На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Иосиф Калинин
    Ну, так зачем же Вы пишите, если "писать в интернете - последнее дело"!Рынки, московские...
  • Сергей Андросов
    Ты дебил? Во первых букварь выучи, а то непонятна твоя блевотина. А во вторых, с дивана слезь, стратех недоделанный! ...Угроза блокады Ка...
  • Eduard
    Есть толк!Если крадут деньги уже миллиардами на Государственном уррвне,то и говорить не о сем.Где гарантия,что вложен...Бойкот доллара. Б...

Средневековое оружие в миниатюрах

Средневековое оружие в миниатюрах
В эпоху Средневековья именно копье было главным оружием конной рыцарской схватки. Уолтер де Милимете: «О благородстве, мудрости и благоразумии королей», 1326–1327 гг. Церковь Христа, Лондон

«…и разведут огонь, и будут сожигать оружие,
щиты и латы, луки и стрелы, и булавы, и копья;
семь лет буду жечь их. И не будут носить дров с поля,
ни рубить из лесов, но будут жечь только оружие;
и ограбят грабителей своих…»

Книга пророка Иезекииля, 39:9, 10

История Средневековья. Сегодня у нас… совершенно «проходная» статья, абсолютно ничего нового не содержащая, кроме красивых миниатюр из средневековых манускриптов.

Напомню, что их очень много, так много, что и сказать невозможно, например, только по одной лишь «Хронике» Жана Фрауссара было изготовлено 86 копий. Уже и он сам умер, а копии продолжали переписывать и украшать миниатюрами, поэтому они все разные, хотя тексты практически одинаковые. А находятся они в самых разных местах, начиная от Британской библиотеки и до Музея и библиотеки Пирпонта Моргана. И в каждой свой набор иллюстраций, и каждый по-своему информативен.

И вот сегодня мы бегло пробежимся по всей истории рыцарского вооружения, а в качестве иллюстраций будут использованы «картинки» из манускриптов, с точным оформлением подрисуночных подписей. Это на тот случай, если кто-нибудь из читателей ВО вдохновится этой темой и решит испытать свои творческие силы в написании исторических статей с миниатюрами из манускриптов в качестве оформления. Чем черт не шутит, вдруг кто-то в этой теме себя попробует. Итак, начнем…


«Крылатое копье». Фрагмент миниатюры из манускрипта Геррады Ландсбергской «Сад наслаждений», 1195 г. Эльзасская библиотека Креди Мютюэль, Страсбург, Франция

Прежде всего отметим, что на миниатюрах 476–1450 гг. чаще всего изображалось такое оружие, как копье. Что, безусловно, говорит нам о том, что оно было самым распространенным видом оружия с глубокой древности.

Как известно, древнейшие наконечники копий, были найдены на востоке Африки задолго до Средневековья. Им примерно 280 тысяч лет, то есть они на 80 тысяч лет старше самых ранних останков людей современного вида Homo sapiens, и на 200 тысяч – других образцов аналогичных артефактов, которые до сих пор считались древнейшими!

Копья в древности применялись повсеместно, и от погибшего древнего Рима достались и воинам европейских «варварских королевств». Причем были они в основном с наконечниками двух видов: без перекладины на втулке и с перекладиной в форме двух довольно длинных выступов – так называемое «крылатое копье». Перекладина не позволяла наконечнику далеко войти в тело врага, но удорожала наконечник, так как в то время в Европе ощущался дефицит металла. Именно поэтому на охотничьих рогатинах X–XV вв. вместо металлической перекладины использовалась деревянная палочка на ремешке. Она вставала поперек движения древка и создавала на нем упор!

Такими копьями пользовались и всадники, и пехотинцы, вот только всаднические копья в то время почти всегда были длиннее, чем копья у пехоты. Затем в начале XIV века к копью всадника на древко была добавлена круглая металлическая пластина, которую в Англии называли «вамплейт», а во Франции рондель. В начале XV века можно уже обнаружить различие между копьями для войны и для рыцарских турниров.

Миниатюры этого периода показывают нам, что разница заключалась в том, что наконечники боевых копий, как и раньше, были либо плоскими, либо имели игольчатую форму. А вот те, что использовались на турнирах, стали тупыми. Причем турнирные копья часто высверливали внутри, чтобы они ломались даже при не очень сильном ударе, и этим самым спасали жизнь участникам состязания.

Боевые копья имели такую же форму, но при этом острый наконечник. Интересно, что если вдруг рыцарям поступал приказ спешиться и идти в бой, подобно пехотинцам, им приходилось обрубать слишком уж длинные древки, чтобы копьями было удобнее сражаться в рукопашной схватке. Древки копий в то время обычно делали из ясеня.

