Я достаточно внимательно слежу за тем, что происходит в стране в последнее время. Все громче и прямолинейнее власть и её голоса в СМИ говорят о том, что конфликт на Украине приобрел совсем другой размах и превратился в чуть прикрытое украинской тематикой противостояние России и Запада. Все чаще я слышу о войне нашей страны и НАТО, и даже США.
Причем обе стороны всячески отрицают свое участие в этой битве. Москва, Брюссель и Вашингтон обвиняют друг друга в эскалации конфликта. При этом на любом уровне подчеркивают свое миролюбие и нежелание расползания конфликта по миру. Такая странная ситуация: все против войны, но она захватывает все новые и новые государства.
Мы много пишем о том, что происходит «у них», но стараемся не касаться того, что происходит «у нас». Точнее, мы стараемся не замечать не только реальных действий нашего руководства, но и перспектив на будущее. Тех самых перспектив, без которых мы просто не сможем победить в этой СВО. Несмотря на менталитет россиян, несмотря на массовый героизм солдат и офицеров, не сможем!
Помните, с каким лозунгом страна начала битву против фашизма? Тот самый простой и всем понятный лозунг, который озвучил Сталин и с которым всю войну солдаты шли в бой, рабочие и колхозники работали по 16 часов в сутки, партизаны уничтожали тылы врага: «Наше дело правое! Победа будет за нами!»
О целях и задачах СВО в перспективе
Вот и возникает простой и не простой вопрос. Можем мы сегодня вот так же просто сказать, что «наше дело правое»? Какое дело? Денацификация? Согласен, вполне решаемая задача. Решаемая сегодня, но без гарантий, что она не возникнет вновь завтра. Примеров в истории куча. В 1945 уничтожили, а через 50–60 лет нацисты опять спокойно гуляют по Европе и Америке.
Да и у нас, как бы мы не старались это забыть, совсем недавно фашисты открыто расхаживали по улицам. Помните «Черную сотню» Штильмарка, «Союз русского народа» Назарова и кучу мелких объединений фашистского толка? Причем фашизма именно германского, не итальянского варианта. Именно оттуда, из тех времен, у нас до сих пор иногда появляются факты межэтнической розни.
Демилитаризация? Тоже вполне выполнимая и понятная задача. И в 1945 была выполнимая и понятная, особенно в Японии. Демилитаризировали по самое не могу. И что сегодня? Опять же, не надо столетий и тысячелетий. Несколько десятков лет, и все всё забыли! Кто-нибудь сегодня вообще вспоминает о том, что Япония не имела права на собственную армию и флот?
Освобождение территорий республик? Тут вроде бы не подкопаешься. Освободили – значит освободили. А как быть с территориальными претензиями на наши Курилы? А польский Лемберг Варшава забыла? А немцы забыли о своих землях, которые у них забрали после Второй мировой? Примеров множество.
Почему это происходит? Во времена существования СССР о претензиях «шептали» во время проведения каких-нибудь «дней захваченных территорий». При этом любых чиновников, которые пробовали говорить от имени государства, затыкали моментально. Сегодня же государственные чиновники «делают карьеру» именно на вопросах возвращения «незаконно оккупированных» территорий.
Думаете, не будет такого после нашей победы? Все будет как после 1945? Увы, опять же, вспомним историю, все эти «возвращения из прошлого» происходили активно в «демократических странах». В том самом свободном капиталистическом мире, куда мы так хорошо «пришли» и сегодня пытаемся найти свое место. А мест-то «у печки» нет. Только там, «у двери», где «жить можно, но не в тепле»…
Сегодня мы тоже живем при капитализме. Плохом, хорошем, справедливом, несправедливом – не важно. Одна капиталистическая страна противостоит другим капиталистическим странам. Сколько раз это было в истории человечества? И чем такое противостояние заканчивалось…
Наше – это чьё?
Самое страшное, что произошло за эти десятилетия в России – это расслоение общества. Сегодня ситуация гораздо страшнее, чем была в 1941. Вернусь к сталинскому лозунгу. Точнее – к реакции на этот лозунг основной массы граждан СССР. От наркомов до зэков. Наше – значит моё! Личное дело каждого гражданина Советского Союза.
Нас разделили не по простому и понятному всем признаку – богатый или бедный. Мобилизация показала, что далеко не для всех богатых слово Родина – пустой звук. Даже попытки разделить нас по религиозному принципу провалилась. Как и раньше – в одном окопе, плечом к плечу воюют христиане, мусульмане, буддисты, иудеи и представители других религий. Нас разделили по ментальному целеполаганию.
Большинство, как это всегда было и есть в России, пошли защищать свое Отечество. Но довольно приличная часть известных людей, обласканных властью, имеющих государственные награды, богатых и успешных, позорно бежали на Запад. Сработал инстинкт самосохранения. Или принцип, о котором мы слышали довольно давно. Помните – «человек мира» как политическое кредо?
