Что стоит за открытием европейского «бронетанкового транша» для Украины
Канцелярия президента Эммануэля Макрона объявила, что Франция приняла решение поставлять Украине лёгкие боевые колесные танки AMX-10 RC.
В нынешней военной кампании это делает ее первой страной, отправившей боевые бронированные машины западной разработки в эту страну. Зеленский тут же лизнул Макрона в Twitter, заявив, что у двух лидеров был «долгий и подробный разговор» и что руководство президента Франции «приближает нашу победу». Типа уломал-таки французского президента. Хорошо еще, что не сказал «общую победу».Daily Telegraph тут же заявила, что этим решением «президент Франции перешел красные линии, нарушил военное табу и стал первым западным лидером, решившимся на подобный шаг». Как и положено в современной западной журналистике — хлестко, забористо, сенсационно и бесконечно далеко от истины.
Что же на самом деле стоит за этим заявлением Макрона? Сразу несколько составляющих — политическая, военная и финансово-экономическая. Начнем с первой.
Главным оператором «украинского кейса», начиная с Майдана, смело можно считать Англию. Они в свое время даже американцев оттеснили. И вся континентальная Европа покорно пошла по английской колее, неся издержки и получая бесконечные проблемы. Экономических гигантов, теоретически способных претендовать на какой-либо суверенитет, на евроконтиненте на сегодняшний день осталось только два. Это Франция и Германия. Германия в лице Олафа Шольца давно уже ни на что не претендует, и с первых дней назначения энергично, в разной позитуре и с огоньком обслуживает американские и английские интересы. Их интересы на Украине «контурно совпадают».
А вот голубая мечта Макрона, претендующего на роль национального лидера — чтобы его воспринимали как самостоятельного политика. Тем более, что по суверенности возглавляемой им страны периодически наносятся таранные удары. Россия лишает их колоний в Центральной Африке. Американцы прямо из-под носа цинично увели многомиллиардный контракт на строительство двенадцати дизельных субмарин, отдав его вошедшей в AUKUS Австралии. Кроме того, у Франции — масса внутренних проблем, бесконечно далеких от разрешения. То «оранжевые жилеты» страну раскачивать начнут, то мигранты после чемпионата мира по футболу начнут машины жечь, то докеры взбунтуются, то учителя… А когда внутренние проблемы неразрешимы в принципе, по всем законам жанра надо переключить внимание общества на проблемы внешние.
Далее — военная составляющая. Все включенные в танковую тематику военные эксперты прекрасно осведомлены о том, что AMX-10 — это такое же чудо военно-инженерной мысли, как английский автомат SA-80, который его создатели доводили до ума и переделывали 97 (!) раз. Проще было бы новую винтовку изобрести.
То же самое и с французским «металлоломом на колесах». Выдали это чудо техники на-гора без малого полвека назад — в 1976 году. Раз пятнадцать пытались довести до ума. Только танк довести до ума гораздо сложнее и дороже, чем винтовку. После нескольких попыток разработчики плюнули и оставили все как есть. Пусть бегает, радует глаз. По инсайдерской информации, это чудо инженерной мысли не соответствовало ни одному параметру, изначально заявленному в техзадани на проектирование.
Собственно говоря, танком это сооружение назвать сложно — скорее тяжёлый бронеавтомобиль. В современной французской армии он играет роль чемодана без ручки. И нести тяжко, и бросить жалко. А тут — такая шоколадная возможность сплавить на Украину неликвид (к тому же еще и морально устаревший) и получить взамен десяток-другой вполне себе боевых танков Jaguar (в прошлом — совместный американо-китайский проект). Они хоть и старые, но всяко получше «француза на колесах». Да еще и навариться на этом можно, скрыв истинную стоимость и одного, и другого проекта. Ранее многие страны НАТО уже отправляли на Украину устаревшее вооружение — дабы получить взамен от американцев более современную технику. У кого-то это получилось, у кого-то нет. Кого-то вообще вульгарно кинули. Теперь сыграть в «американскую военную рулетку» под названием «Украина» решили и французы. Авось повезет. Ну а Украина привычно выступит в роли пункта сбора металлолома.
Правда, есть устойчивое подозрение, что Макрон здесь резко подсуетился именно потому, что ему это разрешили сделать реальные операторы украинского кейса, проживающие за Ла-Маншем или за океаном. Бросили кость взамен утраченного заказа на уплывшие в Австралию субмарины. Танк — неважная замена подлодке. Но лучше что-то, чем ничего.
«Макрон обогнал США, Лондон и Берлин, еще не решившихся на поставки на Украину такой бронетехники, — вещает Daily Telegraph. — Таким образом, Париж теперь перехватывает инициативу помощи Украине у Британии».
Интересно, да? Поставка дорогостоящего оружия той или иной стране — это не забег с эстафетной палочкой. Играть или не играть в «американскую рулетку» — каждый принимает решение сам, не оглядываясь по сторонам. Или не принимает, ожидая команды из-за океана. Или пытается торговаться. Тут как у кого получится.
Вслед за «танковым прыжком» Макрона США дали зеленый свет поставкам в Украину пятидесяти боевых машин пехоты «Брэдли». Вслед за Вашингтоном возможность поставки аналогичной техники разморозил и Берлин. Немцы пообещали поставить ВСУ сорок боевых машин пехоты «Мардер» в первом квартале этого года. Впервые за все время военной кампании Киеву передаются основные натовские машины. Все это похоже на спланированную акцию, слаженную игру военного оркестра.
Главная цель всех этих поставок — сохранить наступательный порыв ВСУ, который сейчас гаснет с каждым днем под Бахмутом и Соледаром. Англосаксам критически важно поддерживать огонь войны на Украине. Но на сегодня потери Украины в тяжёлом вооружении — критические. По данным украинских источников, 70% западной бронетехники уже подбито или потеряно, либо же находится в нерабочем состоянии.
Посему перед неизбежным грядущим наступлением, к которому Штаты упорно подталкивают Украину, надо накачать армии незалежной хоть какой-то техникой. Да, в ходе харьковского наступа ВСУ смогли обходить российские «опорники» и вынуждать наши войска к отступлению под угрозой окружения. Но теперь линия обороны стабилизировалась. Мобилизация сыграла свою роль. И в случае требуемого Западом наступления эту линию придется прогрызать. И просто лёгкой пехотой данную задачу не решить. Нужны БМП. И танки.
Посему не исключено, что скоро мы увидим на Украине и основные боевые танки стран НАТО. Каков в этом случае должен быть «наш ответ Чемберлену»?
Собственно, он уже готов. Наша оборонка не зря работает в три смены — в том числе идет глубокая модернизация советских танков Т-62 1960−1970-х годов, которых на базах хранения сотни, если не тысячи. Проверенная боевая машина, которая до последнего стояла на вооружении армий всех стран Варшавского договора. Так что не на Украине не исключены танковые дуэли, локальные бои и целые танковые сражения.
Но это — что касается лобового, линейного ответа на довооружение ВСУ. А будут еще ответы и «нелинейные». Но об этом мы узнаем чуть позже.
Свежие комментарии