Так что отнюдь не меч, как очень многие считают, а именно копье было самым массовым оружием Средневековья, как гордых рыцарей, так и пехоты из простолюдинов. Большим был и их расход. Так, только лишь один рыцарь Ульрих фон Лихтенштейн всего за один «турнирный сезон» сломал 307 копий! То есть «производство» их было по-настоящему массовым!


Рыцарский поединок на копьях. У копья, что лежит на земле, уже имеется вамплейт. «Гирон ле Куртуа», 1420 г. Национальная библиотека Франции, Париж

Меч – второе по значимости оружие Средневековья, причем в большей степени оружие именно рыцарей, а не пехотинцев, поскольку хорошие мечи, как и доспехи, всегда представляли собой штучную работу.

Средневековые мечи имели своим предком римский меч, называвшийся спата и годившийся и для конницы, и для пехоты. Однако они вытянулись в длину, а со временем получили и рукоять другой формы. Почему-то некоторые у нас считают, что средневековые мечи были непомерной тяжести. Доводилось слышать, что весили они и 5, и 15, и даже… 50 кг!


«Каролингский» меч в «Штутгартской Псалтыри», ок. 830 г. Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт

Но это все выдумки! На самом деле вес средневекового меча, начиная от «каролингов» эпохи Карла Великого и его наследников, мечей викингов и «мечей крестоносцев», в среднем составлял всего один килограмм – какие-то весили чуть больше, какие-то меньше.

Двуручные мечи, которыми так любят вооружать своих героев романисты и кинематографисты, и вовсе не были оружием рыцарей, да и распространяться стали массово лишь… в XVI веке! А вот «мечи в полторы руки» или «мечи-бастарды» (то есть с удлиненной рукояткой, так что их можно было держать и двумя руками), появившиеся около 1240 года, действительно существовали. Самые большие мечи этого типа отличались клинками от 94 до 102 см и рукоятями в 23 см.


Рыцари с мечами в «полторы руки». Слева в руках у воина знамя Иерусалимского королевства. «Жития святых Эдмунда и Фремунда» 1433–1434 гг. Бери-Сент-Эдмундс, Британская библиотека, Лондон

Историками уже давно было замечено, что более ранние по времени мечи отличаются от более поздних. У первых клинок широкий, прямой, слабо заостренный и с одним долом с каждой стороны (дол – это канавка в центре клинка для облегчения веса). Вторые – похожи на вытянутый треугольник, обычно ромбического или шестигранного сечения. Вес их примерно одинаков, но первыми удобнее рубить, а вот вторыми – колоть!


Миниатюра из «Романсов об Артуре». На ней изображен одноногий рыцарь с клюкой и мечом сугубо колющего типа. Манускрипт 1275–1300 гг. Франция. Библиотека Йельского университета, Нью-Хейвен

Чтобы их все различать, английский историк Эварт Оукшотт придумал типологизацию, принятую сегодня большинством историков. В ней 10 типов рубящих мечей и 12 – колющих. Проще всего, однако, различать их по времени: до 1280 года мечи в основном были рубящими, зато потом – колющими, поскольку на воинах появилась броня из пластин.

Опять-таки, судя по иллюстрациям из манускрипта I.33, известного как «Фехтбух из Тауэра», написанного около 1300 года, либо между 1270 и 1340 годом, фехтование уже тогда существовало, и ему учились, как любому другому мастерству. И если «во времена викингов» удары были редкими, но сильными, а отражали их большим круглым щитом с умбоном, то на миниатюрах из этого манускрипта все основные удары показаны колющими, ну а щитом является небольшой круглый баклер. То есть мечами фехтовали уже в конце XIII века, а с появлением лат это и вовсе стало совершенно необходимым, чтобы нанести укол в места, прикрытые не пластинами, а только кольчугой или же попасть острием между ними.


Поединок на мечах. Миниатюра из «Фехтбуха из Тауэра» – самого раннего известного учебника по фехтованию. Рукопись Лондонского Тауэра I.33. Королевская Оружейная Палата


Точно такой же поединок из «Манесского кодекса». Рыцарь Дитмар дерется на мечах со своим противником и… одним ударом разрубает его шлем! «Манесский кодекс», ок. 1305–1315 гг. Библиотека университета Гейдельберга, Баден-Вюртемберг

Европейские средневековые мечи отнюдь не всегда были прямыми. Достаточно популярными были и… «кривые мечи». Где-то примерно в середине XIII века появились так называемые фелчены или фальшионы, имевшие расширяющийся в сторону острия, и при этом ещё и часто изогнутый клинок. Благодаря этому, имея смещенный вперед центр тяжести, они обладали очень мощным режущим или рубящим действием. Судя по миниатюрам, они использовались достаточно широко, а вот до нашего времени их почему-то сохранилось очень мало.