Вот эти «человеки» и побежали в мир, чтобы спасти свои богатства и облезлую, никому не нужную, шкуру. О них написано много. В принципе, отношение к ним в России понятное. Предатели! Те самые современные власовцы, которые вернутся после окончания «заварухи». Вернутся и опять будут «в масле». Мы отходчивы и жалостливы. Они уверены в этом.
На другом полюсе – добровольцы, которые за прошедшие годы побывали на Донбассе. В какой-то степени это такие же радикалы, как и убежавшие, только со знаком плюс. Люди, которые реально сердцем прочувствовали боль дончан и встали на их защиту. Встали скорее вопреки воле собственного государства, чем поддерживая политику этого государства.
Даже сегодня, когда из любого утюга нам рассказывают, как государство заботится о призванных, их семьях, их жизни, они уверены, что в любом случае «что-то пойдет не так» и, направляясь в зону боевых действий, боец должен сам позаботиться о себе. Веры в своё государство, веры в страну у них мало. Дадут – спасибо, не дадут – всегда так было…
Теперь самые сложные категории. Мы. Те, кто сейчас дома, в теплой квартире, на любимом диване. Мы, которые даем советы по любому поводу, критикуем всех и вся, «снимаем и арестовываем» чиновников и командиров за «бездарность». Готовы ли мы сегодня пойти защищать Родину, если это понадобится?
К чести нашего народа, вне зависимости от национальности, большинство пойдет на смерть ради Родины, ради своего народа, ради семьи, ради детей. Но есть и значительная часть тех, кто не пойдет. Мне скажут, что так было всегда. Да, было. Но мы не можем себе позволить (в силу демографической ситуации) это игнорировать.
Чем мотивируют свой отказ воевать эти люди. Самый частый аргумент, который слышу я, это «не хочу воевать за олигархов», подразумевая, естественно, и власть в стране. Почти под каждым материалом я читаю уже надоевшие комментарии: «а почему дети олигархов не на фронте, почему депутаты не на фронте» и т. п.
При этом нас совсем не интересуют те олигархи и депутаты, которые на фронте. Мы видим лишь то что хотим. Как лягушки. Нас не интересует окружающий мир. Нас интересуют только мухи и жуки, которые движутся, и что их можно съесть.
У меня нет цели «перевоспитать» этих людей. Во многом они правы. К примеру, в вопросах оплаты труда или поощрений. Лучше не сравнивать оплату дневного труда какого-нибудь известного актера и годовую зарплату даже хорошо (по периферийным меркам) оплачиваемого слесаря, токаря, тракториста, врача или учителя.
Просто «решать свои обидки» за счет собственного государства, собственного Отечества, собственного народа – подло. Выглядит это как предательство... Именно это я хочу довести до тех, кто обижен, кто хочет отомстить государству. В конечном итоге такая позиция ничем не отличается от «моя хата с краю».
А с теми, кто сбежал, кто занимает сегодня открыто антироссийскую позицию, и прочими борцами за мир ради мира любой ценой – мы разберемся. И в ходе этой СВО, и потом, после её окончания. Парадокс, но война имеет не только отрицательные, но и положительные свойства. Одно из таких свойств – это очищение общества от всплывшего за время мира дерьма.
Экономика войны или война экономики
Я достаточно внимательно слушал выступление нашего президента на координационном совете по обеспечению потребностей СВО. Слушал и ловил себя на мысли, что это в моей жизни уже было. Было тогда, когда я был молод, полон сил и верил в светлое будущее, которое мне принесут «на блюдечке с голубой каемочкой».
Опять «ускорить, углубить, расширить»... Не хватает только гласности. Был у нас уже такой руководитель страны. «Надо повысить эффективность работы», «необходимо максимально использовать потенциал экономики»... Чем это все закончилось, мы знаем. Углубили, точнее – это же слово, но без первых трех букв.
Я слушал президента и понимал, что мы на пороге серьезных изменений. Если угодно, на пороге новой перестройки. О чем говорит президент Путин? Необходимо увеличить темпы экономического развития, необходимо давать реалистичные оценки состояния экономики и армии, не врать на обывательском языке. Нам необходимо быстро перестроить работу всех сфер экономики в новых условиях, в новом формате.
Возможно, я слишком внимательно читал выступление президента Путина. Читал просто потому, что ожидал объявления новой стратегии России, нового курса развития страны. В какой-то мере мои предположения подтвердил наш главный «работяга», премьер-министр Мишустин.
Он говорил просто и понятно. Использовать все мощности экономики, от огромных компаний до предприятий малого бизнеса, для выполнения заказов МО. Своеобразное «Все для фронта – всё для Победы» в современном варианте. Действительно, СВО вскрыла множество проблем в экономической сфере, которые необходимо быстро решить.
Все верно. Все правильно. Но я не зря начал с воспоминаний. Тогда все было точно так же. Только экономика была мощнее. Только не было санкций. Только не было СВО. Только не было явной угрозы мировой войны и т. д. И что? Мы объявили перестройку и... успешно развалили собственную экономику.
