Пикап марки «УАЗ» — одна из распространенных многоцелевых платформ российской армии. Фото Минобороны РФ
В частях и соединениях российской армии имеется обширный парк автомобильной техники различных классов и моделей. В соответствии с актуальными требованиями и планами, его постоянно обновляют за счёт закупки новой техники, а также развивают, разрабатывая перспективные образцы. В настоящее время в этих процессах наблюдается несколько ключевых тенденций, которые позволяют ожидать дальнейшее улучшение основных параметров и показателей автопарка.
Смешанный состав
В настоящее время автопарк российской армии, по различным оценкам, насчитывает до нескольких сотен тысяч автомобилей различных классов и типов. Сюда входят лёгкие внедорожники, разнообразные грузовики и специальные транспортные средства, а также бронеавтомобили, способные решать боевые задачи.
Значительную часть парка составляют автомобили-внедорожники, которые в основном используются в тылу как легкий транспорт. Главным образом, это техника марки «УАЗ» основных серийных моделей.
Бронеавтомобили «Тигр» с ПТРК «Корнет». Фото Администрация президента РФ
Также в автопарке имеется большое количество грузовых автомобилей производства предприятий «КамАЗ» и «Урал». Они используются как в качестве транспортных средств, так и в виде носителей специальных надстроек различного назначения. На них размещаются вооружения, командные пункты, вспомогательные системы и т.д.
В последние десятилетия в наших вооружённых силах широкое распространение получили бронеавтомобили. Современная история этого класса техники началась с броневиков «Тигр». Впоследствии появилась целая линейка машин «Тайфун» и ряд других образцов. Основная масса современных бронеавтомобилей рассматривается в качестве защищённого транспорта для пехоты, способного поддерживать её огнем.
Такой «трехкомпонентный» состав автопарка актуален для настоящего времени и, в целом, соответствует поставленным задачам. Тем не менее, у армии возникают некоторые вопросы, претензии и пожелания. С учетом этих факторов принимаются меры, и парк техники претерпевает изменения. В некоторых случаях речь даже идёт о формировании полноценных тенденций.
«Тайфун-ПВО» и зенитчик с ПЗРК. Фото Минобороны РФ
Пехота под бронёй
В последние активнее всего развивается направление лёгкой бронетехники, используемой в качестве транспорта для пехоты. Различные предприятия оборонной промышленности разрабатывают новые модели бронеавтомобилей с разными особенностями конструкции, характеристиками и возможностями. Часть этой техники справляется с испытаниями и затем поступает на вооружение.
Важнейшей характеристикой любого бронеавтомобиля является уровень защиты. В соответствии с требованиями Миноборон создаются броневики с разным уровнем таких характеристик. Так, недавно в войска попали лёгкие броневики «Сармат-3» с минимальным уровнем защиты Бр1, предназначенные для ВДВ и пригодные для перевозки по воздуху. В то же время, существует крупный парк машин семейства «Тайфун», которые обеспечивают круговую защиту от пуль нормального калибра, тяжёлых осколков и противотанковых мин.
Броневики не только служат в качестве защищенного транспорта и средства усиления пехоты, но и становятся носителями различных систем и вооружений. Например, на базе «Тайфуна» были разработаны самоходный миномет «Дрок» и боевая машина расчетов ПЗРК «Тайфун-ПВО». Более старый «Тигр» оснащается как различными типами пулеметов, так и ПТРК, в т.ч. с новыми пусковыми установками на несколько ракет.
Лёгкий броневик «Сармат-3» в зоне проведения Спецоперации. Фото Telegram / «Уголок Ситха»
Грузовое развитие
Локальные конфликты последних десятилетий наглядно продемонстрировали, каким опасностям подвергается грузовой автотранспорт. В связи с этим в последние годы особое внимание уделяется его защите. В рамках этой задачи принимаются меры на уровне заводов или предлагаются кустарные решения.
