Хорошо известно, что для обретения и сохранения должного уровня престижа на региональных и мировом рынках вооружений, максимально возможного увеличения экспортного потенциала своей продукции, а также поддержания высокого морально-психологического состояния личного состава собственных вооруженных сил, многочисленные американские, западноевропейские и азиатские военно-промышленные корпорации зачастую прибегают к весьма изощрённым и не всегда объективным PR-«инструментам», способным вызвать в экспертных и обозревательских кругах не только удивление, но и крайне неоднозначную реакцию, вплоть до здравой доли возмущения.
К перечню подобного рода «инструментов» можно причислить и недавнее утверждение, озвученное небезызвестным в Поднебесной пилотом ВВС НОАК Ваном Сунси в интервью журналистам Центрального телевидения Китая (CCTV).
Все «Тридцатые» «под одну гребенку» или необъективное сравнение J-16 с ранними Су-30МКК/МК2 поколения «4+»
По мнению господина Сунси, серийно производимые мощностями авиастроительного гиганта «Shenyang Aircraft Corporation» и активно поступающие в строевые части ВВС Народно-освободительной армии Китая, многофункциональные истребители переходного поколения («4++») J-16 (включая их «помеховую» РЭБ-модификацию J-16D) превзошли наши тяжелые многоцелевые истребители семейства Су-30 практически по всему спектру тактико-технических параметров (включая параметры БРЭО и электродинамические характеристики/коэффициент снижения ЭПР), сохранив лишь их интегральную аэродинамическую компоновку планера.
Между тем данное пафосное утверждение высококвалифицированного пилота китайских ВВС не может не вызывать у нас определённой доли сомнения в его объективности.
Хотя бы по той причине, что в ходе сравнительного анализа обеих машин Ван Сунси руководствовался тактико-техническими параметрами бортового радиоэлектронного оборудования истребителей Су-30МКК и Су-30МК2, поставленных Военно-воздушным силам НОАК в течение первого десятилетия XXI века и заметно уступающих перспективным J-16/D в ходе различных военно-воздушных учений (как в отработке задач нанесения ударов по поверхностным целям, так и в осуществлении дальнего перехвата воздушных целей условного противника).
Вышеперечисленные «китайские» модификации «Тридцатых» располагают устаревшими бортовыми РЛС Н001ВЭ на базе антенных решеток Кассегрена с дополнительным «обводным каналом», на аппаратном уровне обеспечившим реализацию режима картографирования рельефа местности, и «урезанного» режима синтезированной апертуры (SAR) с низким разрешением, позволяющим лишь обнаруживать и классифицировать крупные радиоконтрастные поверхностные цели.
В ту же очередь, посредственный энергетический потенциал и низкая помехозащищённость обеспечивают радарам Н001ВЭ дальность «захвата» воздушных целей с ЭОП/ЭПР 1,5–1 кв. м порядка 75–80 км лишь при отсутствии интенсивного широкодиапазонного радиопротиводействия со стороны противника, в то время как высокоэнергетические и помехозащищённые АФАР-радары истребителей J-16 могут похвастаться как дальностью «захвата» целей с ЭОП 1 кв. м порядка 130–150 км, так и высочайшим уровнем помехозащищённости, позволяющим достичь лишь незначительного снижения дальности обнаружения и «захвата» целей противника в сложной помеховой обстановке.
Данная возможность была достигнута благодаря наличию в радиоэлектронной архитектуре передовых китайских АФАР-радаров более чем 1500 приёмо-передающих модулей, каждый из которых оснащён индивидуальным арсенид/нитрид-галлиевым СВЧ-транзистором и аттенюатором, что обеспечивает формирование глубоких провалов диаграммы направленности в направлении активных средств РЭБ противника.
Более того, данные бортовые РЛС способны функционировать в режимах синтезированной апертуры (SAR), обращённой синтезированной апертуры (ISAR) и сопровождения движущихся наземных целей GMTI.
Стало быть, гораздо более профессиональным и компетентным решением Вана Сунси могло бы стать исключительно сопоставление параметров многофункционального истребителя J-16 и более современных модификаций «Тридцатого» – Су-30СМ2, состоящих на вооружении ВКС России и подготавливаемых к обретению оперативной боевой готовности.
Невзирая на тот факт, что интегрированные в системы управления вооружением данных машин бортовые радары Н035 «Ирбис-Э» могут заметно уступать китайским АФАРам по уровню помехозащищённости, их более высокий энергетический потенциал (обеспечивает дальность захвата целей с ЭПР 1 кв. м на удалении 250–270 км) и аналогичный спектр режимов работы – способны установить паритет с радарами китайских J-16 в выполнении всего спектра задач «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», особенно после оснащения российских машин разрабатываемыми дальнобойными управляемыми ракетами воздушного боя «Изделие 180».
- Автор:
- Евгений Даманцев
Свежие комментарии