Я не склонен категорически обвинять Горбачева в предательстве. Виноват не столько он, сколько те, кто убеждал его в легкости перестройки и желании Запада нам помочь. Экономисты попросту «забыли» разработать механизмы реформ. «Рынок сам все решит». Увы, рынок – это конкуренция. Конкуренту не помогают, конкурента топят в трясине.
Примерно такая же ситуация сложилась у нас и в ходе СВО. Не думаю, что в верхних эшелонах власти решения принимаются спонтанно. Уверен, что прежде, чем принимать решение о СВО, правительство неоднократно просчитывало возможности нашей экономики, способность обеспечить потребности армии и ВС в целом. И вдруг через полгода после начала операции выяснилось, что необходимо экстренно что-то менять.
Мне кажется, если мы хотим победить, менять придется многое. От условий выполнения госзаказов частными компаниями до изменения порядка взаимодействия государства и частных компаний. Это будет жестко, даже жестоко, но без таких мер мы опять будем переживать перестройку Горбачева. Со всеми её ужасами и унижением.
Экономика войны выглядит совсем по-другому, чем экономика мира. И задачи решает совсем другие. Посмотрим, как справится правительство с этой нелегкой задачей. Крепкий тыл – это половина Победы.
Национальная идея
Вспомнилось выступление Рамзана Кадырова, в котором он фактически объявил совместный джихад Западу. Для многих стало неожиданностью то, что лидер Чечни оказался очень дальновидным государственным деятелем. Деятелем, который смог, пусть и с учетом кавказского темперамента, сформулировать те идеи, на которых сегодня базируется наш патриотизм.
Да, мы многонациональная страна. И каждый народ живет и развивается в соответствии со своими многовековыми обычаями и традициями. Россияне с гордостью говорят о своем народе. И дерутся на фронте точно так же. Наверное, многие уже заметили, с какой безбашенностью действуют кавказские подразделения, с какой ужасающей методичностью бьют врага представители Сибири, Алтая и Дальнего Востока.
В чем секрет такого поведения? В менталитете! Что главное для воина, который представляет малый народ? Главное – не быть вторым! Если ты второй, значит – уступил первому. Значит – ты хуже первого. А это пятно не только на тебе, но и на твоей семье, твоем народе, в конце концов. А цементирует это отвага и стойкость русских. Рамзан Кадыров очень четко это уловил.
Сегодня нет того лозунга, который бы поднимал солдат в атаку. «За Родину, за Сталина!» в любом варианте не проходит. Единственное, что близко и понятно любому солдату – это вера. И тут глава Чечни совершил революцию. Джихад вместе с христианами, буддистами и представителями других религий – это великолепно! Фактически объявлена война верующих в Бога против сатанистов. Кадыров своими словами просто озвучил то, о чем человечество говорит уже многие столетия. Бог един!
А тезис о семейных ценностях? Кто-то будет выступать против? Как четко было сказано о том, что мужчина и женщина – это от Бога. Все эти модные тенденции с изменением пола и объявлением якобы кучи новых «полов» – от лукавого. Мужчина – воин, добытчик, защитник семьи. Женщина же – мать, жена, сестра, хранительница очага. Она в основе сохранения нации, сохранения народа.
В целом же, как мне кажется, Рамзан Кадыров простыми и всем понятными словами сформулировал ту идею, которую мы ищем много лет. Национальные обычаи, национальная вера, национальные традиции и обычаи каждого народа при главенствующей роли русского народа как фундамента единства политической нации. Мы сильны, когда мы вместе.
Перестройка или все-таки революция?
Заканчивая материал, я просто обязан дать ответ на этот вопрос. По моему мнению, перестройка не решит всех проблем, которые всплыли сегодня. Нужна революция. Не та кровавая бойня, которую уже не раз переживала Россия, а спокойная, продуманная революция сверху. Нет необходимости крушить все и всех… Мы уже разрушали «весь мир насилия».
Необходимо создавать социальное государство. Государство, где каждый может самореализоваться в рамках закона. При этом государство будет помогать такой самореализации. Есть способности к бизнесу – вперед, в бизнес. Государство поможет. Хочешь быть рабочим, крестьянином, обычным служащим? Вперед, такая работа обеспечит тебе достойную жизнь.
СВО, кроме всего прочего, показала наличие в нашей стране огромного количества неравнодушных людей. Людей, которые не только говорят, но и делают. У нас огромный потенциал! В любых отраслях жизни. Как это будет реализовано, пока не знаю. Задача действительно сложнейшая. Но революция нужна. Революция с учетом национальных особенностей России.
Как вариант – можно рассмотреть китайский опыт. Но для этого должна появиться такая политическая сила, которую бы поддержало большинство народа. Те партии, что существуют сегодня, увы, на эту роль мало подходят...
- Автор:
- Александр Ставер
Свежие комментарии