Так, в течение нескольких послених лет российская армия получает грузовики «Торнадо-У» с противопульным и противоосколочным бронированием кабины. Эти автомобили обеспечивают безопасность своего экипажа, позволяя решать транспортные задачи с минимальным риском для жизни. На их базе также строятся новые системы вооружений.
К сожалению, темпы производства бронированных грузовиков не позволяют быстро переоснастить весь автопарк. При этом множество грузовиков активно используется в Спецоперации и подвергается известным угрозам. Решением этой проблемы стали импровизированные комплекты навесной защиты. «Камазы» и «Уралы» получают броню кустарной разработки и производство. Хотя такая броня не всегда отличается высокой технологичностью или эстетикой, она эффективно выполняет свои функции, сберегая жизни и технику.
Защищённый грузовик «Торнадо-У». Фото Telegram / «Уголок Ситха»
Лёгкое направление
Легковой автотранспорт по-прежнему играет важную роль в жизни армии. В частности, в зоне проведения Спецоперации он используется расчётами различных систем и вооружений для быстрого перемещения между позициями, для перевозки грузов и т.д.
Одной из основных и наиболее интересных тенденций в сфере легковых автомобилей является активное участие гражданского населения в формировании подобного парка. Энтузиасты и добровольцы собирают средства и покупают машины, которые затем передают строевым частям, участвующим в Спецоперации. За счёт этого армия получает разнообразную технику, причем не только официально состоящую на вооружении.
Практика показала, что армии необходимы не только легковые автомобили, но и лёгкий транспорт повышенной проходимости. В настоящее время в части поступают новые багги и лёгкие вездеходы, сочетающие простоту конструкции и высокие ходовые характеристики. Эта техника активно используется различными подразделениями в зоне боевых действий.
Министр обороны Сергей Шойгу представляет президенту Владимиру Путину вездеход Desertcross 1000-3, ноябрь 2023 г. Фото Администрация президента РФ
Широкое распространение получили китайские вездеходы Desertcross 1000-3. Также в частях можно встретить российскую технику, такую как багги «Чаборз» и вездеходы «Сармат-2/3». На основных военно-технических выставках регулярно появляются новые образцы подобных автомобилей. Развитию этого направления помогает относительная простота таких автомобилей, а также возможность их изготовления на основе доступных агрегатов.
Непрерывное развитие
Автомобильный транспорт остается неотъемлемой частью парка техники российских вооружённых сил. От него зависят грузоперевозки в тылу и в зоне боевых действий, перемещение личного состава, использовании различных видов вооружения и т.д. Для выполнения этих задач давно был сформирован крупный парк машин разного назначения.
В процессе эксплуатации армия накапливает ценный опыт, на основе которого формируются требования к новым образцам техники, а также обновляются методы её использования. Текущая Спецоперация по защите Донбасса значительно ускоряет процесс накопления этого опыта. Кроме того, боевые действия создают новые вызовы и ситуации, требующие реакции и решения.
«Десерткроссы» в зоне проведения Спецоперации. Фото Telegram / «Уголок Ситха»
Всё это способствует непрерывному развитию автопарка: появляются новые образцы техники, а имеющиеся постоянно совершенствуются. Также закладываются основы для будущих опытно-конструкторских работ и программ переоснащения.
Первые выводы по результатам Спецоперации были сделаны еще в 2022-23 гг., и вскоре появились реальные результаты. Например, началась закупка лёгких вездеходов, а также увеличился заказ на защищённые грузовики. Вероятно, составляются и другие планы, реализация которых уже началась или ожидается в ближайшем будущем.
Таким образом, автопарк вооружённых сил, будучи важнейшим их элементом, постоянно развивается и обновляется. Его возможности постоянно растут, а параллельно идет выявление и устранение недостатков. Хотя автомобильный транспорт в основном выполняет вспомогательные функции, его развитие непосредственно влияет на боеспособность всей армии.
Свежие комментарии