Откуда родилась идея поделить стариков на ранги, чтобы сэкономить денег
Действующую пенсионную систему, основанную на начислении баллов, надо менять, заявил депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Калашников. Новая система должна делить пенсионеров по рангам. Идею, к счастью, не поддержали в Минтруда, и то ладно.
По словам депутата, минимальной пенсии присваивается первый ранг, повышенной — второй ранг и так вплоть до максимальной. Всего рангов должно быть десять. В соответствии с какими-либо критериями пенсионера будут относить в тот или иной ранг.
Индексация пенсий, по мнению депутата, тоже должна будет происходить по рангам, но дифференцировано. Не обязательно индексировать все ранги одновременно, следует ориентироваться на экономическую ситуацию.
Предложение Калашникова прозвучало на фоне нового скандала вокруг ПФР, который несмотря на хронический дефицит средств (фонд дотируется из федерального бюджета), намерен строить в регионах новые офисы. Антон Силуанов от обсуждения этого вопроса в Госдуме уклонился.
Также глава Минфина отказался индексировать пенсию работающим пенсионерам. Раз пенсионер работает, то говорить об утраченном заработке нельзя, пояснил Силуанов. «Здесь вопрос даже не в деньгах, наверное, а в некой справедливости», — пояснил он.
Подобное циничное отношение чиновников, повышение пенсионного возраста, заморозка накопительной пенсии и общая неразбериха привели к тому, что большинство россиян, согласно опросу, уже не надеется на государство и намерено копить на пенсию самостоятельно. Накопит ли?
А может цель пенсионных пертурбаций как раз и состоит в том, чтобы отучить население что-либо требовать от государства, перейти на полное самообеспечение и оставить, наконец, в покое разбогатевший после краха СССР класс имущих и обслуживающих их чиновников?
Как рассказал «СП» автор новой пенсионной инициативы — первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Сергей Калашников, о подготовке законопроекта речь пока не идет.
— Я просто высказал мысль о том, что необходима большая прозрачность начисления пенсий. Потому что сейчас это достаточно запутанная система формирования баллов, накопленных пенсионных прав. Разумнее сделать как это было в Советском Союзе, хотя это тогда не афишировалось. Есть минимальная пенсия, есть максимальная, а между ними есть определенные ранги.
Суть моего предложения в том, чтобы определить набор жестких, а не плавающих критериев, выводящих человека на определенный пенсионный ранг. Чтобы люди четко понимали, что влияет на их пенсию, чего им ожидать. Это сократило бы администрирование пенсий, упростило бы крайне запутанную сейчас пенсионную систему.
А самое главное, дало бы дополнительный эффект, чтобы управлять выплатой пенсий. Ведь страховые пенсии сейчас не покрывают реальных потребностей. Необходимо их индексировать. Понятно, что если пенсии колеблются от 15 до 60 тысяч, индексировать надо сначала выплаты нижних рангов — 15, 20 тысяч. А те, кто получает 60 тысяч в какой-то год можно и не индексировать.
«СП»: — А сам страховой принцип вы предлагаете оставить?
— Да, безусловно. У нас нет замены страховой пенсии. Хотя мы понимаем, что скоро она прикажет долго жить. Мы наблюдаем это в других странах. Население стареет, огромное количество профессий перестают быть нужными. К 2030 году 70 процентов профессий уйдет в небытие. Как поддержать людей? Надо думать.
Предложение Калашникова оценил его коллега по комитету экономической политики Госдумы, депутат от КПРФ Николай Арефьев.
— По пенсионному законодательству вопросов много. Но эти вопросы разбираются не в нашем комитете, а в комитете по социальной политике. Поэтому инициатива — это скорее всего частное мнение депутата, который хочет предложить какую-то новую пенсионную систему.
«СП»: — И как она вам? Страховой принцип он предлагает оставить…
— Мое убеждение — пенсии должны быть государственными. Следует упразднить Пенсионный фонд. Он слишком много тратит денег на строительство своих офисов, на зарплаты себе. О пенсиях он беспокоится меньше всего.
В ПФР крутятся огромные деньги. Почему бы их не консолидировать в бюджет? Это стало бы государственной гарантией выплаты пенсий. А сейчас все эксперименты сводятся к тому как сэкономить на пенсионерах. Должна быть одна политика — обеспечить людям старость.
«СП»: — В последнее время мы наблюдаем много разных предложений, споров на пенсионный тему. Но ни одна точка зрения так и не возобладала…
— Существующая пенсионная система не обеспечивает безбедного существования старикам. Увеличение пенсионного возраста, заморозка накопительной части пенсий, отказ от индексации работающим пенсионерам вызывают определенное брожение умов. Все хотят, чтобы было иначе.
Но у нас ведь моновластие «Единой России». Большая часть депутатов в Госдуме оттуда. Как она скажет, так и будет. Мы можем сколько угодно сотрясать воздух, но они ни к чему не прислушиваются и даже не обсуждают. Они знают, что все решает их фракция.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев не верит, что государство повысив пенсонный возраст сможет повысить и размер пенсий.
— Надо учитывать, что Калашников только что пришел в Госдуму взамен выбывшего Деньгина и старается быть «в струе». Мы видим, что администрация президента проводит бесконечные реформы, но от всех словоблудий становится только хуже.
У нас ведь было 143 негосударственных пенсионных фонда. Помните, как людей туда зазывали? Потом ввели накопительную пенсию. Около 300 млрд рублей собрали, а потом заморозили. А ведь ничего выдумывать не надо…
Надо вернуться к нормальной системе, к единой тарифно-квалификационной сетке. Сейчас большая часть ИП перешла в самозанятые. А они же взносы в фонды не платят. Но пользоваться всем хотят. А это означает субсидарную ответственность. Поэтому скоро наступит конец пенсионной системе.
«СП»: — Сейчас в первом чтении приняли федеральный бюджет. Хватит ли в нем денег дотировать ПФР в нужном объеме?
— Из-за льгот и снижения тарифов у ПФР выпадающие доходы даже в следующем году 481 млрд рублей, а бюджет возместит только 428 млрд рублей. А в 2023 году по прогнозу выпадающие доходы составят 848 млрд рублей. Поэтому словоблудие властей о том, что повысив пенсионный возраст они повысят пенсии ничем не подкрепляется.
Понятно, что стагнация экономики не стимулирует доходы. Но у нас идет колоссальная разбалансировка финансовой системы. Все фонды работают в интересах узкой группы людей. В любой кризис средства получают в первую очередь те, кто ближе к власти.
Они даже военным не индексируют пенсии уже пять лет, не индексируют работающим пенсионерам, хотя они заработали свою пенсию. Какое дело государству работают они или нет? Они же работают не потому что хотят, а потому что мизерной пенсии не хватает на жизнь.
Получается, люди сначала платили пенсионные взносы, потом власти сделали так, что они не могут жить на эту пенсию и в то же время не отдают людям заработанную ими пенсию. Это же не правильно! Послушайте, что говорил об этом Силуанов…
«СП»: — Мы думали, что Путин, поручив проработать вопрос индексации пенсий работающим, принял положительное решение…
— У нас нет системы контроля и ответственности. Прокукарекали, а там, хоть трав не расти.
Свежие комментарии