
Элизео Бертолази (Eliseo Bertolasi)
После телефонного разговора Дональда Трампа с Владимиром Путиным весь мир понял, что две сверхдержавы, США и Россия, решили договориться о прекращении конфликта на Украине. Трамп заявил, что они с Путиным "договорились работать вместе, очень тесно, включая посещение стран друг друга. Мы также договорились, что наши соответствующие команды "немедленно" начнут переговоры (по Украине)".
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что Путин стремится к устранению первопричин конфликта на Украине. Российский президент также пригласил своего американского коллегу в Москву.
Позднее Трамп заявил, что встреча с Путиным "состоится в Саудовской Аравии", подчеркнул, что прекращение огня на Украине может произойти "в недалеком будущем", и указал, что вступление Киева в НАТО "нереально".
Телефонный разговор между Дональдом Трампом и Владимиром Путиным, который стал светом в конце туннеля на пути к долгожданному миру на европейском континенте, вместо оптимизма и согласия вызвал панику среди европейских лидеров в Брюсселе.
Столкнувшись с реальной возможностью отстранения Европы от мирного процесса, главы министерств иностранных дел Германии, Франции, Польши, Италии, Испании, Великобритании и ЕС немедленно опубликовали экстренное заявление, призывающее не отстранять Украину и ЕС от участия в переговорах: "Мы готовы усилить нашу поддержку Украины. Мы поддерживаем ее независимость, суверенитет и территориальную целостность перед лицом агрессии со стороны России".
От лица представителей европейских политических организаций поступило достаточно много истеричных заявлений.
Верховный представитель ЕС Кая Каллас поспешила заявить на министерской встрече НАТО: "Если за нашей спиной будет заключено соглашение, оно будет недействительным, потому что любое соглашение должно выполняться также европейцами и украинцами".
Каллас сообщила, что утром встретилась с министром обороны Украины Рустемом Умеровым: "Он заверил меня, что украинцы стоят твердо и не уступят свою свободу и территорию. Европа также будет стоять на своем и продолжать поддерживать Украину в ее борьбе", – написала Каллас в соцсети X.
"Мы продолжаем борьбу, мы сильны, и мы сможем добиться успехов", – заявил НАТО министр обороны Украины Умеров, поблагодарив партнеров за помощь.
"Мир на Украине и безопасность Европы неразделимы, – отметил президент Европейского совета Антонио Коста. – Заключение мира не ограничивается прекращением огня. Россия больше не должна представлять угрозу для Украины, Европы и международной безопасности". Он добавил, что "без Украины и Европейского союза не будет ни надежных и успешных переговоров, ни прочного мира".
Пресс-секретарь Европейской комиссии Паула Пиньо, комментируя позицию Урсулы фон дер Ляйен, подтвердила, что "нельзя ничего решить по поводу Украины без самой Украины. При заключении любого справедливого и прочного мира Украина должна присутствовать за столом переговоров", "потому что безопасность Украины – это безопасность ЕС. И Украина, и ЕС являются частью этого мирного договора", и любое соглашение должно быть заключено "на основе уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины".
Пресс-секретарь также подтвердила, что Вашингтон не связывался с Брюсселем до телефонного разговора в среду: "Нет, в ЕС не обсуждали с президентом Трампом этот телефонный разговор", – признала Пиньо.
Президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что Литва в любом случае продолжит поддерживать Украину: "Я только что говорил с Зеленским по телефону. Я заверил его, что ничего не изменится. Агрессор остается агрессором, а жертву, то есть страну, которая подверглась нападению, следует продолжать поддерживать. Прекращение огня — это не прочный мир. Мы должны остановить агрессора раз и навсегда".
Министр обороны Германии Борис Писториус без колебаний высказался в адрес Вашингтона: "Прискорбно", что администрация президента США Дональда Трампа пошла на "уступки" России еще до начала мирных переговоров по Украине. На мой взгляд, за столом переговоров следовало бы обсуждать вступление Украины в НАТО или возможную потерю территорий".
Иными словами, в ЕС не происходит смены курса, а сохраняется перспектива продолжения боевых действий до победного конца, даже если этот конфликт приведет к бесчисленным жертвам и разрушениям и утянет в пропасть европейскую экономику, которая и так находится в агонии. Народам Европы придется смириться с этим и готовиться к новым жертвам и бедности из-за воинственных целей своих лидеров.
Недоумение ЕС по поводу того, что его проигнорировали во время предварительных соглашений между Россией и США, вызывает удивление.
