Во время второй турецкой войны первое деятельное участие в военных операциях Тормасов принял в походе 1791г., находясь в армии под командованием князя Репнина. Пожалованный 21 марта генерал-майором, он был назначен командиром бригады. В июне этого же года Александр Петрович находится в Измаиле, где комендантом тогда был генерал-поручик М. И. Кутузов. Под его началом он совершает удачную разведку - поиск за Дунаем, при этом с легкой конницей приостанавливает наступление турок, а 28 июня становится одним из организаторов победы, произведя смелую атаку во фланг оттоманской армии. За эти боевые действия А.П. Тормасов получил первую награду - орден св. Георгия 3-й степени.
После заключения Ясского мира русская армия направилась с берегов Дуная в Польшу на подавление вооруженного восстания под предводительством Костюшко. Находясь в корпусе Леванидова, Тормасов провел несколько успешных операций. Так, командуя отрядом, составленным из нескольких легкоконных полков, он разбил восставших поляков у местечка Мотарь. 28 сентября 1794 г. при осаде Варшавы вновь нанес победоносный удар. Разбитый Костюшко, раненный, бросил свою саблю и воскликнул: «Конец Польше!» При взятии Варшавы Тормасову было поручено преследовать и обезоружить бежавшие из Варшавы польские войска. Король Станислав Август прислал ему ордена Белого Орла и св. Станислава, а после подавления восстания императрица наградила орденом св. Владимира 2-й степени и Золотою шпагой с алмазами и надписью «За храбрость».
По восшествии на престол императора Павла I А. П. Тормасов был назначен шефом Орденского кирасирского полка, 6 февраля 1798 г. пожалован генерал-лейтенантом, а 18 сентября Орденский полк стал называться Кирасирским Тормасова полком. 11 июля 1799 г. Тормасов был уволен из армии, подвергшись гневу императора, но через год снова принят на службу с восстановлением всех чинов и званий. Более того, 6 декабря 1800 г. Тормасов назначается шефом лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка и через день командиром лейб-гвардии Конного полка, шефом которого был цесаревич Константин Павлович.
Служба в гвардии позволила быть лично известным наследнику престола великому князю Александру Павловичу, и при восшествии на престол юного монарха 15 сентября 1801 г. А. П. Тормасов был награжден чином генерала от кавалерии и назначен инспектором по кавалерии Днестровской, а 8 февраля 1802 г. - Лифляндской инспекций.
26 января 1803 г. А. П. Тормасов становится Киевским военным губернатором с подчинением управлению Минской губернии. В 1804 г. он занимается формированием армии на берегах Днестра, к которому вынуждало ухудшение отношений с Турцией. С окончанием порученной работы ему был пожалован орден св. Александра Невского.
После Тильзитского мира Тормасов просится в отставку, мотивируя ее ухудшением здоровья и безупречной 35-летней службой. Выполняя просьбу, 11 декабря 1807 г. император Александр I уволил его с правом ношения мундира и полной пенсией. Александр Петрович был уверен, что военная карьера его окончилась, но неожиданная смерть жены заставляет вновь обратиться с прошением принять на службу. 9 июня 1808г. он был назначен Главнокомандующим в Грузии.
Приехав к месту назначения, Тормасов убедился в сложности обстановки на Кавказе: Персия и Турция пытались объединиться для совместных действий против России. Абхазия заявила о неповиновении России, Дагестан ждал поддержки Персии, чтобы сделать то же самое. Для удержания в повиновении кавказских народов Тормасов имел всего лишь 42 тысячи войск. Благодаря раздорам между горцами, а также Турцией и Персией ему удалось избежать больших военных действий с их стороны. К тому же под его началом были такие известные генералы, как Котляревский, Лисаневич, Симонович, которые одерживали победы не числом , а умением. Когда персы нарушили перемирие и двинулись к Тифлису, Тормасов сам поспешил им навстречу, послав в обход через горы Лисаневича с приказанием захватить неприятеля врасплох и уничтожить. В результате внезапного нападения более 700 персов были убиты, весь лагерь, пушки и знамена достались победителям, потерявшим только 21 человека. Вместе с наградой Лисаневичу император Александр I прислал Тормасову алмазные знаки ордена св. Александра Невского и велел объявить по всей армии приказ, где было сказано: «Такой необыкновенный подвиг послужит примером потомству в том, что усердие, храбрость и труд заменяют число войск, преодолевают самые препоны природы и торжествуют над многочисленным неприятелем».
Страх, наведенный на персов и турок победами, позволил Тормасову усмирить бунт, начавшийся в Дагестане, куда успел убежать содержавшийся под арестом в Тифлисе царь Соломон. 16 ноября 1810г. Тормасов начал осаду крепости Ахалцых, но через десять дней снял ее, узнав, что в крепости началась чума. Опасаясь распространения заразы, он установил строгие карантинные меры, не допустив чумы в Грузию. Возвратившись в Тифлис 6 декабря 1810г., Тормасов отправляет всю семью царя Соломона в Россию, начав активно готовиться к походу против турок. К этому времени у него насчитывалось около 18 тысяч действующего войска. Однако военных действий не произошло из-за нерешительности турок. В сентябре 1811 г. Тормасов планировал приступить к дальнейшим действиям, но получил новое назначение.
