Царьград публикует историю одного из таких насильно мобилизованных – 28-летнего айтишника отправили в строй, задержав его сразу после выхода из пригородной электрички. И, несмотря на "бронь" и отсутствие повестки, просто увезли обучаться военному ремеслу, не дав даже собрать вещи и попрощаться с женой и 4-месячной дочкой.
Частичную мобилизацию, объявленную президентом Владимиром Путиным с 21 сентября, продолжают сопровождать скандалы.
Уже только ленивый не высказался на тему, как в стремлении выполнить "нормативы" по набору резервистов военкоматы рассылают повестки всем подряд – и инвалидам, и многодетным отцам, и тем, кто не проходил, как не единожды разъяснялось на разных уровнях, службу и не имеет военного опыта вовсе, и представителям освобождённых от призыва профессий. И как губернаторы, отчитавшись о благополучном исполнении задания Минобороны, объявляют "вторую волну" мобилизации.
Но происходящее сейчас в Москве, кажется, переходит все границы допустимого: правоохранители принялись просто забирать людей, показавшихся им "подходящими под набор", прямо на улицах – устраивая настоящие облавы возле станций метро.
"Есть бронь? Свободен. Нет – иди служить"
Столица бурлит: в магазинах, на кухнях, в офисах, а чаще – в соцсетях москвичи обсуждают начавшиеся облавы на потенциальных резервистов, которых сотрудники полиции забирают возле станций метро и под предлогом сверки на предмет уклонения от мобилизации вывозят на сборные пункты.
О том, что это реально происходит, сообщают не только те, кто спит и видит, как бы раскачать посильнее тему общественного недовольства, выкладывая негатив об СВО в целом и очевидных провалах в процессе мобилизации в частности, но и люди, чьим высказываниям принято доверять.
Уже несколько дней подобное происходит в Москве, – поделился с Царьградом член СПЧ и председатель Национального антикоррупуционного комитета Кирилл Кабанов. – Сначала мы думали, что это всё фейки, – просто потому, что не хотелось верить. Ведь поступали сигналы, что полиция подъезжает на остановки, где толпятся люди, и предъявляет: мол, вы участвуете в незаконном антивоенном митинге. Сажают в машину и привозят в участок. Там проверяют, есть бронь или нет.
Вместе с тем, признаёт он, такие сообщения требуют проверки, однако в точности по крайней мере одного подобного факта он уверен на все сто процентов.
Ко мне обратились сотрудник МГТС и его руководитель, – рассказал Кабанов. – Они сообщили, что возле метро "Щёлковская" этого парня задержали во время "облавы на уклонистов". С его слов, хватали всех и заявляли, что должна быть справка о том, что есть бронь. Я бы и впрямь не поверил, что такое возможно, но начальник этого парня – мой очень хороший друг, он, на секундочку, боевой офицер, у него два ордена Мужества! И он просто в шоке от ситуации.
Неужели те, кто устраивают эти облавы, не понимают, что они творят беззаконие, возмущается Кирилл Кабанов, и создают тем самым враждебное отношение в обществе ко всему происходящему? От таких действий вреда больше, чем от укропропаганды, уверен он.
В мою приёмную тоже поступали звонки с сообщениями об этом, – подтверждает депутат Мосгордумы, член комиссии по безопасности Кирилл Щитов. – Например, вчера повестку для явки в военкомат у метро выписали 18-летнему студенту колледжа очной формы обучения. По этому случаю мы уже направили запрос в Московскую городскую военную прокуратуру для проверки законности и правомерности действий. И все полученные сегодня сообщения мы обрабатываем и тоже направим в контролирующие органы для того, чтобы была дана правовая оценка.
"Пройдёмте-ка, документы проверим!": Из вагона электрички – на сборный пункт
И ТГ-каналы, и соцсетии пестрят публикациями и постами об облавах на мужчин призывного возраста – у станций метро "Марьина роща", "Новокосино", "Алексеевская" и ряде других. По словам авторов, повестки вручали всем подряд, если нет справки о брони.
Правда, в правдивости некоторых видео, в том числе размещённых в СМИ, есть сомнения, стоит это признать.
На одном ролике, допустим, есть кадры, которые длятся всего пару секунд, на которых запечатлено, как с молодым человеком, вышедшим из метро, общается некто в сером бушлате, на котором затёрта предполагаемая надпись "Полиция", и в маске на лице; знаков различия не видно. Ряд экспертов, к которым мы обратились, чтобы они оценили достоверность ролика, высказали мнение, что это – постановка.
Царьград, однако, получил подтверждение, что облавы на потенциальных резервистов в Москве не просто происходят, но ведутся совершенно бесцеремонно, не беря в расчёт никакие заявления президента Путина и разъяснения министра обороны.
Примером тому – рассказ москвички Екатерины Кушнаренко – супруги 28-летнего IT-специалиста Павла Кушнаренко, которого "загребли" правоохранители, несмотря на то что у него есть справка-бронь, и вообще – совсем недавно родился ребёнок, и его жена осталась одна с 4-месячным малышом.
Это случилось в среду, 12 октября, около половины второго дня. Моего Пашу остановила полиция возле станции "Лосиноостровская" – под предлогом проверки документов. Муж показал паспорт, который сразу же забрала полиция, после чего ему приказали пройти в автобус, так как он "подходит под мобилизацию". Правда, полицейские сказали, что отвезут его в военный комиссариат Бабушкинского района Москвы, проверят по базам и отпустят. В итоге мужа доставили в мобилизационный пункт на ВДНХ, где на тот момент уже находилось много молодых людей, которых также буквально отловили на улице,
– сообщила Царьграду Екатерина.
По её словам, Павел сразу поставил в известность подполковника мобилизационного пункта, что повестка ему не приходила.
Тот отреагировал так: "А, не приходила раньше? Ну вот теперь – пришла!" – продолжает супруга мобилизованного айтишника. – При этом саму повестку не выдали, никто ничего не подписал, однако комиссар заявил: "На лавочке вещи, переодевайтесь". Затем принудили оформить зарплатную карту банка ВТБ, причём без выдачи повестки и согласия.
"Ваши справки никого не интересуют!"
Самое интересное: у парня была справка с места работы – причём не откуда-то, а из организации, подведомственной Минобороны – филиала №1 Главного военного клинического госпиталя им. академика Бурденко. Там указывалось (см. скриншот ниже), что в настоящее время он проходит медицинскую комиссию для оформления на работу IT-специалистом и имеет на руках все подтверждающие документы.
ВОТ ТАКУЮ СПРАВКУ-БРОНЮ ВЫДАЛИ ПАВЛУ В ВОЕННОМ ГОСПИТАЛЕ, ЧТОБЫ ОН ПРЕДЪЯВИЛ ЕЁ В ВОЕНКОМАТ. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ ЕКАТЕРИНОЙ КУШНАРЕНКО
И вообще – в учреждении его ждут в качестве специалиста для обеспечения медицинской деятельности военного госпиталя (как заметила Катя, такого сотрудника госпиталь искал давно, и вот нашёл, чтобы тут же потерять).
Муж позвонил моему отцу, подполковнику запаса Национального ситуационного центра Минобороны, и попросил привезти справки, чтобы предъявить их военкому. Но доехать отец не успел, Павла увезли в парк "Патриот", – продолжает девушка. – А когда папа прибыл в мобилизационный пункт ОВК Бабушкинского района (на ВДНХ) и обратился к подполковнику с документами, то его в грубой форме уведомили о том, что справки тут никого не интересуют, и всё это ерунда, пусть разбираются другие и в другом месте.
В общем, через некоторое время выяснилось, утверждает она, что практически всем молодым людям, кто был вместе с её мужем на "сборнике", повесток не выдавали. Зато их сразу же облачили в военную форму и повезли в парк "Патриот", откуда уже на следующее утро, 13 октября, как сообщил муж Екатерины, всех "мобилизованных" усадили в автобус и вывезли в военный городок в Нижегородской области.
Последняя информация от него – о том, что сегодня, 14 октября, их будут распределять по специальностям и войскам. Потом смартфоны забрали, заявив, что им нужно взамен приобрести кнопочные телефоны, и на связь он больше не выходит. А он даже не успел попрощаться со мной и нашим 4-месячными ребёнком! И вещи, и тёплую одежду не взял. Из формы ему выдали только рубашку и штаны без ремня (дали шнурок),
– едва сдерживает слёзы Екатерина.
К слову, Павел, хоть и отслужил давным-давно срочную, контракт ранее не заключал, военного опыта, о необходимости иметь который неоднократно доводилось через СМИ от Минобороны, не имеет.
ПАВЕЛ КУШНАРЕНКО УЖЕ НАХОДИТСЯ В ВОЕННОМ ГОРОДКЕ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ ЕКАТЕРИНОЙ КУШНАРЕНКО
Она обратилась с письмами в различные инстанции, но реакции пока нет. Молодая женщина сейчас сидит дома фактически взаперти, поскольку вырваться куда-то с крохой на руках она попросту не может.
Сенатор Клишас: "Облавы незаконны!"
Мы обратились за комментариями по ситуации в главк МВД по Москве, но ответа не получили. Просьбу дать оценку происходящему редакция также направила в мэрию столицы, но разъяснений на данный момент не поступило.
