На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 385 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Россия надеюсь не допустит и вообще Молдавию вернет!Осуществит ли Мол...
  • Харченко Александр
    С каких пор Абхазия стала любить Россию, когда рубильник выключили?«Брат заплати»
  • Air
    Сколько раз увидишь хохложида-столько раз его убей!!!! Это живое воплощение ада, фашист и сатанист!!!!«Мы пошли другим ...

Шпионские игры: операция «подложное письмо»

Конрад Аденауэр

Много интересных рассказов из истории шпионажа содержится в свежей книге «Власть секретных служб» (U. Klußmann, E.-M. Schnurr - Die Macht der Geheimdienste), которая в этом году вышла в Германии. Один из них про то, как советская разведка написала письмо от бывшего канцлера ФРГ Конрада Аденауэра (Konrad Hermann Joseph Adenauer).

«Сила спецслужб»


«Власть секретных служб» (или «Сила спецслужб») не единственная подобная книга, вышедшая в 2020 году. В частности, в новинке от Хериберта Швана (Heribert Schwan) «Шпионы в коридорах власти» (Spione im Zentrum der Macht, 2020) рассказывается о работе спецслужб ГДР (Восточной Германии) в годы холодной войны. Об агентах «штази» Министерства государственной безопасности ГДР (Ministerium für Staatssicherheit), которые внедрялись в государственные, силовые и политические структуры Западной Германии. Известным шпионом «штази» был Гюнтер Гийом, один из референтов канцлера ФРГ Вилли Брандта (1969–1974 гг.).

Хериберт Шван изучил тысячи документов и сообщил, что в конце 1980-х годов в Федеративной Республике Германии на разведку ГДР работало около 2 000 штатных и внештатных агентов. Они проникали в окружение канцлера, в министерства, силовые структуры и штабы ведущих партий.

Одним из методов штази была так называемая «медовая ловушка». Агентов использовали, чтобы соблазнить объект на романтические или любовные контакты. Далее объект использовали вслепую, либо вербовали. Спецслужбы ГДР проводили операцию «Ромео». В качестве агентов подбирали интересных, привлекательных мужчин и нацеливали их на одиноких, чаще всего немолодых женщин, работающих секретаршами, стенографистками и другими работницами в федеральных министерствах и ведомствах ФРГ. Агенты соблазняли и вербовали женщин.

Для других завербованных (не только женщин) важную роль играла идеология, они считали себя борцами за коммунизм, мир и прогресс. Многие работали на спецслужбы чисто из материального интереса.


Канцлер ФРГ Вилли Брандт. За его спиной в темных очках - восточногерманский шпион Гюнтер Гийом

Попытка дискредитации Шрёдера


В конце 1972 года партия христианских демократов (в экономике она выступала за социально-рыночную экономику, во внешней политике – за поглощение Восточной Германии) попыталась организовать в бундестаге вотум недоверия лидеру социал-демократической партии и федеральному канцлеру Брандту.

Канцлер проводил так называемую «Новую восточную политику», направленную на сближение с ГДР и социалистическими странами Европы. Бонн признал суверенитет ГДР, государственную границу между двумя германскими республиками, между странами были установлены дипломатическое отношения, усилены межгерманские экономические связи. Социал-демократический канцлер отказался от прежней политики христианско-демократических правительств – политики игнорирования ГДР как «оккупированной территории». Расчёт был на постепенную демократизацию Восточной Германии («изменение через сближение») и будущее добровольное объединение Германии. Также Бонн признал восточные границы ГДР, подтвердил границы Польши и Чехословакии.

Однако христианские демократы не смогли свалить Брандта. Им не хватило всего двух голосов. Позднее выяснилось, что восточногерманская разведка заплатила как минимум двум депутатам федерального собрания, чтобы они проголосовали за канцлера. В итоге Вилли Бранд удержался на своем посту и продолжил провосточную политику. А социал-демократы выиграли состоявшиеся вскоре досрочные выборы. Лидеру христианских демократов Райнеру Барцелю пришлось уйти.

На место председателя ХДС претендовал бывший министр внутренних дел Германии (1953–1961, 1961–1966), министр обороны (1966–1969) Герхард Шрёдер - полный тёзка будущего канцлера уже объединенной Германии Герхарда Шрёдера (1998–2005). Но если более современный Шрёдер был сторонником сближения ФРГ и России, то христианский демократ Шрёдер, наоборот - выступал за укрепление связей с НАТО и США, а также за противостояние с ГДР и СССР. Его приход к власти мог нарушить политику разрядки напряженности. Поэтому Шрёдера попытались дискредитировать.

Задание подполковника Португалова


Задание поручили подполковнику КГД Николаю Португалову, официально - журналисту-международнику. Он был специалистом по ФРГ. Офицер должен был подготовить подложное письмо, датированное 1966 годом, от уже умершего канцлера Германии Конрада Аденауэра. В письме тот якобы предостерегал христианских демократов от избрания Шрёдера главой партии. Мол, министр иностранных дел слишком опирается на связи с США, пренебрегая Францией. Аденауэр уже умер и опровергнуть документ не мог.

Португалов провёл большую работу: читал письма и мемуары бывшего канцлера, изучал записи выступлений. Старался вникнуть в стиль, психику Аденауэра. В 1999 году в интервью Spiegel журналист сказал:

«Я уже сам думал почти как Аденауэр».

Обманку пытались по каналам восточногерманской разведки опубликовать в ведущих СМИ ФРГ. Однако без успеха. Документ всё же опубликовали, но желаемого эффекта не добились.

Тот Шрёдер не стал лидером ХДС, но совсем по другой причине.

Пост главы христианской партии в 1973 году занял другой претендент – Гельмут Коль. Он также был твердым консерватором и в 1982 году стал федеральным канцлером, который объединил Германию.
Автор:
Самсонов Александр
Использованы фотографии:
https://www.dw.com/ru/
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх