На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В бой с неба: вооружение десанта XXI века

В бой с неба: вооружение десанта XXI века


Гвардия


Воздушно-десантные войска (ВДВ) всегда были одним из символов военной мощи, вначале СССР, а затем и России.

Они принимали участие практически во всех войнах и вооружённых конфликтах, в которых тайно или явно принимал участие Советский Союз. Именно в ВДВ был сделан особый акцент на крепость боевого духа, решительность, бесстрашие, в результате чего отслужившие в ВДВ бойцы считали и считают себя своего рода кастой.

Впрочем, есть один нюанс, который несколько смазывает картину. Технически основным отличием ВДВ от Сухопутных войск (СВ) является их высочайшая мобильность, обеспечиваемая возможностью авиадесантирования живой силы и техники парашютным способом.


Так вот, исходя из открытых данных, авиадесантирование как способ развёртывания крупных подразделений ВДВ иначе как на учениях нигде не применялось. По сути, ВДВ использовались как лёгкие наземные силы, вынужденные героизмом и готовностью к самопожертвованию компенсировать нехватку тяжёлой техники и огневой поддержки.

Причина того, что ВДВ не развёртывались парашютным способом, проста: даже во времена Второй мировой войны артиллерийские средства противовоздушной обороны (ПВО) могли нанести десанту значительный ущерб ещё на этапе развёртывания, а после появления зенитных ракетных комплексов (ЗРК) ситуация ещё более усугубилась.

В наше время рассчитывать на успешное проведение полномасштабной авиадесантной операции парашютным способом может только безумец. Невозможно обеспечить стопроцентное подавление ЗРК противника, которые могут работать в засадном режиме, причём, в случае использования ЗРК пассивных средств обнаружения, например, оптико-электронных систем (ОЭС), их нельзя будет обнаружить заблаговременно.

А приземляющихся на парашютах десантников и технику будут расстреливать не только из всех видов стрелкового оружия, но и атаковать с помощью FPV-дронов – не факт, что до земли вообще хоть кто-то долетит.


В момент десантирования бойцы и техника будут абсолютно беззащитными перед FPV-дронами

Эволюция целей и задач ВДВ


В августе 2022 года мы уже говорили на эту тему в материале Необходимость эволюции вооружения и тактики воздушно-десантных войск как следствие проведения спецоперации на Украине. В том материале были озвучены следующие тезисы по возможному применению ВДВ в войнах и вооружённых конфликтах настоящего и ближайшего будущего, в частности:

1. Использование ВДВ в формате большого числа разведывательно-диверсионных групп (ДРГ), действующих в оперативном тылу противника по принципу «вдарь и беги», обеспечивающих преимущественно не самостоятельное уничтожение целей, а выдачу целеуказания для внешних дальнобойных средств поражения.

Можно предположить, что глубина заброски составит порядка сотни километров – на таком расстоянии целеуказание ДРГ смогут отрабатывать РСЗО, артиллерия и авиация с помощью управляемых ракет и авиабомб с унифицированными модулями планирования и коррекции (УМПК), а также беспилотные летательные аппараты (БПЛА) различного назначения, в том числе и БПЛА-камикадзе, например, семейства «Ланцет».


На бойцов ДРГ ВДВ могут замыкаться десятки-сотни разведывательно-ударных контуров, а средства разведки и целеуказания станут их основным оружием

2. Использование ВДВ как средства оперативного усиления подразделений Сухопутных войск на выбранном участке линии боевого соприкосновения, участия в наступлении на позиции противника или имитации такого наступления (принуждения противника к манёвру).

3. Использование ВДВ для ликвидации прорывов противника.

Для этого потребуется максимальное насыщение ВДВ высокоточным оружием различного типа, а также, в первую очередь, беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) различного назначения.


Преимущественным способом перемещения подразделений ВДВ станет аэромобильный, развёртывание парашютным способом станет значительно менее востребовано.

Теперь, спустя более чем три года после начала проведения специальной военной операции (СВО) на Украине, можно уверенно говорить о том, что альтернативы предложенному формату использования ВДВ практически нет.

Применение ВДВ в формате ДРГ — это тема для отдельного разговора, а сегодня мы поподробнее рассмотрим вооружения, которые могут эффективно применяться ВДВ при решении задач по оперативному усилению подразделений Сухопутных войск на выбранном участке линии боевого соприкосновения (ЛБС) для участия в наступлении на позиции противника (или имитации такого наступления — принуждения противника к манёвру), а также для ликвидации прорывов противника.

Вооружение


БПЛА, БПЛА и ещё раз БПЛА.

Сколько FPV-дронов можно доставить самолётом или вертолётом вместо одной боевой машины десанта (БМД) или самоходной артиллерийской установки (САУ)?

Скорее всего, несколько тысяч единиц.

Насколько большую огневую мощь подразделению они предоставят по сравнению с одной БМД или САУ?

Это не означает, что других вооружений, кроме дронов, в ВДВ быть не должно, но именно БПЛА будут составлять костяк огневой мощи лёгких мобильных сил, к коим, безусловно, относятся ВДВ.


Китайский БПЛА-бомбардировщик

БПЛА-разведчики, БПЛА-бомбардировщики, БПЛА-камикадзе, в том числе (и в основном) FPV-дроны самолётного и мультикоптерного типа, наземные дроны на колёсном и гусеничном шасси, дроны-постановщики мин и дроны для разминирования, дроны снабжения и дроны для эвакуации раненых.

По сути — это поле непаханое для исследований и разработок, поскольку никто в мире эту работу ещё не проводил в полном объёме. Возможно, часть разработок, которые могут быть использованы в интересах ВДВ, будут вестись в Войсках беспилотных систем (ВБПС), которые вроде бы как планируется создать в Российской Федерации.

Разумеется, верно и обратное – ВДВ, впрочем, как и всем остальным, необходима защита от дронов – полуавтоматические дробовики со специальными боеприпасами, которые должны поставляться централизованно и которых должно быть много, пулемёты с тепловизионными прицелами для того, чтобы уничтожать БПЛА типа «Баба-Яга», «зенитные» FPV-дроны и многое другое.


Тепловизионный прицел на пулемёте с выводом изображения на дисплей. Изображение «Лаборатория ППШ» / ТГ-канал «Осведомитель»

А для того чтобы дроны противника можно было своевременно обнаруживать и уничтожать, необходимы современные малогабаритные радиолокационные станции (РЛС), аналоги израильской RADA RPS-42, оптико-электронные станции, включающие в себя высокоэффективные тепловизоры, акустические станции разведки и детекторы электромагнитного излучения – всё вышеперечисленное в автоматическом режиме должно объединяться в единую систему при развёртывании, впрочем.


Израильская РЛС RADA RPS-42

Что касается других вооружений, то здесь у нас будут два основных критерия: максимальная мобильность и минимальный расход боеприпасов. Полуавтоматические снайперские винтовки в сочетании с обучением бойцов по специальности, если проводить аналогию с ВС США, designated marksman («назначенный стрелок»), лёгкие миномёты, противотанковые управляемые ракетные комплексы (ПТРК), переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) и перспективные ЗРК, способные эффективно применяться в засадном режиме, минно-взрывные средства, в том числе и «умные», и так далее, и тому подобное.

Многие типы вооружений могут размещаться на роботизированных платформах – ПТРК, пулемёты, даже FPV-дроны.


Роботизированный комплекс «Маркер». Изображение НПО «Андроидная техника»

Для развёртывания оборонительных позиций важное значение будут иметь возимо-носимые автоматизированные огневые точки.

Разумеется, боевые машины огневой поддержки, например, такие как САУ 2С25 «Спрут-СД», 2С9 «Нона-С», 2С31 «Вена», никуда не денутся, поскольку все задачи дроны решить не могут, но боекомплект данных САУ обязательно должен включать значительный процент управляемых снарядов и снарядов с дистанционным подрывом на траектории.


2С25 «Спрут-СД»

Вполне мог бы подойти для решения задач ВДВ мобильный снайперский комплекс повышенной дальности и могущества, который мы рассматривали в июне 2020 года в материале Автомобиль «Тигр-снайпер»: дистанционно управляемые модули высокоточного оружия для наземной боевой техники.


«Тигр-снайпер»

Выводы


Рассматривая вооружение десанта XXI века, необходимо уточнить – первой половины XXI века, поскольку предсказать, какие технологии и технические решения появятся через 75 лет, практически невозможно – кто считает, что это не так, пусть попробует мысленно перенестись в 1950-й год и попробовать предсказать вооружения, использующиеся сейчас в зоне СВО.

Впрочем, вооружение ВДВ какими-то перспективными образцами не имеет смысла в том случае, если их не удастся оперативно доставить на ЛБС. В следующем материале мы поговорим о перспективных средствах мобильности и обеспечения десанта первой половины XXI века.
Ссылка на первоисточник
наверх