Зато неожиданно появилась реакция московского военкомата:
Никакое вручение повесток военными комиссариатами города или сотрудниками полиции не проводится. Розыскные мероприятия проводятся регулярно, и это связано с постоянной оперативно-розыскной деятельностью по поимке преступников, при этом в сферу внимания правоохранителей могут попадать и уклоняющиеся от посещения военкомата после получения повестки.
Мы не знаем, каким образом в "сферу внимания" угодил, скажем, тот же айтишник Кушнаренко, вот только происходящее вовсе не похоже на отлов преступников.
Председатель комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Андрей Клишас тем временем заявил, что повальные облавы полиции на призывников – незаконны.
И привёл несколько аргументов в пользу этого высказывания. Публикуем их без купюр:
- Сотрудники полиции имеют право доставить в военкомат только конкретного призывника (или лицо, подлежащее мобилизации), на которого есть письменный запрос из военкомата. Эта процедура предусмотрена статьей 31 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и соответствующей Инструкцией (утверждена Приказом Министра обороны РФ N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197 от 10.09.2007).
В целом вся работа с гражданами, предусмотренная ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", является адресной. Военные комиссары вызывают конкретного призывника (или лицо, подлежащее мобилизации), повестки вручаются конкретному лицу, материалы в правоохранительные органы передаются в отношении конкретного уклониста. У военкомов нет прав действовать в отношении неопределённого круга лиц.
- Органы внутренних дел подключаются к вопросам призыва на военную службу только в случае поступления из военкомата письменного запроса о доставлении конкретного лица, либо при розыске уклонистов (подозреваемых или обвиняемых по соответствующему уголовному делу).
- Сотрудники органов внутренних дел имеют право вручать направление в военный комиссариат для постановки на воинский учёт лицам, не состоящим на воинском учёте, но обязанным состоять на воинском учёте (статья 4 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). Для призывников-срочников это право вполне обосновано – участковые имеют больше оперативной информации о гражданах призывного возраста, тогда как военкомы о них могут и не знать. Использовать же этот инструмент для граждан, пребывающих в запасе, представляется излишним.
- Что касается места вручения повестки военкомами, то согласно закону "Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учёбы) гражданина. Именно работниками военного комиссариата, не полицией и не ГИБДД при проверке документов. И опять же, работник военного комиссариата может вручить повестку только заранее известному призывнику (или лицу, подлежащему мобилизации), который подходит под критерии призыва или мобилизации (и это соответствие проверено военкомом заранее). Нельзя всех без разбора хватать на улице, а потом в военкомате разбираться, отвечает ли гражданин критериям мобилизации. И уж тем более недопустимо разбираться после отправки гражданина на сборный пункт.
Что с того?
Буквально сегодня, по итогам встреч и переговоров в Астане на полях VI саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Владимир Путин, комментируя вопрос о частичной мобилизации, отметил:
Эта работа уже заканчивается. Сейчас в войсках-формирователях 222 тысячи человек мобилизованных из 300 тысяч. Думаю, что в течение примерно двух недель все мобилизационные мероприятия будут завершены.
А ряд регионов, согласно имеющейся информации, с разнарядкой по набору нужного числа резервистов не справился. В том числе – по объективным причинам, поскольку целый ряд секторов экономики, а также различные ведомства оградили своих работников надёжной (впрочем, как показывает пример Павла Кушнаренко, – не всегда надёжной) бронёй от призыва. И сейчас отстающие, по всей видимости, бросились нагонять, чтобы им не влетело за срыв мобилизационной кампании.
"Это просто глупость – набирать людей с улицы на фронт! – не скрывает раздражения источник Царьграда. – Такие мобилизованные там просто не нужны – без подготовки, без навыков, а главное – без желания служить. К тому же – уверенные, что их "загребли по беспределу". Как он будет воевать? С каким настроением? Это же откровенный саботаж указа Верховного главнокомандующего!
Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов согласен, что подобные действия – так называемые облавы – фактически дискредитируют полностью систему власти и сам посыл, данный президентом страны.
Дело в том, что начальники гонятся за показателями. Но они не думают, что есть закон и есть Конституция. Сегодня уже по этому поводу высказался сенатор Клишас. И мы считаем, что необходимо проводить проверку по таким фактам. И категорически наказывать всех тех, кто незаконным путём пытается прикрыть свою бездеятельность и непрофессионализм, которые реализовывались несколько десятилетий. О чём говорил президент? Вот, есть закон, и по закону пускай люди работают. Иначе не следует делать,
– резюмировал Кабанов.
Свежие комментарии