Наградив Тормасова орденом св. Владимира 1-й степени, император Александр I назначает его Главнокомандующим третьей резервной армией. Она должна была защищать южную часть России. Прибыв в армию, Тормасов нашел ее состоящей из трех пехотных корпусов и кавалерийского корпуса графа Ламберта. Всего было 54 батальона, 76 эскадронов, 9 казачьих полков, насчитывающих 43 тысячи человек при 168 орудиях. В дальнейшем к ним присоединились еще четыре украинских казачьих полка.
15 июля 1812г. Тормасов со своими главными силами двинулся к Кобрину. Желая ввести неприятеля в заблуждение, он посылает отряд генерал-майора А.П. Мелиссино на Пинск, тем самым заставив французского генерала Ренье передвигаться в этом же направлении. В это время граф Ламберт и князь Щербатов захватили Брест и на другой день подошли к Кобрину. Разделяя ложное представление о передвиже нии русских войск, французы не заметили, как оказались в окружении, и после упорного сопротивления вынуждены были сдаться. Пленными оказались 9 штаб-офицеров, 57 обер-офицеров, 2234 рядовых, захвачено было 8 пушек и 4 знамени. Потери Тормасова состояли из 77 убитых и 182 раненых. Уважая храбрость французов, Тормасов возвратил пленным офицерам шпаги.
Кобринская победа имела большое значение. Она встревожила неприятеля и рассеяла миф о том, что Наполеон задавит Россию сотнями тысяч своих солдат, устремившихся сюда. После Кобринской победы Тормасов занял Пружаны и выслал отряды к Белостоку. Ужас объял Варшаву и все близлежащие земли, французские чиновники отовсюду собирались бежать. Тем радостнее была Кобринская,победа для России, первая, одержанная русскими в 1812г. Пушки и знамена, взятые в Пинске и Кобрине, были первыми трофеями, взятыми в Отечественную войну.
Выверенность и четкая обоснованность военных приказов проявляются гораздо быстрее, чем в других областях человеческой деятельности. Впрочем, как и скудоумное косноязычие. Ты приказал - и минуту назад спокойная масса людей пришла в движение, она пошла туда, куда ты направил ее, полководец, сиречь водитель полков. И горе тебе, если ты ошибся: поле брани покроется недвижными телами твоих солдат и товарищей - и не будет тебе прощения. Во веки веков.
Александр Петрович был хорошим военачальником: жестким, умным, осмотрительным. И на этот раз действия его подчиненных подтвердили устойчивую репутацию их командира: они поступали так, что не оставили почти сразу же противнику ни одного шанса не только на победу, но и на спасение. Имя Тормасова славили по всей России, восторг выражался криками радости, когда в московском театре пели:
«Слава генералу Тормасову, поразившему силы вражеские!». Благодаря Тормасова рескриптом, император Александр I пожаловал ему георгиевский орден 2-й степени и единовременно 50 тысяч рублей, «Ибо, - писал ему император, - мне известно, что состояние Ваше не весьма «избыточно».
Ободряемый наградами и вниманием монарха и Отечества, Тормасов хотел продолжить боевые действия, но недостаток продовольствия и боеприпасов не позволил ему сделать это. 18 июля он двинулся на Холмск, но остановился в Антополе, узнав, что армия Ренье уже соединилась с войсками Шварценберга и они продвигаются навстречу, чтобы взять реванш за Кобринское поражение. Тормасов приготовился встретить их с подготовленных позиций при Городечне. 31 июля начались боевые действия. Князь Шварценберг атаковал Тормасова с фронта, а Ренье стремился обойти его левое крыло. В таком боевом порядке сражались обе армии весь день до глубокой ночи. Тормасов удачно отразил все неприятельские атаки и полностью разбил два конных полка, посланные в тыл русской армии. Неприятельские войска вынуждены были отступить. Русские остались на поле сражения, взяв пленными 4 офицеров и 230 рядовых, со стороны французов убитых и раненых было 933 человека. Тормасов понимал, что дальше держаться невозможно, так как неприятельские войска в несколько раз превышают русские, и чтобы не быть окруженным, принял решение отступать, сдерживая натиск французов. Цель была одна - соединиться с Дунайской армией, которая после заключения Бухарестского мира шла к нему".
Умелыми действиями Тормасов лишил армию Наполеона подкрепления 30-тысячным австрийским корпусом, который возвратился на Волынь. Более того, в результате отдельных столкновений с австрийцами у них было захвачено в плен 150 человек и взято три австрийских штандарта - единственные трофеи в единственной войне, которую Россия вела с Австрией. 9 сентября 1812г. в Луцк пришла вся Дунайская армия, предводимая Чичаговым, став насчитывать с армией Тормасова до 60 тысяч человек. Учитывая превосходство над австрийской армией, возглавляемой князем Шварценбергом, Тормасов и Чичагов решили атаковать их. Но Шварценберг, не обостряя ситуации, перешел за Буг, покинув территорию России. Русская земля была здесь очищена от неприятеля, и южная Россия не увидела более знамен вражеских.
Вскоре Тормасову пришло Высочайшее повеление отправиться в главную квартиру М. И. Кутузова и вместо раненого князя Багратиона принять начальство над 2-й Западной армией. Таким образом он покинул юго-западные пределы империи, сохранив их от вторжения неприятеля, проявив бдительность и осторожность. Позаботился он также и о вывозе продовольственных запасов из Волыни, Подолии и самого Киева, чтобы их не пришлось уступить неприятелю.
8 октября Тормасов приехал в Тарутино, где находился Кутузов, который к этому времени сумел объединить 1-ю и 2-ю Западные армии. Кутузов очень радушно его встретил и назначил командующим армией, оставляя за собой только верховное распоряжение действиями. Через три дня армия выступила из Тарутина к Малоярославцу. Во время происходящего здесь боя Тормасов постоянно находился при Кутузове. В сражении под Красным Кутузов, намеревавшийся своими главными силами отрезать путь Наполеону, поручает это сделать Тормасову, с чем последний с честью справился, разгромив арьергард Наполеона и захватив 6 пушек.
После Красненских сражений главная русская армия не участвовала больше в сражениях. Кутузов преследовал Наполеона усиленными отрядами. Тормасов постоянно находился при нем, заботясь о сохранении войска, учитывая то, что приближались сильные морозы. После перехода Наполеона через реку Березину Кутузов временно поручает все командование армией вновь Тормасову, который привел ее в Вильну. Здесь он был удостоен императорского внимания. За великое участие, принятое им в Отечественной войне, Тормасов получил благодарность и орден св. Андрея Первозванного.
А. П. Тормасов находился в главной ставке при выступлении русских войск в заграничный поход. В декабре 1812 г. он и Дохтуров назначаются начальниками двух колонн, на которые разделена была Главная армия. Когда Кутузов смертельно заболел, император Александр I поручил Тормасову командование Главной армией. Последний привел ее к Люцену и был свидетелем Люценской битвы. После этого сражения он обращается с просьбой о своем увольнении в связи с ухудшением здоровья. Его просьба удовлетворяется императором, и он навсегда оставляет военное поприще, на котором столь доблестно служил 40 лет. Назначенный членом Государственного совета, Тормасов отправляется в Петербург.
По возвращении императора Александра I из Парижа в Россию чрезвычайное собрание Государственного совета. Сената и Синода решило просить монарха-победителя о позволении воздвигнуть ему памятник и дать название Благословенного. В числе депутатов, выступивших с прошением 3 августа 1814г., был и Тормасов.
Прибыв в Петербург, император Александр I, назначил Тормасова на одну из важнейших в то время должностей - Главнокомандующим в Москве. Тормасов оправдал доверие императора, успев за короткое время проделать громадную работу по восстановлению города, удовлетворению нужд горожан, за что жители Москвы в конце 1815г. сочли своим долгом засвидетельствовать благодарность свою императору за то, что он им назначил такого начальника, который, «сохраняя законы», был «равно внимателен к богатому и бедному», «сильному и слабому, в чести сущему и в убожестве пребывающему».
В августе 1816г. Александр I, приехав в очередной раз в Москву, возвел Тормасова в графское достоинство". Последний раз они встречались 1 августа 1818 г., тогда же король прусский, посетивший вместе с Александром I Москву, наградил Тормасова орденом Черного Орла. Здоровье Александра Петровича продолжало ухудшаться, весной 1819г. приступы болезни усилились. Лето принесло облегчение, но в октябре положение его стало безнадежным. Он не мог лежать, сидел в креслах, но все еще занимался делами в минуты облегчения. Даже 11 ноября писал собственноручно письма. В ночь на 13 ноября болезнь усилилась, в 6 часов утра Тормасов скончался на 67-м году от рождения. Москвичи большой траурной процессией проводили его до могилы в Донском монастыре. Супруга графа А.П. Тормасова, с которою он сочетался в 1797 г. и счастливо прожил 10 лет, урожденная фон Гейкинг, была лифляндской дворянкой. Их сын Александр умер в 1839 г. в звании камер-юнкера. С его смертью прекратился род графов Тормасовых.
А. П. Тормасов был высокого роста. Красавец в юности, он сохранил величественную внешность до старости. Щеголь смолоду, и в преклонных летах был щепетилен по отношению к одежде и таким выглядел на войне и в сражениях. Вспыльчивый нрав его сменялся добродушием. Простота и стремление к порядку отличали Александра Петровича в домашней жизни. Подчиненные нелегко выслуживали у него награды, так как хорошую службу считал он обязанностью каждого, за которую нечего награждать. Нелегко также было привыкнуть к строгому порядку и точности, которых он требовал во всем как в военное время, так и при управлении гражданском. Как полководец Тормасов принадлежал к тем военным людям, которые не ослепляют блестящими качествами, но умеют извлекать победу из сложившихся обстоятельств. Заслуживают особого внимания его способности военного администратора, которые были продемонстрированы им во время службы и подтверждены выбором Кутузова, поручившего ему управление армией в самое тревожное время.
Свежие комментарии