На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Vladimir Vlasov
    Сказки хохляцкого леса.Сбить из авиапушк...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    Богдан Хмельницки...
  • Серж Брукс
    Все описали для кого для чего?Только один вопрос :»Откуда взлетел этотF-16 и почему на 4-м году войны функционируют и...F-16 в ходе боя н...

Радиоактивная река уничтожила целую деревню. Никто не был наказан

Радиоактивная река уничтожила целую деревню. Никто не был наказан Фото: imago stock&people / Globallookpress

Одна из самых крупных европейских техногенных катастроф произошла в 2010 году в Венгрии на заводе по производству алюминия. В результате прорыва дамбы, удерживающей опасный химический отход – жидкий красный шлам, – реки яда хлынули в жилые районы, затопив земли и дома.

Смертельными багровыми реками оказалась полностью уничтожена целая деревня. А представители завода, которых обвиняли в преступной халатности, в итоге вышли сухими из воды – суд полностью их оправдал. Поэтому официально причины ЧП до сих пор остаются не выясненными до конца.

Волна, несущая смерть

4 октября 2010 года Венгрию потрясла крупнейшая в истории этой страны техногенная катастрофа, позже признанная одной из крупнейших вообще в Европе. ЧП произошло в 160 километрах от Будапешта, на заводе по производству алюминия Ajkai Timföldgyár Zrt у города Айка. Здесь перерабатывался глинозём, побочным продуктом производства было опасное вещество – красный шлам. Красная жидкость, содержащая в себе тяжёлые металлы и щёлочь, копилась в специальном резервуаре, который был огорожен плотиной.

Эту-то плотину и прорвало, из-за чего около миллиона кубов красного шлама вырвалось на свободу и багровыми реками хлынуло на ближайшие территории. Волны едкого вещества в считаное время затопили окрестности и жилые пункты – основной удар на себя приняли деревня Колонтар, городки Девечер и Шомловашархей. Площадь поражения составила более 40 квадратных километров, было затоплено около 400 частных подворий. Мощная кирпично-красная волна, как вспоминали позже очевидцы, сминала и сметала всё, что было на её пути.

На западе Венгрии было объявлено чрезвычайное положение. Началась эвакуация людей, многие местные жители, не ожидавшие затопления их домов и подворий ядовитой красной щёлочью, пострадали. Погибли десять человек, в том числе трёхлетний ребёнок, около 130 получили химические ожоги.

Оказались заражены земли и водоёмы – в них заливали гипс, чтобы путём химических реакций нейтрализовать опасный шлам.

прорыв дамбы

Ситуация вокруг прорыва дамбы. Фото со спутника НАСА. Фото: z03 / Globallookpress

На место ЧП были срочно откомандированы все ближайшие части МЧС, полиции и подразделения химзащиты венгерского министерства обороны. А руководство химзавода в это же время пыталось обелить себя на фоне происходящего – вплоть до того, что заявило: дескать, из хранилища вытек только верхний слой шлама, где наименьшее количество опасных веществ, а самые тяжёлые взвеси, химически насыщенный "ил", остались на дне резервуара. Однако тяжкие последствия, которые повлекла авария, не убеждали общественность в этой версии.

Причины ЧП должно было установить следствие, поскольку почти сразу после катастрофы было возбуждено уголовное дело по статье "Халатность". Чрезвычайный штаб, организованный по факту ЧП, возглавил на тот момент министр внутренних дел Венгрии Шандор Пинтер.

Мы выясняем, кто несёт ответственность за произошедшее. Следователи осматривают дамбу и изымают документы, которые помогут выяснить, был ли резервуар с химикатами построен по всем правилам и обслуживался ли он должным образом,

– говорил он в комментариях журналистам.

Зашламили Дунай

Дальше события развивались стремительно. Уже 7 октября венгерская Служба по контролю за водными ресурсами взяла пробы воды из Дуная и обнаружила, что содержание щёлочи в реке сильно превышено. Это означало, что красный шлам попал в воду в критическом количестве, что создало угрозу всей экосистеме этого водоёма. 9 октября выяснилось, что из резервуара, где ещё оставалось немало шлама, могут вытечь его остатки (которых было ещё довольно много), поэтому провели следующий этап эвакуации местных жителей.

Некоторые мои коллеги, которые наблюдали за похожими накопителями в Австралии, говорят, что нужно смотреть за тремя вещами: во-первых, красные шламы содержат большое количество фтора, превышение которого в организме приводит к весьма нехорошим последствиям, в том числе для зубов. Во-вторых, необходимо вести тщательный контроль за содержанием тяжёлых металлов. И, в-третьих, доказано, что красный шлам содержит в себе достаточно большое количество радиоактивных элементов. Поэтому необходимо вести мониторинг по трём этим направлениям,

– отмечал вскоре после катастрофы руководитель токсической программы экологической организации "Гринпис – Россия" Алексей Киселёв.

12 октября парламент Венгрии объявил о том, что компания – владелец завода, где произошло ЧП, будет национализирована. Всем пострадавшим были обещаны компенсации за счёт той самой компании-владельца, MAL Zrt. Та, в свою очередь, поспешила наконец принести извинения и подтвердила, что готова финансово отвечать за последствия катастрофы перед теми, кто оказался её жертвами. Министр по делам окружающей среды Венгрии Золтан Иллеш оценивал предполагаемую сумму выплат в 73 миллиона евро.

16 октября того же 2010 года завод снова заработал. Спустя год основные работы по очистке территорий и разбору завалов были окончены. В тот же период заводу пришлось выплатить крупный штраф в 472 миллиона евро за причинённый окружающей среде вред.

Виновных не нашлось

Ещё 11 октября венгерская полиция в рамках вышеупомянутого уголовного дела задержала Золтана Баконьи – главу компании MAL Zrt. Его хотели арестовать, однако уже 14 октября муниципальный суд города Веспрем (центр области, где находится химзавод) не нашёл доводы прокуратуры достаточными для предъявления обвинений и постановил немедленно освободить Баконьи.

Следствие по делу о причинах прорыва дамбы и утечки красного шлама длилось довольно долго – в суд материалы ушли только в 2012 году. На скамье подсудимых, кроме Баконьи, оказались ещё 14 его подчинённых. Им было предъявлено обвинение в халатности, а также нарушении правил хранения отходов и нанесении ущерба окружающей среде. Но в начале 2016 года все фигуранты дела были оправданы – несмотря на доводы обвинения и показания свидетелей, судья постановил, что вероятной причиной катастрофы была… нестабильность грунта, которая привела к трагедии.

Как писали позже присутствовавшие при оглашении вердикта журналисты, когда судья зачитывал своё решение, в зале раздавались возмущённые возгласы. Но народное мнение никого не волновало – из зала экс-обвиняемые вышли свободными людьми…

Несмотря на оправдательное решение суда, точные причины ЧП до сих пор официально считаются невыясненными.

Кстати, в деревне Колонтар после техногенной катастрофы были снесены все дома – они были более непригодны для жилья. Оставили нетронутым только один, принадлежавший жертве той катастрофы, в качестве страшного напоминания о том дне, когда багровые реки принесли сюда разрушения и смерть. Действительно ли произошедшее стало уроком для бизнесменов, занятых в химической промышленности? Вопрос остаётся открытым.

Глобальные катастрофы – мир в огне

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх