодня все в мире предпочитают машины с модернизационным потенциалом, способные служить долго, а главное – дешево. Дешево МиГи служить могут, а вот относительно длительности и современности у всех возникают вопросы.
Весь вопрос в том, сколько еще РСК «МиГ» продержится на ремонте египетских, сирийских и иранских МиГ-29. В принципе, самолет уже стал таким же символом, как АК-47, то есть, самолетом для ВВС стран третьего мира. Эритрея, Куба, КНДР…
В целом же, благополучие РСК «МиГ» полностью зависит от предприятия «Рособоронэкспорт», которое является единственным поставщиком заказов для РСК. Заключат в «Рособоронэкспорте» контракты на поставку или модернизацию МиГ-29 – будет работа. Нет – понятно.
И фактически, заказы стран третьего мира на МиГ-29 – это все, на что может рассчитывать РСК «МиГ».
Судя по всему, все всё понимают. Отсюда и прекращение попыток «раскрутить» «МиГ». Главным доказательством того, что руки опустили уже все на всех эшелонах власти, служит то, что завод РСК «МиГ» в Луховицах определен как производство по выпуску пассажирских самолетов Ил-114.
То, что на авиационном предприятии будут собирать самолеты – это прекрасно. Но то, что Ил-114 – самолет однозначно не военный, думаю, говорить не стоит.
Итак, МиГ-29 если и интересует, то страны, которые не в состоянии купить ничего более нового. МиГ-29СМТ и МиГ-35 вообще не интересуют, судя по всему, никого, по причинам, указанным выше. Что остается РСК «МиГ»? Кроме варианта окончательно раствориться в РСК «Сухой»?
Из всей номенклатуры самолетов остался МиГ-31. И здесь есть весьма интересный момент.
К МиГ-31 проявляет интерес Китай. Причем, можно добавить слово «снова», потому что однажды КНР уже хотел купить эти самолеты в 90-х годах, и не просто купить, но и приобрести лицензию на производство. Но что-то не срослось, и КНР, купив права на производство практически на всю линейку Су-27, от лицензии на МиГ-31 и самих перехватчиков отказался.
Видимо, в девяностых годах командование НОАК КНР не видела особого смысла в таких самолетах, как МиГ-31. В действительности, в КНР нет такой огромной границы, как у России, а потому нужды в сверхскоростных и самостоятельных в боевом отношении перехватчиках не было.
Но у ВВС НОАК существуют проблемы несколько иного характера.
Китай вполне освоил разработку и производство гиперзвукового оружия. Но для этого оружия нужны носители. Динамично (даже слишком) развивающийся флот НОАК требует прикрытия, а вот программа создания китайских ракетоносцев откровенно запаздывает.
Проблемы с созданием стратегического бомбардировщика Xian H-20, работы по которому идут уже больше 20 лет, а стоящий на вооружении Xian H-6, который является копией советского Ту-16, не может быть носителем гиперзвукового вооружения из-за своих скоростных качеств.
Вопрос в том, что самолет-носитель гиперзвукового вооружения должен обладать достаточной скоростью и высотой, играя роль первой ступени. Либо, это должен быть самолет с приличной грузоподъемностью.
В общем, носитель гиперзвукового вооружения мыслится либо тяжелым стратегическим бомбардировщиком, который способен унести на большую высоту и оттуда запустить несколько гиперзвуковых ракет, либо менее заметный самолет, способный разогнать «лайт-версию» ракеты, как это получилось с «Кинжалом».
Успешные испытания и применение комплекса «Кинжал», состоящего из носителя МиГ-31К и гиперзвуковой ракеты 9-C-7760. Ракета 9-C-7760 – это авиационная вариация ОТРК «Искандер».
Подобные разработки существуют и у Китая. Равно как и проблемы доставки гиперзвуковых ракет до рубежей пуска. Все-таки у КНР очень своеобразные границы и соседи, с которыми периодически возникают споры. Это и практически недоступные для техники горные районы, и морские и океанские пространства. То есть, самолет кажется вполне нормальным способом доставки ракеты на рубеж пуска.
МиГ-31К смог бы решить эту проблему для Китая. А Китай мог бы решить проблемы выживания для РСК «МиГ».
Если до настоящего времени Китай не смог создать ничего стоящего в плане стратегических ракетоносцев (не важно какого размера), то стоило бы попробовать решить проблему именно за счет МиГ-31К, которые вполне годен на эту роль.
То, что Китаю нужен такой ракетоносец, говорилось многими высокопоставленными представителями что партии, что минобороны. И есть мнение, что именно МиГ-31 – то, что нужно, потому что на современном авиационном рынке какой-то другой альтернативы просто нет.
И здесь возникает еще одна проблема. Дело даже не в том, решит ли наше руководство продавать такой самолет Китаю в случае, если тот попросит продать ракетоносцы.
Дело в другом: а сможет ли РСК «МиГ» построить самолеты.
Сегодня, напомню, РСК «МиГ» занят (с ноября 2014 года) модернизацией МиГ-31 в МиГ-31БМ и будет занят этим до 2023 года. Дальше все. Нет ни заказов, ни перспектив. Китайский заказ был бы весьма кстати, в том случае, если в РСК действительно еще могут построить ракетоносцы. Ведь последний МиГ-31 был собран в 1994 году. Почти 30 лет тому назад. Учитывая, в каком состоянии сегодня находится РСК «МиГ», это будет не очень удивительно.
И в этом случае РСК «МиГ» просто пополнит список предприятий, которые «не писались в рынок» и на производственных площадях будет в лучшем случае производиться что-то другое. В худшем – предприятия просто будут закрыты, а на их месте не будет ничего. Как это случилось с липецким и волгоградским тракторными заводами, воронежским экскаваторным заводом, АЗЛК, ЗиЛ и далее. Рынок…
В общем, нам осталось не так уж и много времени, чтобы увидеть, как все произойдет на самом деле. Но что-то мне подсказывает, что ожидать чуда не стоит. «МиГ» уйдет в историю. Но у нас есть АО «Компания «Сухой», которая уже выпускает довольно широкую номенклатуру летательных аппаратов, от истребителей до пассажирских лайнеров. Возможно, в компании «Сухой» с помощью остатков сотрудников РСК «МиГ» смогут в дальнейшем решить все вопросы развития российской авиации, вызванные умиранием авиационных фирм «Микоян и Гуревич», «Ильюшин», «Яковлев».
А МиГ-31 действительно может стать лебединой песней РСК «МиГ», как бы печально это не звучало. Многое в этом вопросе зависит от китайцев, но без чуда в виде заказов для РСК «МиГ» вопрос ликвидации - это вопрос не очень длительного времени.
- Автор:
- Роман Скоморохов
Свежие комментарии