Другой разновидностью европейского «кривого меча» стали мессеры – клинки, одинаковые по всей ширине и с односторонней заточкой. Для фальшионов и мессеров разработана типология Элмсли – аналог типологии Оукшотта для мечей с прямыми клинками. Вес у фальшионов, несмотря на расширяющуюся, словно у мачете, часть клинка, был примерно такой же, как и у мечей. Например, известный «фальшион из Коньерса» при общей длине в 89 сантиметров весит всего 1,3 кг. Причем применяли их как самые простые воины, так и знатные особы!


Воин, стоящий слева, держит в руках фальшион с изогнутым клинком. Уолтер де Милимете. «О благородстве, мудрости и благоразумии королей», 1326–1327 гг. Церковь Христа, Лондон


Не брезговала сражаться ими даже знать. Причем у рыцаря в шляпе он почему-то с сабельной гардой! А на земле лежит ещё один фальшион и чей-то мессер, да и шлемы с голов у сражающихся так и падают! Уолтер де Милимете. «О благородстве, мудрости и благоразумии королей», 1326–1327 гг. Церковь Христа, Лондон


Удивительно, но именно фальшионы художники-миниатюристы чаще других мечей вкладывали в руки разным демоническим персонажам, а также подвергали явным художественным преувеличениям! «Душевный апокалипсис», до 1275 или после 1250 года. Бодлианская библиотека Оксфордского университета


Фрагмент миниатюры из манускрипта «Хорошие мирные жители», Италия, 1373 г. Библиотека Тривулзилиана, Милан. Тут и арбалет, и лук, и боевая коса, и даже два кинжала базилард...


А вот тут сразу и фелчен, и мессер и… шестопер – булава с боеголовкой из шести плоских пластин. Кстати, здесь даже цепочку видно, если приглядеться, идущую к рукоятке меча рыцаря в красном сюрко, изображенного в самом центре! Уолтер де Милемете: «О благородстве, мудрости и благоразумии королей», 1326–1327 гг. Церковь Христа, Лондон

Ну и, разумеется, и рыцари, и пехотинцы пользовались топорами (с луновидной формой лезвия и буквы «Г», положенной на левую сторону), а также шипастыми палицами, получившими название моргенштерн. Использовались и совсем уж редкие виды рубящего оружия, такие, например, как фошард (faux с фр. «коса»). Действительно, фошард больше всего напоминает огромный нож двуручного действия, хотя пользоваться им, скорее всего, было не так-то просто.

Изображения таких палиц в миниатюрах встречаются редко. Топоры чаще, но тоже не всегда и не всех типов. Поэтому есть смысл показать, как она выглядела в руках у человека, использовав для этого кадр из кинофильма «Тайны Бургундского двора». Там очень хорошо показана и булава с цилиндрическим ошипованным навершием, и боевой топор с т-образным топорищем.


Булава. Выбор графа де Сенака, «нехорошего человека», которого играет исключительно харизматичный Ги Делорм. Кадр из фильма «Тайны Бургундского двора»


Секиру выбрали оба главных героя: и положительный шевалье де Невиль (Жан Маре), и все тот же вероломный граф де Сенак. Кадр из фильма «Тайны Бургундского двора»


«Тройной цеп» – выбор шевалье де Невиля. Так в кинофильме названо это оружие и, надо заметить, чтобы владеть им, требовался навык, а так можно было и самому пораниться. Зато с его помощью противника можно было довольно легко обезоружить, что Невиль во время поединка Божьего суда и проделал…


А вот полнейший натурализм, свидетельство того, что иллюстратор данного манускрипта был не чужд военному делу: рыцарь двуручной фошардой разрубает противника на части, несмотря на кольчугу, да так, что при этом вылезли его кишки! Миниатюра из «Библии Мациевского», 1240–1250 гг. Библиотека и музей Пирпонта Моргана, Нью-Йорк

Интересно, что лук, при всей своей популярности и смертоносности, оружием рыцаря не считался. Его охотно использовали на охоте, причем даже женщины, но в бою стрелять с коня в рыцаря-собрата было просто неприлично. Одолеть его, сбить с коня, взять в плен, а затем получить с него выкуп – вот это было делом достойным! А стрелять по врагам из лука и уж тем более арбалета, причем запрещавшегося не раз римскими папами, могли только разве что простолюдины.

Интересно, что древнейший лук был обнаружен в Испании на берегу озера Баньолас, в окрестностях Барселоны. Возраст находки, по оценкам ученых, составляет 7,5 тысяч лет и в настоящее время это самый древний найденный лук. Причем он довольно хорошо сохранился, и видно, что внутренняя сторона у него плоская, а внешняя – выпуклая, а длина составляет 108 сантиметров. Он изготовлен из очень ядовитого, но в то же время весьма полезного для людей тиса ягодного, который служил материалом для большинства луков Европы эпохи неолита и… Средних веков! Интересно, что подобный же лук был обнаружен и рядом с мумией древнего человека Этци в Альпах.

