На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Marina Bubon
    Хозяин магазина игрушек. Но, возможно, успеет огласить результаты аудита в Киевской кормушке…В третий раз в До...
  • Eduard
    Так люди стремятся быть разами иметь"хозяев"!Тоже против Трамп...
  • Eduard
    Ха,ха,ха! Нашла за кем прятаться спивщаяся шалава Санду,Тоже против Трамп...

Эффект сербского домино: сначала Косово, теперь в прицеле Воеводина

Эффект сербского домино: сначала Косово, теперь в прицеле Воеводина


Когда не важно - катастрофа или беда


Не столь давняя трагедия на железнодорожном вокзале в Нови-Саде – административном центре автономной от Белграда Воеводины (приграничный регион северной Сербии, граничащий с Венгрией) – вызвала вполне ожидаемую реакцию. Пошли массовые протесты против сербского правительства и лично против президента Александра Вучича.

Удивительно другое — как быстро противники пророссийского курса Белграда уцепились за беду и предприняли попытку ещё одного майдана в стране, упорно не отворачивающейся от России. В связи с чем резонно предположить, что случившееся в Нови-Саде могло быть если не заранее «организовано», то, во всяком случае, очень оперативно использовано.

Несчастье сразу решили использовать в качестве сигнала для антигосударственных эксцессов, происходящих как в Нови-Саде, так и в Белграде, других регионах Сербии. Быть может, всё это только репетиция, но сверхзадача ясна — устранение пророссийского руководства Сербии и одновременно очередное урезание непокорной страны.


Речь о нескрываемой попытке продвижения Воеводины к отделению от Белграда. Президент Сербии Александр Вучич заявил на днях:

«На севере Сербии в последние недели возобновились инициативы по предоставлению Воеводине максимально широкой автономии. Договорились до того, что Воеводина станет республикой, до идеи отделения Воеводины от Сербии. Мы обязаны противостоять этому всеми политическими средствами — Сербия была и будет единой».

Прогноз социалистической Венгрии


Дьюла Рапаи, посол Венгрии в СССР в 1970-х – начале 1980-х, в беседе с одним из авторов ещё в 1984 г. сообщил:

«После кончины маршала Тито в 1980 г. в Воеводине организуются группы местных националистов-венгров. Они создаются западными спецслужбами, но вбрасывается ложная информация, что к этому якобы причастен Будапешт. Делается это для конфликта Югославии с Венгрией».


По мнению венгерского политика, уже тогда всё делалось для того, чтобы Белград, «занимаясь Воеводиной и конфликтуя с Венгрией, ослабил контроль в Косово, где албанские сепаратисты с помощью разведок стран НАТО всё активнее день ото дня».

Такие оценки вполне обоснованы и сегодня.

Стратегически важно и то, что именно через Воеводину, в том числе через Нови-Сад, запланировано строительство в 2025–26 гг. нефтепровода из южной Венгрии в Сербию (около 300 км) для поставок российской нефти.(«Старые трубы против старого континента»).
Подчеркнём, с участием России.


Причём это сырьё запланировано перерабатывать на нефтеперерабатывающем заводе в г. Панчево (вблизи Белграда), расположенном, опять же, в Воеводине. Такой комплексный проект согласован сторонами в 2022–24 годах. Заметим в этой связи, что административная граница этого края с Сербией проходит вблизи Белграда...

Так что политическая география событий в Воеводине и в целом в Сербии нацелена также на срыв столь значимого проекта. И, соответственно, на то, чтобы Сербия зависела от нефти из других стран, которая, между прочим, минимум на треть дороже поставляемой сербской стороне из России.

Сепаратистов опекают в ЕС


С учётом упомянутых факторов и тенденций Александр Вучич заявил в начале февраля, что массовые студенческие протесты в Сербии, «поддерживаемые оппозицией, организованы иностранными спецслужбами для дестабилизации нашей страны». По словам сербского президента, проблема не только «в том, что хотят «убрать» лично меня. А в том, что они хотят разрушить Сербию, что мы наблюдаем в последнее время».

Что же касается межнациональной ситуации в самой Воеводине, сербы здесь составляют ныне две трети населения, венгры – около 15%, с учётом близких венграм местных этнических групп – почти 20%. Но, как отмечает российский политолог-балканист Дмитрий Ланин, «сепаратистские настроения в регионе сохраняются и активно поддерживаются Евросоюзом. А значит, могут быть и будут использованы».

Эксперт напоминает, что при этом ещё в 2010 г. Европарламент призывал Сербию «развивать» диалог и «улучшить» отношения с Воеводиной, хотя серьезных межэтнических конфликтов там не было. То есть призыв Европарламента, «по сути, с головой выдал позицию всего Запада в отношении этого региона».

Более того: в Воеводине в начале-середине 2010-х сепаратисты распространяли собственный паспорт, на обложке которого отсутствовали сербские государственные символы. А в местной венгерской прессе «доказывалось», что, дескать, Воеводине нужна более широкая автономия, что нужно ограничивать переселение сербов в этот край, занятие ими руководящих должностей и т. п. То же периодически повторяется и с начала 2020-х.

Обходятся без Будапешта...


Что касается организаций местных венгров в регионе, с 1994 г. там легально действует «Альянс воеводинских венгров». Эта организация – основа политической коалиции, в составе которой немало союзников: «Демократическое братство венгров Воеводины», «Демократическая партия венгров Воеводины», «Гражданский союз венгров», «Движение венгерской надежды».

Коалиция выступает за максимальную автономию края от Белграда – прежде всего, за такую автономию северных районов Воеводины (около трети её территории), где преобладают венгры. Но в этих организациях имеются откровенно сепаратистские группировки, выступающие за полное отделение региона от Сербии.


Правительственные же инстанции самой Венгрии отмечают, что в Сербии по-прежнему соблюдаются все правовые и социально-культурные условия для поддержания и развития венгерской этноидентичности. Местные венгры могут заниматься и политической деятельностью, включая учреждение национальных политических партий и других организаций.

Нет дискриминации и в сфере религиозного культа (и в Воеводине почти все венгерские жители – католики). Но тем не менее... Сербский историк и публицист Деян Лучич не сомневается, что и «принуждение Сербии к антироссийской политике», и «дальнейшее дробление страны на марионеточные государства – в бессрочных интересах Запада».

Поэтому отторжение Косово от Сербии «означает эффект домино: то есть запускает подобные тенденции в других регионах страны». По его данным, сценарий отделения Воеводины, по всей видимости, не впрямую косовский, но он существует.

Данный сценарий предполагается к реализации через инициирование референдума, где «будет предложено ответить на вопрос: хочет ли Воеводина остаться в Сербии или вступить в Евросоюз, чтобы... получать пенсии по тысяче евро». Расчёт, очевидно, делается на то, «что люди в этом случае проголосуют, образно говоря, не головой, а желудком».

Тем временем сербские источники отмечают, что в ряде соцсетей местным венграм внушают концепцию «усиления государственности» этого региона. И весьма характерный штрих: еще в 2018-м, вскоре после присвоения Брюсселем Косову собственного телефонного кода +383, уже на следующее утро в Нови-Саде, Суботице, Панчево и других городах Воеводины сепаратисты распространяли плакаты с надписью: «Теперь скоро! +384 телеком – и для Воеводины!
Ссылка на первоисточник
наверх