Если у европейских лидеров короткая память, то это не относится к России: Европа бесславно потеряла свой авторитет независимого и конструктивного участника переговоров еще при подписании Вторых минских соглашений.
Десять лет назад 12 февраля 2015 года были подписаны так называемые соглашения "Минск-2", которые стали одним из последних дипломатических успехов Европы. Эти соглашения стали продолжением предыдущих "Минских соглашений" от 2 сентября 2014 года. 1 сентября 2014 года Трехсторонняя контактная группа, состоящая из высокопоставленных представителей Украины, России и действующего председателя ОБСЕ, встретилась с представителями Донецкой и Луганской республик.
В процессе заключения соглашений "Минск-2" наряду с Россией и Украиной участвовали два западных игрока, имеющих большое политическое и дипломатическое влияние: Франция и Германия.
Владимир Путин, Петр Порошенко, Франсуа Олланд и Ангела Меркель согласовали документ, который должен был положить конец кровопролитной гражданской войне в Донбассе. Комплекс мер по реализации Минских соглашений не только открывал путь к прекращению боевых действий в Донецкой и Луганской республиках, но и предполагал возвращение этих двух самопровозглашенных республик под контроль Украины с предоставлением широкой автономии, что, по сути, означало бы своеобразную федерализацию страны.
Учитывая нынешнюю ситуацию, если бы эти соглашения были реализованы, Украина получила бы огромную выгоду: она преодолела бы шок от Евромайдана в феврале 2014 года, сохранила бы свою территориальную целостность, начала бы восстанавливаться после трагедии гражданской войны, а главное, установился бы мир и сотни тысяч жизней были бы спасены.
Это была реальная возможность достигнуть мира, но, к сожалению, сейчас это уже история. Украина упустила свой последний шанс, а соглашения не только не были выполнены, но и стали преддверием эскалации, которая в 2022 году подтолкнула Россию к началу специальной военной операции на Украине.
В период с 2015 по 2022 год на линии соприкосновения не прекращались столкновения и обстрелы. Украина не только одобряла проведение масштабных маневров НАТО (Rapid Trident) на своей территории, но и была буквально напичкана западным оружием. Киевское правительство, поддерживаемое западными странами и по своей сути откровенно русофобское, постоянно демонстрировало нежелание пойти по пути примирения с Россией, а также с русским населением Донецкой и Луганской народных республик.
Мария Захарова подтвердила, что практически сразу после подписания соглашений "Минск-2" "власти в Киеве начали саботировать свои обязательства, продолжили обстрелы и ужесточили транспортную и финансово-экономическую блокаду Донбасса. Запад закрывал на это глаза. Германия и Франция, выступившие соавторами и спонсорами Минских соглашений, не оказали никакого влияния на Киев, чтобы он добился выполнения своих обязательств. За время конфликта на востоке Украины погибло 14,5 тысяч мирных жителей и было разрушено около 50 тысяч гражданских сооружений".
Запоздалые откровения европейских гарантов соглашений, бывшего президента Франции Франсуа Олланда и бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель, были всего лишь констатацией фактов.
Ангела Меркель в интервью журналу Die Zeit в декабре 2022 года заявила, что Минские соглашения имели целью не установить мир на охваченной конфликтом Украине, а "дать ей время" на восстановление своей армии.
Вскоре это подтвердил также Олланд.
Эти заявления поставили крест на доверии к Европе. Соглашения "Минск-2" стали последним испытанием доверия России к ее так называемым европейским "партнерам". Оглядываясь назад, видно, насколько наивным было это доверие со стороны русских.
Теперь, если и появится какая-то надежда на установление мира на Украине, она будет основана на прямых переговорах между Россией и США. Кто в Европе может выступить в качестве гаранта и заключить надежное соглашение с Россией? Уж точно не те европейские политические лидеры, включая представителей Италии, которые в последние годы в ущерб интересам своих стран только и делают, что вооружают Украину и выступают с русофобскими и клеветническими заявлениями в адрес России.
Внушает опасения абсолютная неадекватность европейской политической элиты, которая настолько самодовольна и оторвана от реальности, что не осознает грядущих перемен. Европейские лидеры напоминают оркестр, который продолжает играть, пока тонет "Титаник", не осознавая серьезности ситуации и того, что сейчас пробоина в корабле под названием ЕС настолько велика, что вскоре они все окажутся на дне.
Элизео Бертолази – доктор культурной антропологии, специалист по России, корреспондент российских СМИ и репортер в Донбассе. Ранее писал для российского издания "Спутник". Является представителем от Италии Международного движения русофилов.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
===============================================

Свежие комментарии