Чтобы метко стрелять из лука, требовалось постоянно тренироваться, а чтобы форму стрелки не теряли, в той же Англии феодалы время от времени устраивали состязания стрелков из свободных крестьян и отмечали самых метких. Это позволяло англичанам всегда иметь под рукой отряды умелых стрелков, а вот французам приходилось за деньги нанимать отряды генуэзских арбалетчиков.

Кстати, сами луки у английских лучников были весьма велики, иной раз в человеческий рост и более. Стрелы пускались по наступающей французской коннице по команде, залпами, под определенным углом и падали на всадников сверху, поражая прежде всего их коней. Раненые лошади падали, придавливая всадников, или же ложились, будучи не в силах бежать дальше. Ну а сами лучники, воспользовавшись сумятицей, выбегали из-под защиты забитых в землю кольев (а они сражались именно так!) и… молотками со свинцовыми набалдашниками разбивали рыцарям головы!


«История сражений» или «Книга и подлинная история доброго короля Александра» (имеется в виду, разумеется, Александр Македонский), 1400–1425 гг. Париж. Британская библиотека, Лондон

Что касается арбалета, то есть лука, закреплённого на ложе со спусковым механизмом, то в Европе он также известен с римских времен, распространяться начал с X века. Оружие это изначально годилось только для охоты, поскольку было слабее лука. А слабее оно было потому, что сам лук ради удобства был коротким, а его тетива натягивалась руками.


Прославленный рыцарь Франции Бертран дю Геклен (об этом говорит его герб на джупоне) предлагает вражеской крепости сдаться. Позади него стоят лучники, готовые к стрельбе, а город обороняют арбалетчики. «Песня Бертрана дю Геклена», 1380–1392 гг. Париж. Британская библиотека, Лондон

Популярности способствовало то, что обучение стрельбе из арбалета было намного легче и требовало меньше времени по сравнению с овладением искусством стрельбы из лука. С целью облегчить натяжение, а заодно сделать лек арбалета сильнее, придумали натягивать его тетиву при помощи поясных крюков, сначала одного, а затем и двух.

Арбалетчик вставлял ногу в стремя на конце желоба арбалета, наклонялся, зацеплял крюком (или крюками) тетиву, после чего разгибался, а тетива этими крюками натягивалась. Такая система распространилась в Европе с XIII века, и это был серьезный шаг вперед.

Ещё более мощными стали арбалеты в годы Столетней войны, когда появилось приспособление, называвшееся «английским воротом». Он имел систему полиспастов, две рукоятки и надевался на приклад. А в Германии с уже конца XIV века арбалет начали снабжать реечно-редукторным механизмом, называвшимся кранекином. Такой тип натяжного устройства был удобнее и прочнее блочного, и он позволял натягивать луки даже самых мощных арбалетов.


Генуэзские арбалетчики против английских лучников. «Битва при Креси», 1346 г. Миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара (1337–1410), иллюстрированных копий, заказанных фламандским дворянином Луи де Груутузе в 1470-х годах. Национальная библиотека Франции, Париж


Лучники и арбалетчики, используя арбалеты с «английским воротом» (один такой ворот лежит на земле), ведут обстрел города, поддерживая своих товарищей, идущих на штурм. Защитники города бросают на головы последних мебель, камни и даже глиняную посуду. «Осада Обентона», 1340 г. Миниатюра «Хроник» Жана Фруассара (1337–1410), иллюстрированных копий, заказанных фламандским дворянином Луи де Груутузе в 1470-х годах. Национальная библиотека Франции, Париж

На основе миниатюры из манускрипта Уолтера де Милимете «О благородстве, мудрости и благоразумии королей», подаренном королю Англии Эдуарду III при его восшествии на английский престол, можно сделать вывод, что пороховые орудия в той же Англии применялись уже в 1327 году, хотя и были очень примитивными. Но они совершенствовались и в XV веке эксплуатировались уже очень широко…


На этой иллюстрации стрелок держит в одной руке раскаленный прут, а в другой – жаровню с углями. Почему используется не горящий фитиль? «Военная книга», 1437 г. Национальная библиотека Австрии, Вена

А все дело в том, что порох XV века представлял собой очень мелкий порошок, слипающийся в комья. В нем не было воздуха для горения, поэтому поджечь его в стволах орудий, где он сбивался в одну плотную массу, не удавалось. Приходилось использовать раскаленный прут. От него селитра, входившая в порох, начинала плавиться, выделяла кислород и порох вспыхивал! Поэтому без жаровни долгое время обойтись было невозможно!

Удивительно, но изобретение пороховой артиллерии далеко не сразу отменило применение метательных машин типа требюше, использовавшихся вплоть до конца XV века!


Требюше. Миниатюра манускрипта «Книга войны» 1496 г. Библиотека Гейдельбергского университета
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх