На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Natalia Khoshtaria
    Чем разбомбили, снежками?Русосвины вякают:...
  • Алекс Сэм
    Неужто всех среднеазиатов из России вышлют? Ты это давай там жги! Не останавливайся!Визовый режим с Р...
  • Часовщик
    Пора,пора уже мелкобритов поставить на место,достали уже паскуды.«Полностью заблок...

F-15EX: США получили лучший истребитель четвёртого поколения?


Второе рождение

Мало какая крылатая машина вызвала за последние годы больший ажиотаж в среде любителей авиации, чем новый американский F-15EX. Созданный на основе F-15QA Advanced Eagle, который компания Boeing разработала для Катара, F-15EX является наиболее продвинутой версией самолёта F-15. Еще недавно EX казался просто смелой инициативой Boeing, однако 2 февраля самолёт совершил первый полёт. После этого корпорация показала множество фото и видео новой машины, на которых мы могли видеть самолёт в камуфляже американских ВВС: нужно сказать, истребитель было очень легко спутать со старым учебно-боевым F-15D, имеющим по сути почти идентичную светло-серую окраску. Также издалека машину сложно отличить от ударного F-15E, который, впрочем, имеет более тёмный камуфляж.


В широком смысле новый самолёт объединяет в себе возможности этих двух машин на качественно новом уровне. Он выступает и как «продвинутый» истребитель, способный нести множество ракет класса «воздух-воздух», и как один из самых мощных тактических ударных самолётов современности.

Первый истребитель F-15EX ВВС США получили 10 марта: самолёт доставили на авиабазу ВВС Эглин (Флорида) с завода компании Boeing в Сент-Луисе. Вскоре военные приступят к лётным испытаниям машины. Второй самолёт ВВС должны будут получить примерно в апреле, остальные машины первой партии поставят к 2023 финансовому году. Небольшие объёмы не должны смущать: очевидно, это лишь начало (в противном случае сама затея не имела бы, по сути, никакого смысла). Американский военный бюджет на 2021 финансовый год имеет средства на закупку следующей партии из 12 F-15EX, а в последующие четыре финансовых года планируют купить ещё 72 такие машины. В целом американские ВВС рассчитывают в конечном счёте получить около 200 таких машин.


Цифра, кстати, довольно примечательна. Примерно столько по состоянию на 2019 год было в распоряжении ВВС США упомянутых ваше F-15E Strike Eagle, хотя конкретно сейчас F-15EX видят, прежде всего, как замену более старым F-15С/D.

Примечательна оценка самолёта полковником Шоном Дори, руководителем программы F-15EX ВВС США. Он заявил следующее:

«Благодаря большому объёму вооружения, «цифровой магистрали» и открытой архитектуре F-15EX станет ключевым элементом нашего парка тактических истребителей и дополнит пятое поколение. Кроме того, он способен нести гиперзвуковое оружие, что даёт ему нишевую роль в будущих конфликтах равных соперников.»

Лестная оценка для машины, которую ещё недавно многие считали откровенно лишней для ВВС США, уже традиционно делающих ставку на закупку истребителей пятого поколения.

«Орёл» с характером


В чём же преимущества новой машины перед другими представителями четвёртого поколения? Основные достоинства самолёта выглядят следующим образом:

— Мощная радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) Raytheon AN/APG-82;
— Передовая система радиоэлектронной борьбы Eagle Passive/Active Warning and Survivability System;
— Современная цифровая кабина, оснащённая большими дисплеями (на более ранних F-15 установлены относительно маленькие дисплеи, вызывавшие нарекания лётчиков);
— Чрезвычайно большая грузоподъёмность;
— Широкий набор вооружений класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».


Традиционно именно два последних пункта вызывают наибольший интерес. Самолёт неспроста называют «самым тяжеловооруженным истребителем». Боевая нагрузка F-15EX составляет 13 тонн. Для сравнения: у самого совершенного российского истребителя четвёртого поколения — Су-35С — этот показатель составляет 8 тонн. У претендующего на звание лучшего европейского истребителя Eurofighter Typhoon боевая нагрузка и того меньше — 7,5 тонн.


Общее количество переносимых ракет класса «воздух-воздух» у F-15EX может достигать 22-х единиц. Это больше, чем может взять любой истребитель четвёртого поколения и любой истребитель пятого поколения (включая внешние узлы подвески). Если говорить о вооружении класса «воздух-поверхность», то машина может брать до 28 корректируемых авиационных бомб типа Small Diameter Bomb. Их 100 килограммовый вес не должен вводить в заблуждение: о том, что могут сделать на войне малые и сверхмалые авиационные средства поражения, мы хорошо могли видеть во время прошлогоднего конфликта в Нагорном Карабахе.


Если и этого покажется недостаточным, то, как уже отмечалось выше, самолёт будет способен нести «гиперзвуковое оружие длиной до 22 футов и весом до 7000 фунтов». Его можно будет разместить на центральной подвеске. Неясно, какое именно гиперзвуковое оружие ВВС рассматривают для интеграции с F-15EX: имеется ряд возможных вариантов, в том числе несколько гиперзвуковых крылатых ракет. Как отмечает издание The Drive, какое бы вооружение F-15EX ни нёс в будущем, выбранная для него роль платформы для гиперзвуковых систем подчёркивает, что эти самолёты не просто заменят старые F-15, но дадут подразделениям ВВС, оснащённым ими, принципиально новые возможности.

Старикам здесь место


Так можно ли считать F-15EX лучшим истребителем четвёртого поколения? Очевидно, ответ на этот вопрос лежит за пределами простого сравнения нагрузки, возможностей РЛС или боевого радиуса. И даже за пределами фактора малозаметности летательного аппарата, хотя это, безусловно, очень важный показатель даже для машин четвёртого поколения, у которых данная особенность изначально не ставилась конструкторами во главу угла.

Есть слишком много комплексных вопросов, ответ на которые не получится найти «здесь и сейчас». Это касается и вооружения, и концепции применения, и, конечно, профессионализма пилотов. Одно можно сказать наверняка: новый F-15 входит в пятёрку, а возможно, и в тройку мощнейших истребителей четвёртого поколения, уступая лишь пятому поколению. Главным образом, конечно, в плане малозаметности.


Стоит отметить, что рассмотрение самолёта как полноценной альтернативы пятому поколению не имеет под собой оснований. F-15EX будет дополнять F-35, а не заменит их, как предполагают некоторые. Он будет выступать своего рода «летающим арсеналом». Как известно, недостатком F-35 отчасти является то, что он может брать только четыре ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM во внутренние отсеки, в то время как усиление военно-воздушного потенциала России и КНР говорит о том, что этого может быть мало. В числе планов американцев — усиление вооружения F-35 путём увеличения носимых внутри ракет до шести. Однако когда именно строевые машины получат такую возможность — неизвестно. В этом смысле появление F-15EX вполне оправданно (помимо того, что самолёт видят платформой для ударных вооружений).

Подобный «дуализм поколений», кстати, прослеживается и у американских ВМС. Напомним, в прошлом году совершил первый полёт F/A-18 Block III Super Hornet, который можно назвать самым совершенным палубным истребителем четвёртого поколения. И который будет в течение долгих лет нести службу бок-о-бок с, казалось бы, намного более передовыми F-35C.
Автор:
Илья Легат
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх