В эти дни в Латвии отмечают очередную годовщину январских событий на баррикадах – это события, происходившие, главным образом, в Риге с 13 по 27 января 1991 года и связанные с распадом СССР. Официально День памяти защитников баррикад отмечается в республике 20 января. Традиционно в этот день члены правительства и президент страны выступают с обращением к гражданам, в котором напоминают, что благодаря именно этим событиям в последние три десятка лет они стали жить намного лучше, чем во время ЛССР.
Напоминать об этом действительно необходимо: само население, занятое выживанием на задворках Европы (или, как недавно выразился латвийский композитор Раймонд Паулс – в ее «глухой провинции»), этого не замечает. Вот уже почти 18 лет, как страна официально находится в Евросоюзе, и практически единственным итогом этого стало уничтожение местного аграрного производства, рыболовной промышленности, которым славилась республика в советское время, а также ликвидацией большинства предприятий тяжелой промышленности. Таковы были условия, выдвинутые Брюсселем при принятии Латвии в ряды союза.
Вот только в Риге не учли, что одновременно с предприятиями ликвидируется огромное количество рабочих мест, а дотаций из бюджета ЕС не хватит, чтобы обеспечить оказавшихся безработными латышей социальным пособием, которого могло бы хватить на жизнь. Бывшие специалисты поехали на заработки в Европу, вот только устроиться там большинство из них смогло на низкоквалифицированную и, соответственно, низкооплачиваемую работу. При этом многие из них совершенно не знали языка той страны, куда уезжали за лучшей жизнью, и, подписывая трудовые договоры, в которых ничего не понимали, оказывались в совершенно кабальных условиях.
Вряд ли за такое будущее боролись защитники баррикад в 1991 году. Однако понимали это лишь немногочисленные организаторы этих беспорядков, которые преследовали свои цели. Судьба простых латышей была при этом им совершенно безразлична. «Латвия, как и весь советский народ, была очень наивна. Люди были пропитаны памятью о войне, политикой разрядки и миролюбия. Я уверен, если бы тогда им показать картинку сегодняшнего дня, они бы передушили всех сторонников Атмоды в ужасе…и этой наивностью, разумеется, воспользовались», - пишет он.
Напомним, в 1990 году в Латвии установилось двоевластие. В Верховном совете Латвийской ССР большинство мест получил Народный фронт. По его инициативе была провозглашена «Декларация о восстановлении независимости республики». Было создано национальное правительство, также были сформированы другие национальные властные структуры и органы исполнительной власти. При этом параллельно здесь действовали соответствующие советские учреждения. Между ними началось противостояние, вначале довольно мирное. Однако в конце 1990 года – начале 1991 года до сих пор неизвестными лицами было устроено несколько провокаций. В них обвиняли СССР.
13 января в Литве произошли печально знаменитые события у Вильнюсской телебашни. В ответ на это по инициативе Народного фронта добровольцы начали сооружать баррикады вокруг значимых объектов. Их намеревались «защитить» от советской армии. На строительстве баррикад была задействована тяжелая техника, было организовано питание «защитников», а у некоторых из них, по воспоминаниям свидетелей, было холодное и огнестрельное оружие. Все это очень напоминает то, что не так давно происходило на Украине, подчеркивает Авва.
В результате ряда провокаций в центре города завязалась перестрелка, семь человек было убито, еще десять ранено. Позже расследование так и не смогло разобраться, кто стрелял и откуда. Нынешние власти страны, разумеется, обвиняют в этом советских милиционеров и военных, однако доказательств этому представлено никогда не было. Закончились баррикады, впрочем, вполне мирно – было объявлено о необходимости обмена денежных купюр старого образца на новые с ограничением до тысячи рублей на человека, и защитники благополучно разошлись.
Позже, правда, еще были похороны жертв этих событий, которые вылились в манифестаци. Но в целом об этих событиях вполне ясно выразился другой латыш, Кристин Розенвалд, сын доктора философии Юриса Розенвалда: Нам – латышам – независимость досталась абсолютно бесплатно и случайно, как яблоко оно упало с дерева. Сейчас мы вынуждены воспроизводить миф о своей героической борьбе, о борьбе, которой на самом деле не было».
Свежие комментарии